«Подложили свинью» землякам

Как власти поселения не дают жителям «аварийки» шанса на нормальную жизнь
A- A+
Многоквартирный дом по ул. Гагарина, 1, знают все тарбагатайцы. Ветхий двухэтажный дом. 12 квартир. Одного взгляда на грустное строение хватает, чтобы понять, что дом надо расселять и сносить. Собственно говоря, этого и хотят добиться люди. Но ни понимания, ни поддержки от муниципальной власти нет. Жильцы не понимают, почему тарбагатайские чиновники так относятся к своим обязанностям, к своим землякам-односельчанам. Они же обязаны работать на благо людей.

Нездоровая картина сложилась в крупном сельском районе Бурятии. Вместо того, чтобы помочь землякам, попавшим в сложную ситуацию, власти сельского поселения «Тарбагатайское» устроили дрязги и скандалы. От руководства поселения просто требовалось нормально, ответственно работать, реагировать на проблемы жителей, помогать решать их. Ведь именно для этого и существует власть. 

Однако в «Тарбагатайском» царит какая-то своя, особая атмосфера. Одергивать сельских чиновников приходится с помощью районной прокуратуры и суда.

Своими силами

Виктория Гордеева бьется за признание дома аварийным много лет. Как рассказала жительница села нашему изданию, она уже потеряла счет тому, сколько раз говорила местным чиновникам, что дом надо обследовать и включить в госпрограмму по ликвидации ветхого, аварийного жилья.

- Мы просили признать дом аварийным, наверное, с 2008 года, но добиться внимания не могли, - вспоминает наша собеседница. Видя безвыходность положения, люди были вынуждены обратиться к одной из улан-удэнских фирм, чтобы заказать обследование. Это произошло уже в 2017 году.

Эксперт Мурзина, которая занималась оценкой технического состояния строения, подошла к вопросу со всей тщательностью. Жители получили многостраничный акт экспертного исследования, где дом был разобран до мелочей. По каждой составной части – стенам, полу, печи, фундаменту и т. д. С фототаблицей, запечатлевшей упадок. Износ, например, полов оказался 80%: прогибы и просадка досок, щели, уклон по всей площади, повреждение, истирание, частично полы подверглись гниению и поражению жучками.

Фундамент – 80% износа: трещины, массовое отслоение бетона, неравномерная осадка с общим прогибом стены.

Печи – тоже 80%-ный износ: отклонение печных стенок от вертикального положения, сдвиги и трещины. Наружные стены дома деформированы, перекошены дверные и оконные косяки.

«Наблюдается нарушение жесткости сруба, искривление горизонтальной линии фасада на площади до 40%, следы увлажнения, гнили на уровне нижнего оклада венцов, выпучивание стен и прогибы», задокументировала эксперт. Акт подтвердил то, о чем годами говорили жильцы. Деформации и повреждения отражают исчерпание несущей способности. Есть опасность обрушения дома.

Эксперт Мурзина признала здание аварийным и подлежащим сносу. «Аварийное состояние дома представляет угрозу для жизни проживающих», прямо предупредила она в акте.

Встревоженные граждане вновь кинулись к властям.

- Акт мы предоставили в администрацию поселения, - говорит Виктория Гордеева.

Теперь-то должны обратить внимание, были уверены жильцы. Вскоре тарбагатайцы увидели, сколь наивны оказались их надежды. Руководство сельского поселения провело хитрейшую операцию, которая позднее искренне поразила Тарбагатайский районный суд.

Маневры деревенских чиновников

Улан-удэнская фирма выдала акт 7 июня 2017 года. Ознакомившись с документом, поселенческое руководство, видимо, решило притвориться, что взялось-таки за дело. Насчет дома по ул. Гагарина, 1, началось шевеление.

29 июня 2017 года межведомственная комиссия администрации МО СП «Тарбагатайское» пришла, обследовала жилой дом и… отказалась признать его аварийным. Такого результата от «шевеления» никто не ожидал. Какой поворот… Возмущение жильцов не имело предела. Если бы словами можно было убить, руководство поселения тогда умерло бы мгновенно.

Вместо признания дома аварийным, чиновники пришли к выводу, что в нем надо просто сделать капремонт. Борьба за справедливость вспыхнула с новой силой и привела к тому, что районный прокурор подал в суд заявление. Он попросил признать муниципальный акт, а также заключение о признании дома пригодным для проживания, которые были составлены межведомственной комиссией, незаконными.

«В обоснование выводов комиссией указывается акт экспертного исследования (того самого, проведенного экспертом из Улан-Удэ. – Прим. авт.), выводы которого не соответствуют выводам межведомственной комиссии», явно удивился завихрениям муниципальной мысли судья.

Использовать в качестве доказательства позиции аргумент, который противоречит этой позиции, это, можно сказать, ноу-хау сельского поселения. И оно было признано несостоятельным. Обнаглевшему поселению напомнили, что вывод об аварийности дома ранее сделал также и Госстройжилнадзор Бурятии.

Кстати, представителя Госстройжилнадзора не включили в Межведомственную комиссию, и когда 29 июня 2017 года обследовали дом, от данного ведомства никого не было. Это грубое нарушение закона. Собственников квартир тоже не привлекли, хотя есть установленный порядок участия собственников (у них право совещательного голоса). Прокурор указал, что комиссия нарушила имеющиеся процедуры.

Загнанные в угол власти поселения «Тарбагатайское» были вынуждены объяснить свое поведение по отношению к дому по ул. Гагарина, 1. Сказав, что «в случае признания дома аварийным у администрации сельского поселения нет возможности предоставить жильцам другое жилье», но признали прокурорские требования. Председатель межведомственной комиссии поселения тоже признал исковые требования прокурора.

Вот и весь секрет издевательского отношения к людям и здравому смыслу. Ответственные руководители поддерживают и помогают. А в СП «Тарбагатайское» защищать интересы людей не спешили. Наоборот, как могли, тормозили попытки земляков улучшить свою жизнь. Нужны ли Тарбагатаю такие руководители, которые защищают людей только под давлением прокурора и суда?

Кривое зеркало

Власти приняли незаконное решение, надеясь, видимо, что никто не станет его обжаловать.  Как только начался скандал, тут же согласились, что решение незаконное. 

Но кто понесет ответственность за некачественную работу?

Самое ужасное тут, что муниципалы утаивают реальную информацию о своем поселении, соответственно, в случае чего они будут транслировать вверх по «вертикали власти» искаженные цифры. К примеру, если правительство Бурятии начнет обобщать сведения об аварийных домах, чтобы включить в какую-нибудь федеральную программу, то по Тарбагатаю «в работу» будут взяты неверные данные. Правительство республики элементарно не будет знать, что информация не соответствует действительности.

Скандал в «Тарбагатайском» поселении подчеркнул потерю административной управляемости. Чиновники с мест просто-напросто не сообщают о проблемах. Наличие по дому двух актов об аварийности (Госстройжилнадзора, а также эксперта из Улан-Удэ) было просто проигнорировано.

Оправдания поселенческих властей, что в случае признания аварийности дома у поселения нет возможности выдать гражданам новое жилье, больше похожи на нежелание биться за интересы людей. Если нет денег, чтобы предоставить, значит, идите и запрашивайте их у районных властей, республиканских. Можете написать хоть президенту Путину. Это и есть работа на благо жителей поселения.

А сейчас в Москву пишут люди. Потому что даже после отмены незаконного решения межведомственной комиссии жильцы не знают, что их ждет.

«Нам ничего не говорят»

Отменив скандальное решение, что здесь нужен лишь капремонт, суд одновременно обязал местную комиссию повторно обследовать дом по ул. Гагарина, 1. С приглашением собственников, Госстройжилнадзора, с проведением замеров… Вынудили действовать по закону, а не как хочется.

Поселенческую комиссию тогда возглавляла Елена Бродникова, в то время глава поселения «Тарбагатайское». Зампредом комиссии являлся ее заместитель. Осенью 2017 года комиссия таки признала, что дом авариен. А что дальше? Включен ли он в программу по переселению граждан из аварийного жилфонда? Если да, то какого числа  и какого года это произошло?

Виктория Гордеева жалуется, что ей никто не может прояснить ситуацию ни о текущем положении, ни о перспективах. Несколько дней назад возмущенная жительница написала обращение в правительство России. Теперь ждет ответа из Москвы, потому что жить так дальше невозможно. Потом, наверное, будет писать в Генеральную прокуратуру. А там и до суда о понуждении расселить дом рукой подать.

- У нас холодно, утепляйся не утепляйся - отовсюду дует, - грустно рассказала «Номер один» Виктория Гордеева, которая вместе с соседями настроена биться до последнего.

Межведомственная комиссия говорит, что дом введен в строй в 1976 году. По словам Виктории Гордеевой, она встречала людей, проживавших в этом доме еще в 1965 году. То есть дом на самом деле может быть старше. Как такое может быть? Техпаспорт сфальсифицирован? К тому же бродят слухи, что на расселение выделяли средства, но их кто-то «растранжирил». Странную историю хорошо бы проверить сотрудникам с полномочиями.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.