«Никаких «дядь» у меня не было»

Наталья Светозарова: путь от швеи до директора театра
A- A+
В начале октября стало известно имя нового директора Русского драматического театра им. Н.А. Бестужева. Им стала бывший первый заместитель министра культуры Бурятии  Наталья Светозарова. Безупречной стати и внешности первый зам ушла из Минкульта в августе 2018 года. Свое увольнение  тогда прокомментировала коротко: «Взяла передышку». Спустя год Наталья Светозарова вернулась в «культуру» в новом качестве.

О родителях и воспитании

Проспект 50-летия Октября – улица моего детства.  Мама преподавала историю в школе, а папа занимал важный пост в МВД. Он был сиротой, из деревни под Новосибирском - ее больше не существует. По распределению приехал в Бурятию и здесь встретил маму, которая родом из Закамны.

Дома у нас царили порядок и строгость. Пожалуй, я жила в спартанских условиях. Если родители говорили, что в 10 часов   должна быть дома, то даже студенткой   бежала по улице, чтобы успеть домой к сроку. Я послушная. Могли ли меня наказать? Могли. Маленькой ставили в угол. Большую могли не пустить куда-нибудь.

Очень жесткое воспитание, очень строгое было. Вот уберешь квартиру, девчонки придут и ждут в коридоре, а мама: «Вот здесь плинтус плохо промыла». И оставляла перемывать всю квартиру. Пожалуй, папа был для меня островком любви. Он меня обожал. Но   редко бывал дома, даже ночью у него были вызовы по службе. Оправдана ли такая строгость? Я своих детей тоже строго воспитывала. Особенно старшего. Сейчас думаю, что, может быть, это был перебор, но я же получилась!

Я же получилась именно такая, какая   получилась. Значит, что-то в этом есть. Хвалить не буду себя, но в любом случае  выросла ответственной. Если поручили, значит, сделать нужно, неважно, как   себя чувствую. Есть задание, значит, нужно выполнить. Поэтому, когда слышу, что кто-то находит причины, чтобы что-то не сделать,   удивляюсь: ты же не умираешь? Делай.

Про запасной вариант жизни

С четвертого класса начала шить. Пошла в кружок и с тех пор всю жизнь шью. В институте почти каждую неделю кто-то выходил замуж, и каждую неделю у меня было новое платье. 80% моего гардероба и сейчас сшито своими руками.

В 90-е годы брала заказы и шила людям. В 89-м году, после окончания института, проходила практику на фабрике верхнего трикотажа, сейчас там «Гвоздь». Все предприятия, на которые теоретически могла пойти работать, закрыли - просто выставили людей на улицу.

Тогда я пошла в Дом пионеров и преподавала   в кружке кройки и шитья. У нас в семье все «рукастые». Мы с мужем все делаем сами - дачу сами построили. Я шкурила бревна. Все удивляются, а что такого?

Про театральное детство

Раз в неделю мы ходили в театр. Я знала все спектакли Оперного и хотела быть балериной. Мама мне на это очень жестко сказала: «Даже не думай. С твоим ростом ни одного партнера не найдешь». Слово мамы было для меня законом.

Моя подружка в четвертом классе уехала в хореографическое училище, а я где-то год ходила в хореографический кружок. У меня практически сразу по балетному вывернулись стопы, я была гибкая… Не помню, почему бросила.

Про выбор профессии

Родители запретили мне уезжать из Улан-Удэ. Переживали за меня. Мама хотела, чтобы я поступила на исторический. Все историки тогда становились членами КПСС, секретарями, получали хорошие должности. Наверное, мама это понимала и настраивала меня. Но я не хотела в педагогический институт.

В МВД, к слову, себя тоже не видела. Никогда не мечтала быть актрисой. Я не гуманитарий, а технарь, математик. Поступать в Восточно-Сибирский технологический институт пошла с подружкой. Мы были на драйве. Женщина, принимавшая документы, посмотрев на нас, сказала: «Девочки, ну зачем вам технология машиностроения  да еще автомобили? Ну  есть же легкая промышленность».

Да-да, правильно - «легонькая такая промышленность» (смеется). Вот туда мы в итоге и поступили. Швейные машинки заменили мне автомобили. Диплом писала про охлаждение иглы швейной машинки. Когда много шьешь, игла нагревается до раскала, и я придумала, как подвести туда охлаждение маслом, которое при этом не должно было попадать на ткань.

Я очень любила чертить, и преподаватели ко мне хорошо относились, хвалили. Потом   получила второе высшее образование – экономическое. Мама моя в то время уже работала в администрации Железнодорожного района, став зампредседателя Совета депутатов. Вот она и предложила мне переучиться.

В Министерство финансов меня взяли сразу после диплома. Начала работать простым специалистом. Потом возглавила отдел бюджетной политики в момент, когда реформировалась вся финансовая система страны. Думаю, справилась тогда.

Про «дядю Баира»

Говорят, что без «дяди Баира», который продвинет по служебной лестнице, у нас никуда. Я очень хочу посмотреть и познакомиться с ним, потому что, не скрою, когда был звонок с кадровой службы правительства с предложением занять кресло первого заместителя министра, сама удивилась.

Из Министерства финансов предложили перейти в Министерство культуры – область, в которой я никогда не работала. На размышления дали один день. Помню, на семейном совете мама сказала: «А почему ты не справишься?», папа же предложил подумать. 

Кандидатов на пост было семеро. Когда после собеседования выяснилось, что на завтра именно мне нужно выходить на новую работу, пришлось идти к министру финансов Игорю Юрьевичу Шутенкову объясняться. Он, правда, уже был в курсе.  Скажу только, что никаких «дядь» у меня не было никогда.

Про новую должность

9 лет работая в Министерстве культуры, я курировала финансовую и организационную деятельность подведомственных учреждений. Оттого  не чувствую себя профаном сейчас, когда стала директором театра и столкнулась с проблемами.

Обычно Минкульт говорит: «Надо», а уж театр должен придумать, как. Теперь я в ситуации  когда «надо» говорят мне. Изнутри мне видны проблемы разного плана, которые нужно решать срочно. Раньше, когда говорили, что не хватает специалистов, мы понимали, но предлагали искать. А теперь это моя проблема.

Я за три недели работы ощутила, как театру нужны кадры. Сегодня наш институт культуры больше не готовит для нас артистов и режиссеров. Нет специалиста по свету, художника-сценографа  да и режиссера-постановщика нет. Приглашать их откуда-то стоит огромных денег.

Про двоевластие

Есть некий вопрос, и он пока еще остается. Нам необходимо с Сергеем Александровичем обсудить, какие вопросы   решаем вместе, а в каких   мы друг другу не мешаем. Пока возможности плотно поработать не было. Он был на гастролях и в деловой поездке в Москве. Сейчас очень жду, когда   сможем все обсудить. Уверена, что   придем к какому-то общему решению и сработаемся.

Про театр сегодня

Недавно видела один антрепризный спектакль. Я не люблю пошлый театр. Билеты стоили свыше тысячи рублей, но люди шли посмотреть на приезжих актеров. У нас билет стоит в два раза дешевле, но есть проблема, как привлечь зрителя.

Может быть, мне, как директору, с финансовой точки зрения как раз выгодно поддерживать что-то громкое, ведь я хочу, чтобы о нас знали, пусть даже мы и не самый большой театр.  Но   думаю, почему есть спектакли, которые идут больше десяти лет и нравятся людям?

Есть публика, которая хочет отдыхать в театре, забывать в театре о проблемах и выходить с легким настроением. А есть те, кто ждут от театра отражения современной действительности, наболевших проблем. Мы должны дать зрителям и то, и другое.

Про тщеславие

Да, я тщеславный человек, но   умею вести себя согласно моим должностным обязанностям.  Если мне доверили такую ответственную работу, то   буду делать все, чтобы получить результат. Я понимаю, что для всех хорошим быть не получится, да   и не собираюсь.

Про новые назначения

Не скрою, уже вижу некоторые пробелы, но шашкой махать точно не буду. Имею в виду людей из административного состава. А труппа у нас замечательная.

Про сложное

Самое сложное для меня  как для человека, пришедшего в творческий коллектив не из творчества, это отличить искренность от лицемерия. Изменили ли люди ко мне свое отношение после того, как я ушла с должности первого заместителя министра культуры? Все было. Некоторые резко отвернулись. Порой  доходило до смешного - перестали лайкать в соцсети. 

Про период после министерства

Год я проработала помощником депутата Госдумы Николая Будуева. Мы были давно знакомы, работали рядом, потому отношения у нас хорошие. Говорят, сотрудничество пошло на пользу обоим. Но не скрою, первое время мне было непросто привыкать к новой должности.

Про достоинства и недостатки

Всегда стараюсь быть вежливой и доброй, но у меня есть недостаток - не умею прощать тех, кто сделал мне по-настоящему больно. Внутри меня вырастает стена, которую невозможно растопить. Может быть, поэтому, любя себя, стараюсь не доводить дело до конфликтов.

Часто ли мне было больно? Было. Я сама не унижаю никого и не люблю, когда меня унижают. Сейчас ни о чем не жалею, у меня все сложилось – муж, семья, дети, уже внук есть. Но иногда думаю: «Как бы могла сложиться моя жизнь, сделай я в ней что-то иначе?»

Диляра Батудаева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.