Неслучайный взрыв

В Бурятии предприятия, напичканные газовыми баллонами, никто не контролирует
A- A+
В субботу утром, 26 октября, в «Этнокафе» на Арбате произошел взрыв газа, пострадали 12 человек. Следствием возбуждено уголовное дело о нарушении требований охраны труда. Это ЧП заставляет задуматься о многом. Почему произошел взрыв  и кто виноват в случившемся? Нет ли вероятности, что такое же ЧП может произойти в любом другом общественном заведении, где также используется газобалонное оборудование? И возможно ли предотвратить такие происшествия?

«Это было похоже на теракт»

В 8 утра улан-удэнка Дарья Лубсанова шла по Арбату, когда услышала громкий хлопок. Первая мысль – кто-то грабит близлежащий ювелирный магазин. Девушка начала снимать видео на телефон. По ее словам, все происходящее напоминало теракт.

- Сначала   услышала мощный хлопок, а потом крики людей. Подумала, кто-то напал на ювелирный магазин, начала снимать видео. Ждала, что сейчас начнут выбегать люди, в том числе преступники, а я успею заснять на видео. Но оказалось, взрыв был в кафе. Оттуда стали выбегать люди  в разорванной одежде, все в крови. У них лица были перекошены от ужаса и боли. И было слышно, что внутри еще остались раненые, они стонали так страшно, что меня затрясло, я заревела и уже не помню, что говорила в прямом эфире. Это было так жутко! – вспоминает Дарья.

Девушка побоялась зайти внутрь, вспомнив, что дома ее ждут двое детей. Она попросила о помощи прохожего парня, сказав, что, быть может, он успеет вытащить оттуда раненых. Парень откликнулся сразу, бросил сумку на землю и забежал внутрь. Однако сразу же вышел, увидев, что внутри лежит еще один  невзорвавшийся баллон. Он посоветовал Дарье на всякий случай отойти подальше от кафе. Очевидцы дождались приезда пожарных, которые потушили огонь и вынесли баллон, предотвратив   еще один взрыв.

Видео Дарьи в соцсетях тут же привлекло внимание журналистов. Однако сама девушка мечтает только об одном – вычеркнуть этот день из своей памяти. Так страшно ей не было никогда. Сейчас она удалила все фото и видео того дня из телефона.

Взрыв произошел в субботу в 8.40. К счастью, посетителей в кафе еще не было, иначе пострадавших было бы намного больше. Взрывной волной выбило стекла, повреждены стены, окна и мебель. Пострадали работники кафе, всего 12 человек, шесть из них были отправлены на госпитализацию. Среди пострадавших – 17-летний подросток. Он получил глубокие ожоги 15% тела. Сильнее всех пострадала 23-летняя девушка – у нее ожоги 40% тела, в том числе дыхательных путей.

В СУ СКР по Бурятии раскрыли подробности ЧП.

- По данным следствия, кафе работало в режиме с 9 до 22 часов. 26 октября за час до открытия в заведение пришли работники и начали готовить блюда. Спустя несколько минут после включения газовых плит они почувствовали на кухне запах газа, после чего пытались самостоятельно установить причину и устранить утечку газа. Всего на кухне находилось пять газовых баллонов объемом 50 литров каждый. Еще один газовый баллон такой же емкости располагался в помещении моечной и был подключен к газовому водонагревателю. Специализированные службы или специалисты сервиса в кафе не вызывались. В итоге самостоятельно работники утечку  не устранили. Когда его концентрация в помещении достигла предела, от открытого огня работающих плит произошло воспламенение, - сообщили в Следственном управлении.

В ближайшее время будут назначены судебно-медицинские экспертизы, в рамках которых установят тяжесть вреда, причиненного их здоровью. В настоящее время закончен осмотр места происшествия. Из кафе изъято газовое оборудование, которое будет исследоваться экспертами. Собственник помещения, владелец и директор кафе установлены. В ближайшее время их допросит следователь.
 
Есть ли контроль?

Как сообщили в МЧС по РБ, причина взрыва в том, что произошла утечка газа, а при попытке эвакуации баллона произошел хлопок газовоздушной смеси, взрыв. 

Как выясняется, сегодня бизнес-предприятия, использующие в работе газобаллонное оборудование, никто не контролирует. А проверки могут проводиться только при согласовании их с прокуратурой. 

- Мы стараемся снижать административное давление на малый и средний бизнес, поэтому все проверки жестко регламентируются, проводятся только по согласованию с прокуратурой республики. Тут необходимо понимать руководителям предприятий и объектов всю ответственность при эксплуатации газобаллонного оборудования, необходимость обучения ответственных лиц правильной эксплуатации и исполнению требований Ростехнадзора и пожарной безопасности, - отметил заместитель начальника Главного управления МЧС России по Республике Бурятия — начальник Управления надзорной деятельности и профилактической работы Константин Скворец. 

Таким образом, ни при первоначальном открытии кафе или любого другого заведения, ни в последующем надзорные органы ни согласовывать, ни контролировать установку или эксплуатацию газового оборудования не обязаны. К слову, в «Этнокафе» в последний раз проверка была в 2013 году. Хотя уже в 2016 году помещение было сдано другому предпринимателю. И уже его деятельность надзорные органы не проверяли. 

Как отметил Константин Скворец, вопросы есть не только к бизнес-предприятиям. В Бурятии противопожарные правила при работе с газобаллонным оборудованием нарушаются повсеместно. 

- Есть многочисленные требования правил противопожарного режима в части эксплуатации газобаллонного оборудования. Отдельно то, что касается жилых домов. Так, запрещается хранение баллонов с горючим газом в индивидуальных жилых домах, квартирах, кухнях, подвальных или чердачных помещениях. Газовые баллоны для бытовых газовых приборов, за исключением одного баллона объемом не более пяти литров, подключенного к газовой плите, располагаются вне здания, в пристройках из негорючих материалов на расстоянии не менее пяти метров от жилого здания.  У нас эти правила повсеместно нарушаются, - подчеркнул он. 

Постфактум контрольные рейды в скором времени будут проводиться. Сразу после ЧП мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков и глава Бурятии Алексей Цыденов дали поручение проверить места общественного питания, где используются нагревательные приборы и газовое оборудование. К проверке подключатся профильные городские структуры и надзорные органы МЧС России по Бурятии. Однако, по словам Константина Скворца, речь идет только о тех бизнесменах, которые разрешат зайти к ним с проверкой. 

Обучение и аттестация

В такой ситуации, когда контроля за опасным для жизни людей оборудованием нет  и безопасность людей напрямую зависит исключительно от добросовестности предпринимателей, необходимы срочные меры. 

- Я думаю, что мы должны обязательно отреагировать на случившееся  по причине того, что страдают и погибают люди. В данном случае ЧП случилось по вине руководства кафе, не обеспечившего соблюдение требований охраны труда и технической безопасности. Но самое страшное, что это не первый и, скорее всего, не последний случай. Если не изменить ситуацию, - считает председатель комитета по экономике, инфраструктуре и ЖКХ Общественной палаты РБ Виктор Петров. 

Главное спасение Виктор Гармаевич видит в обязательном обучении руководства и работников предприятий правилам безопасного использования газобаллонного оборудования. Такое обучение и так должно быть организовано при предприятиях, но чаще всего  это делается для галочки. Поэтому необходим более серьезный и жесткий подход. 

- Я считаю, что необходима организация обучения и аттестации руководителей и персонала производств, связанных с газовым оборудованием, аммиаком (пищевые предприятия), спиртом (ликероводочные производства). То есть должны быть задействованы все предприятия и все граждане, использующие в процессе своей деятельности  взрывоопасные вещества и легковоспламеняющиеся жидкости (пропан, бензин, аммиак, водород, спирты этиловый, метиловый, бутиловый), – говорит Виктор Петров. 

По словам эксперта, в Бурятии сегодня жесткий дефицит профессионалов в этой сфере. Поэтому он готов лично возглавить такой центр обучения. 

- Я мог бы возглавить организацию такого обучения, т.к.   проходил серьезное обучение в Москве и других институтах нефтехимической промышленности по правилам эксплуатации взрывоопасных производств и более десяти лет работал на самых взрывоопасных производствах класса ВI и ВIа, где взрыв мог произойти при нормальных условиях эксплуатации или при авариях. 

Но работа такого обучающего центра будет бессмысленной, если не внедрят систему обязательной аттестации. Иными словами, каждый обучающийся по окончании курса должен сдавать экзамены. 

- Все руководители должны сдавать такие экзамены и персонал. Для примера, в моей практике был случай, когда заведующая спиртохранилищем  крупного ликероводочного объединения сдавала мне экзамен и получила допуск к самостоятельной работе только с пятого раза. Зато у нее появилась уверенность, что теперь предприятие под надежным контролем, - подчеркивает Виктор Петров. 

Отдельная задача – как заставить предпринимателей и глав предприятий проходить такое обучение и экзамены не в добровольном, а в обязательном порядке. 

- Надеюсь, что правительство поможет в этом вопросе. Я не знаю, на каком уровне и как сделать такие меры обязательными. Но считаю, что это сделать необходимо. В противном случае  подобные ЧП снова будут происходить, потому что каждый считает, что «это произойдет не со мной», - уверяет Виктор Петров. 

Василиса Шишкина, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.