Сергей Желтиков: «Мечтайте выше, решайтесь, развивайтесь. Мы готовы помогать»

Этим летом на пост министра промышленности и торговли был назначен Сергей Желтиков, который ранее семь лет проработал на Улан-Удэнском авиационном заводе, а затем в материнском холдинге «Вертолеты России»
A- A+
Сейчас у министра уже появилось понимание того, как должны развиваться ключевые направления экономики Бурятии. Этим пониманием он поделился с «Номер один». 

Ключевые преимущества 

- Сергей Сергеевич, на текущий момент прошло немногим более двух месяцев  как вы официально приступили к своим обязанностям министра. Какие перспективы уже удалось увидеть?

- Если начинать с перспектив, то у республики есть два основных, в моем понимании, фактора, которые будут определять дальнейшую стратегию по развитию руководимых мною направлений. Одно из наших неотъемлемых преимуществ - территориальное соседство с колоссальным рынком сбыта Китая. Только от наших усилий будет зависеть, сможем ли мы этим преимуществом воспользоваться.

И вторым преимуществом, с точки зрения промышленности, которое мы должны использовать в своих целях, является наличие у нас на территории двух крупнейших машиностроительных предприятий, входящих в вертикально интегрированные структуры: авиационный завод и ЛВРЗ.

Имея в виду названные преимущества, также отметим два окна возможностей, которые у нас есть.  Я говорю про импортозамещение и поставки на экспорт.

- Вы упомянули наших крупнейших машиностроителей. Какие именно проекты и задачи необходимо решать?

- Отвечая на вопрос, отойду немного в сторону от уже понятных тематик самолета ТВС-2ДТС «Байкал», вертолета VRT-500, проекта Ка-226Т - о них уже достаточно много сказано, проекты двигаются, развиваются. Где необходимо, мы, региональное министерство, подключаемся, помогаем. Но сейчас хотел бы не об этих проектах, а о новых планах. 

Актуальная в настоящее время тема развития поставщиков для холдингов «Вертолеты России», «Локотех», объединенной авиастроительной корпорации выходит в перспективе на первый план. Еще работая в холдинге «Вертолеты России», мне не единожды приходилось подробно обсуждать эту тему на совещаниях у индустриального директора авиационного кластера госкорпорации «Ростех» Анатолия Сердюкова, поэтому я более чем хорошо осознаю своевременность подключения республики к решению вопроса.

Такая тематика очень правильно перекликается с концепцией национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства в регионе, а также поддержкой государством создания технопарков.

На состоявшейся в начале октября моей встрече с министром промышленности и торговли РФ Денисом Валентиновичем Мантуровым удалось обсудить это направление развития промышленности в регионе, и было получено предварительное одобрение.

Уровень доступа

- Что необходимо сделать в регионе для реализации этой задачи?

- Для реализации необходимы три основных условия: создание технопарка в виде производственных площадей со всей необходимой инфраструктурой; механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. А также доступ к базам данных холдинговых компаний («Вертолеты России», ОАК, «Локотех» и т.д.) по закупаемой ими номенклатуре комплектующих изделий, по производимой самостоятельно номенклатуре с указанием цен и потребностей по закупке.

Если по первым двум пунктам есть вся необходимая нормативная база и все более-менее понятно, то по третьему пункту ситуация сложнее. Кроме того, что такая информация чаще всего носит даже не признаки коммерческой тайны, а существенно серьезней, то в рамках действующего законодательства нашим бизнесменам, участвующим в проекте, необходимо будет получать соответствующие уровни доступа. Поверьте, это очень сложно.

Далее мы сталкиваемся с вопросом технической реализации формирования таких баз, в связи с чем требуется, чтобы и холдинги были готовы пойти нам навстречу. Колоссальный объем работы. Но и эффект для региона может быть ощутимым. Я знаком с успешным примером функционирования подобного технопарка в Татарстане - на базе ПАО «КамАЗ», коллегам удалось создать несколько тысяч рабочих мест.

- Что еще по промышленности планируется?

- Уже упомянутый технопарк, если его создавать с запасом по площадям, может служить и производственной площадкой под новые для республики тематики. Сейчас обсуждаются проекты постановки на серийное производство широкого спектра новой номенклатуры для нужд ОАО «РЖД», общение идет с профильными институтами, которые занимаются такими проектами. Надо завлекать их в республику, создавать комфортную среду.

Отдельной темой является участие бизнеса республики в программе импортозамещения, надо теснее работать с Минпромторгом РФ.

- Это тоже своего рода развитие поставщиков, а что по финальной продукции?

- Много направлений, они неглобальные, но тоже при успешной реализации способны поддержать наш бюджет, создать новые рабочие места. Можно упомянуть такие проекты, как производство вездеходов для тайги, производство беспилотников, сборочные производства и тому подобное. Но их надо глубоко прорабатывать. Пока рано о них говорить - летаю, встречаюсь, идет стадия переговоров.

Подумать про экспорт

- Поговорим про торговлю. Какие перспективы?

- Начал бы с тезиса, что для того, чтобы чем-то торговать, очень желательно бы это что-то произвести. Здесь вижу огромный пласт совместной работы с коллегами из смежных министерств.

Уже давно знаем тематику нехватки собственной сырьевой базы по говядине для мясоперерабатывающих производств. Из конструктивных предложений - создание республиканского оператора по производству говядины в формате частно-государственного партнерства. Со стороны бизнеса - собственники мясоперерабатывающих заводов, со стороны республики - фонды.

Что касается растениеводства. Республика обладает необходимым земельным фондом, пригодным для сельского хозяйства. Осознаю, что мы находимся в зоне рискованного земледелия, но, тем не менее, определенные виды, например, лекарственные травы, вполне перспективны. Знаю, что есть огромный внешний спрос и экспортный потенциал. Только надо не локально этим заняться, а в масштабах республики. Общаюсь с инвестиционными фондами в Москве, с частными инвесторами, они готовы поддерживать, вкладывать деньги, нужны две составляющие: правильно все рассчитать, спланировать, доказать и, во вторых, суметь организовать.

- Что еще по направлению экспорта есть в планах?

- Совсем не затронутой нами является тематика, с которой весь мир шагнул очень далеко. Обороты на мировых торговых онлайн-площадках потребительских товаров ежедневно составляют миллиарды долларов. Где наше участие в этих миллиардах? Хотя, скажем, народные промыслы и изделия ручной работы наших умельцев достойны того, чтобы быть востребованными в мире, и это одна из задач, которую я ставлю перед центром предпринимательства. Да, под нее тоже необходимы ресурсы, но такие вложения абсолютно точно себя окупят. Повторюсь, что есть много инвестиционных источников, готовых вкладывать свои деньги в подобные проекты.

- Звучит как достаточно агрессивная политика.

- На самом деле я бы и про протекционизм пару слов сказал. Давайте посмотрим на импорт. По таможенной базе РФ импорт, например, овощей в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа ежегодно составляет более 200 млн долларов. Потенциал? Несомненно. Наш инвестиционный проект по строительству в Гусиноозерске тепличного комплекса имеет большой потенциал для масштабирования. Да и по другим направлениям перспективы по импортозамещению достаточно серьезные.

«Боязнь мечтать и решаться» 

- А что вы можете сказать про местных бизнесменов? Каков текущий уровень развития малого и среднего бизнеса в республике?

- Я очень много лично общаюсь с представителями малого и среднего бизнеса. Обращают на себя внимание следующие моменты: это очень слабое проникновение информации о мерах поддержки, которые уже действуют, и некая «боязнь мечтать и решаться» у наших предпринимателей.

Многие ли из них осведомлены, например, о том, что у федерального Фонда развития промышленности существует программа «Лизинговые продукты», по которой приобрести оборудование для бизнеса стоимостью 100 млн рублей можно имея лишь 3 млн рублей собственных средств? Единицы в курсе такого продукта, а как им пользоваться, знают и того меньше.

То же самое касается и других мер поддержки. Этот информационный вакуум сильно мешает развитию. Можно это воспринимать как самокритику министерства, но и как цель одновременно. Понятно, над чем здесь нужно работать.

Теперь что касается «боязни мечтать и решаться». Усредненный пример из практики, чтобы было наглядно. Встречаюсь с бизнесменом, приходящим со своими проблемами. Разобрали проблемы. Далее задаю вопрос, сознательно провоцирую: «Есть ли возможность ваш бизнес увеличить в масштабах в десять раз за три года? Что для этого нужно? Воспринимайте это как задачу министерства».

С одной стороны, вопрос из разряда «бред»  приводит в шок. Но! На самом деле мысль откладывается в сознании, и есть уже примеры, когда через несколько дней предприниматель возвращается ко мне со словами: «Глубоко обдумал вопрос, в десять раз не вырастем, но есть возможность вырасти в четыре раза за четыре года. Для этого требуется: раз, два, три». При детальном рассмотрении оказывается, что «раз» решается имеющимися мерами поддержки, «два» может быть решено поддержкой правительства республики, а «три» зависит от самого бизнесмена.

- Так все печально?

- Отнюдь. Многие предприниматели полны правильными прорывными бизнес-идеями, видят перспективные ниши.

- Реализовывают?

- В последнее время часто в голове всплывает старый анекдот, когда некий мужчина каждый день просит Бога о выигрыше в лотерею, и, в конце концов, Бог просит его хотя бы раз купить лотерейный билет. К чему этот анекдот? Для того, чтобы из успешной бизнес-идеи получился успешный бизнес, ей необходимо формализоваться в документы под названием «бизнес-план», «финансово-экономическая модель» и т.п. Это и есть, по аналогии, тот самый лотерейный билет. Несколько утрирую ситуацию, потому что лотерейный билет - это все-таки чистая удача, а бизнес - это риски, это успех, определяемый нашими усилиями.

Когда задаешь вопрос, почему предприниматель даже не приступает к дальнейшим шагам по претворению коммерческой идеи в бизнес, чаще всего перескакивают в своих умозаключениях через несколько этапов и выдают заезженный ответ: «А где я возьму деньги?». Еще раз  сформируй бизнес-план (это делается бесплатно в Центре «Мой бизнес»), и поехали к потенциальным инвесторам доказывать, убеждать, получать деньги. Бизнес-идея без бизнес-плана - это лирика, поэзия, то есть язык, на котором инвесторы не говорят и не понимают. У них подход вполне себе бизнесовый, как и должно быть: сколько нужно вложить и каков будет результат? Постоянно сталкиваюсь с этим в Москве, пытаясь «продать» бизнес-идеи инвесторам.

Есть известная фраза, что нет ничего более легкого, чем быть занятым, и нет ничего более сложного, чем быть эффективным. Поэтому мечтайте выше, решайтесь, развивайтесь. Мы готовы помогать.

Беседовал Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.