Сплошное расстройство

Жители республики страдают от неврозов и расстройства влечения
A- A+
Недавно жители одного из многоквартирных домов Улан-Удэ в соцсетях жаловались на психически больного соседа, который гонялся с куском арматуры за пенсионеркой. Агрессивный мужчина ранее проходил лечение, но, судя по его поведению, оно не пошло ему на пользу. «Номер один» решил разобраться, грозит ли Бурятии всплеск таких заболеваний.

Мужчины сходят с ума чаще

Согласно статистическим данным, которые нам предоставил психоневрологический диспансер, мужчин, имеющих проблемы с психическим здоровьем больше, нежели женщин, - 69,1% против 30,9%.

Мужчины действительно чаще совершают странные, а зачастую и опасные для окружающих поступки. Так, весной 2019 года, на улан-удэнку в поселке Восточный напал неизвестный и, угрожая ножом, потребовал денег.

Свидетелем происшествия стал 49-летний прохожий. Услышав женские крики, он ринулся на помощь и, невзирая на опасность, освободил горожанку от злоумышленника. Подозреваемый, испугавшись, сбежал.

Злоумышленником оказался 37-летний местный житель, состоящий на учете в психоневрологическом диспансере и ранее привлекавшийся к уголовной ответственности за угрозу убийством. Мужчину поместили в медучреждение. 

Два года назад 35-летний житель села Шабур пробрался в дом к пожилым соседям и напал на хозяина. Мужчину спасла супруга, она смогла оттолкнуть грабителя, но тот не ударился в бегство, а переключился на нее – повалил на пол, стал угрожать изнасилованием и убийством. К этому времени на подмогу подоспел оправившийся от шока хозяин дома. Дело в итоге закончилось тем, что нападавший испугался и убежал. Когда грабителя задержали, он не мог ничего рассказать следователям, не помнил. 

Психолого-психиатрическая экспертиза, проведенная в Бурятии, не смогла ответить на вопросы, поставленные следствием, относительно вменяемости подозреваемого. Тогда его отправили в Иркутск для прохождения стационарной экспертизы. По результатам исследования обвиняемый был признан невменяемым.

Известно, что ранее мужчина не состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Однако наблюдался у врача-нарколога в наркологическом диспансере – после запоя у него была отмечена белая горячка. Мужчина неофициально работал на пилораме, проживал с гражданской супругой, детей не имеет. По решению суда его направили на принудительное лечение.

Но не все невменяемые люди столь агрессивны. Кому-то достаточно просто привлечь к себе внимание. Так, в том же 2017 году своим видом прохожих шокировал голый улан-удэнец, гулявший по улице Трубачеева. Очевидцы сообщали, что мужчина «в костюме Адама» ничуть не смущался своего вида. На удивленных людей он также не обращал внимания. Личность голого мужчины была быстро установлена. Местные жители рассказали, что он живет неподалеку и страдает психическим расстройством. 

В 2016 году на круговой развязке по пр. Автомобилистов – улица Ключевская бегал голый мужчина. Свидетелями того, как обнаженный человек бегает на оживленном участке дороги, стали жители близлежащих домов и автомобилисты, проезжавшие в этот момент в районе «кольца». Они же сообщили об этом в полицию. Приехав на место, сотрудники вызвали мужчине скорую помощь.

Весной 2015 года горожан удивила голая и босая девушка, которая бегала в районе ТЦ «Абсолют» в поселке Горький.  Нагая женщина вела себя весьма непринужденно, двигаясь возле автомобилей и задевая их руками. Вечером ее задержала полиция и передала в лечебное учреждение.

«Ученый стал требовать девушек для развлечений»

Пожалуй, все описанные выше нами случаи проявления меркнут в сравнении с тем, что произошло в республике в далеком 1986 году. 

- В республику приехали гости из Югославии в составе директора института экологии, его заместителя и доцента по приглашению БНЦ. Встречали их хорошо и радушно. При выезде на озеро Байкал один из сотрудников делегации, доцент, разделся догола и стал требовать девушек для развлечений. При отказе стал агрессивным, начал кидать огромные булыжники в сторону своих сотрудников и окружающих, никаким уговорам не поддавался. Впоследствии был доставлен в психиатрический стационар. Находясь на стационарном лечении, вел себя спокойно и интересовался выпиской.  Но однажды больной резко возбудился, подскочил к окну и разбил его, схватил осколки стекла и потребовал  немедленной выписки с угрозой, что порежет себе горло. Заставил главного врача сесть за руль машины, а лечащего врача посадил рядом с собой с требованием ехать в БНЦ. После случившегося больной был выписан из психиатрической больницы и доставлен в Москву, откуда был этапирован самолетом домой  в Югославию. Он страдал тяжелым психическим расстройством, лечился у психиатра. Наличие психического заболевания больной скрыл, - рассказал нам Виталий Гриф.

Другой, менее резонансный, но более опасный случай произошел с участием медсестры  республиканского психоневрологического диспансера. 

- Во время посещения больного на дому мужчина высказал недовольство тем, что его проверяют, и натравил на медицинскую сестру овчарку. Участковая медсестра успела заскочить и закрыться в туалете, где пробыла в течение несколько часов. Коллеги медсестры, заметив ее длительное отсутствие на работе, вызвали милицию и бригаду «скорой помощи». С их помощью медсестра была освобождена, - вспоминает главный врач психоневрологического диспансера Виталий Гриф.

Лидеры по психам

Как нам сообщил Виталий Гриф, психические заболевания в России и в Бурятии распространены не больше и не меньше, чем в других странах мира.

- Если говорить о такой серьезной патологии, как шизофрения, она составляет 1% заболеваний от всего населения. Если показатель меньше одного процента, это, скорее, говорит о неудовлетворительной работе службы психиатрической помощи, а если больше, то указывает на гипердиагностику, - отмечает главный врач.

Среди всего населения в Республике Бурятия показатель общей заболеваемости психическими расстройствами за 2018 год составил 3385 и повысился на 1,6% в сравнении с показателем за 2016 год, что незначительно превышает средний федеративный показатель - 2764,9 на 100 тысяч населения.

- Увеличение показателя по республике произошло за счет выявления больных с непсихотическими расстройствами (то есть это пограничные психические расстройства: неврозы, реактивные состояния, расстройства поведения адаптации, расстройства влечений и другие). Рост непсихотических расстройств является одной из основных тенденций распространенности психических заболеваний в современном мире, - говорит Виталий Гриф.

Вместе с тем, несмотря на то, что показатель заболеваемости психическими расстройствами в республике увеличивается, в психдиспансере уверяют, что эпидемии психических заболеваний в нашей республике нет.

Места хватит всем

Несколько лет назад в Бурятии остро стояла ситуация с нехваткой мест для пациентов в домах скорби. Сейчас показатель обеспеченности психиатрическими койками по Бурятии составляет 8,0 на 10 тысяч населения, по России этот показатель - 8,94. 

В республике сеть психиатрических учреждений, оказывающих специализированную помощь населению, представлена психоневрологическим диспансером на 510 коек, психотуберкулезным отделением в селе Ильинка на 30 коек, а также филиалом психоневрологического диспансера в селе Новая Брянь на 250 коек.

- В целом обеспеченность койками удовлетворительная. По клиническим показаниям госпитализация осуществляется в общепсихиатрические отделения - мужские и женские, детское и пограничное отделения в плановом и экстренном порядке, включая самообращения. В районах республики  стационарных коек для оказания специализированной медицинской помощи нет, - отмечает Виталий Гриф.

Отправить на принудительное лечение непросто

Возможно, людей с явными психическими отклонениями в Бурятии было бы меньше, если бы не было сложностей с их направлением на принудительное лечение.

Жители дома, о котором мы упомянули в начале статьи, смогли добиться изоляции своего соседа через Верховный суд. На это жильцам понадобилось полгода. Сейчас, когда мужчина снова  вышел из лечебного учреждения, он сыпет угрозами и гоняется за соседями, размахивая куском арматуры.

- В сухом остатке - дети перестали гулять. Мы просто боимся отпускать их во двор. Пожилые люди стараются не выходить без надобности из квартир. Что нам говорят? «Ну он же пока никого не убил, не изнасиловал». А что, необходимо дождаться? Так дождемся. То, что два года назад его приговорили к принудительному лечению, это слезы и горе всего дома. Полгода бились мы над этим. И вот  монстр снова здесь. Хоть кто-то может нам помочь? – взывают к помощи жители дома в Железнодорожном районе.

В психдиспансере отмечают, что психиатрическое освидетельствование допускается только с согласия самого пациента и его законного представителя, однако законом о психиатрической помощи предусмотрено условие, при которых освидетельствование возможно и без их согласия. Например, в случаях, когда лицо совершает действия, дающие основания предполагать наличие тяжелого психического расстройства, т.е. расстройства, лишающего больного способности к свободному волеизъявлению.

- Необходимо также, чтобы предполагаемое расстройство обусловливало хотя бы одно из трех возможных обстоятельств: непосредственную опасность больного для себя и окружающих; его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; существенный вред здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния, если больной будет оставлен без психиатрической помощи. Решение о недобровольном психиатрическом освидетельствование выносит судья по представлению врача-психиатра. В суд представляется заявление врача-психиатра о недобровольном психиатрическом освидетельствовании, врачебное заключение о необходимости его производства. Судья рассматривает дело с участием заинтересованных лиц. По итогам рассмотрения судья принимает одно из двух решений: о недобровольном психиатрическом освидетельствовании лица, при наличии у обследуемого психического расстройства, требующего недобровольной госпитализации, после чего инициируется процедура и ее применение. Процедура сложная, многоэтапная, решается в судебном порядке.  Либо это отказ в таком освидетельствовании, - рассказывает главный врач психоневрологического диспансера.

Таким образом, ситуация в Бурятии, с одной стороны, тревожная, с другой – в рамках всероссийских стандартов. Как ее изменить, непонятно. Ведь если инфекции и вирусы можно предупредить, то с болезнью души дело обстоит гораздо сложнее.

Лариса Ситник, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.