06.11.2019
В республике прошли публичные слушания по проекту бюджета-2020

Правительство Бурятии разработало законопроект «О республиканском бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг.». Он отражает точку зрения правительства на развитие региона в ближайшие годы. От лица исполнительной власти на слушаниях планы доложили министр финансов Всеволод Мухин и и. о. министра экономики Елена Тыжинова.

Планы оказались скромными

Как отметили после докладов многие участники публичных слушаний, поставленные цели, к сожалению, не смогут обеспечить той динамики движения вперед, в которой нуждается республика.

- Бюджет должен обеспечить выполнение социальных обязательств перед нашими гражданами и создавать условия для устойчивого экономического роста, - указал Владимир Павлов, спикер Народного Хурала, открывая слушания.

В будущем году рост ВВП России ожидается на уровне 1,7%.

- С учетом темпов роста отраслей экономики валовый региональный продукт (ВРП Бурятии) в прогнозный период увеличится на 1,6%. В 2020 году ВРП вырастет на 13,3 млрд  рублей и достигнет 237,4 млрд  рублей, - доложила Елена Тыжинова.

Таков приоритетный сценарий. С развитием, значительно опережающим среднероссийские темпы, у Бурятии, видимо, что-то не получается.
 
Основные параметры бюджета-2020 представлены правительством в следующем виде. Доходная часть – 64,6 млрд рублей. Расходы – 67,3 млрд рублей. Дотации из федерального бюджета в будущем году ожидаются на уровне нынешнего. Дефицит бюджета запроектирован в размере 2,7 млрд рублей (в нынешнем году - 2,46 млрд).

Бурятия реализует 23 госпрограммы, на которые будут направлены практически все расходы. Непрограммная часть расходов невелика.
Как доложили представители правительства республики, бюджет останется социально ориентированным. Наибольший удельный вес расходов по-прежнему приходится на социальную сферу - почти 70% расходов.

Всеволод Мухин, министр финансов Бурятии, заверил собравшихся, что в рассматриваемом проекте бюджета предусмотрены необходимые средства на повышение оплаты труда. 

- Сформирован резерв на повышение оплаты труда в 2020 году в сумме 1,4 млрд  рублей. Это касается и увеличения МРОТ, и выполнения  майских указов, и индексации заработной платы, - сказал он.

Докладчики пояснили, сколько средств на какие госпрограммы планируется выделить, что конкретно будет сделано. В приблизительном виде были описаны и доходы-расходы на 2021-2022 гг.

В целом бюджетная ситуация не так хороша, как хотелось бы.

Теряем гибкость

Правительство устами Всеволода Мухина признало, что в связи с участием республики в программе реструктуризации накопленного долга  требования к дефициту бюджета Бурятии и объемам госдолга ужесточились.

- Мы также обязаны предусмотреть в бюджете средства на финансовое обеспечение решений, принятых на федеральном уровне, которые еще больше снижают финансовую гибкость республиканского бюджета.

Например, на финансовое обеспечение повышения заработной платы только в 2020 году необходимо дополнительно 1,4 млрд  рублей и порядка на 400 млн  рублей дополнительно увеличиваются в 2020 году расходы на уплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, - отметил глава бурятского Минфина.

Дефицит бюджета намерены покрывать за счет кредитов банков и за счет поступлений от размещения государственных ценных бумаг Республики Бурятия. Кстати, в будущем году расходы республики по уплате долговых обязательств вырастут почти на 24%. В целом  рост долговой нагрузки на бюджет-2020 чиновники объяснили «продолжением дефицитного финансирования бюджета за счет привлечения заемных ресурсов».

Это не рывок вперед 

Среди участников слушаний, конечно, была Счетная палата Бурятии – пожалуй, самый авторитетный орган в анализе бюджетно-финансовой сферы. Палата ценна своим непредвзятым аудиторским взглядом (она не входит в систему органов исполнительной власти республики). 

Фактически  Счетная палата констатировала, что темпы развития региона, заложенные бурятским правительством в бюджете-2020, не станут ни рывком вперед, ни основой для будущего такого рывка вперед.

К примеру, собственные налоговые и неналоговые доходы Бурятии на 2020 год составят 27,4 млрд  рублей. 

- На 1,7% ниже показателя текущего года, - подчеркнул Евгений Пегасов, глава Палаты.

Он крайне сдержанно оценил перспективы достижения нужных целей.

- Мы отмечаем, что заложенные в прогнозе темпы роста основных показателей, характеризующие уровень социально-экономического развития региона   с учетом инфляционной составляющей, вряд ли позволят достичь национальной цели, озвученной президентом РФ – обеспечение устойчивого роста реальных денежных доходов населения и снижение к 2024 году в два раза уровня бедности населения. Такими темпами мы этих целей вряд ли достигнем, - не скрывая, сказал с трибуны слушаний руководитель Счетной палаты. 

Для всех неприятной новостью стал прогноз по собственным доходам региона. Показатели  реально  неубедительные. Сразу несколько участников обратили особое внимание на положение с налогом на прибыль (этот налог отражает состояние предприятий).

Так, по цифрам бьет снижение мировых цен на уголь. Пересмотрены планы по поступлениям от Тугнуйского разреза. Например, у «Бурятзолота» тоже снижены прогнозы по прибыли – из-за низкого содержания золота в руде на руднике «Холбинский» растут инвестиционные затраты предприятия.

- Что касается доходной части бюджета. Если по остальным налогам в прогнозе 2020 года есть небольшой рост по сравнению с 2019 годом, то по налогу на прибыль - падение на 22,4% к уровню 2019 года. Снижение прогнозного уровня налога не может не вызывать тревогу, - поддержал обеспокоенность Зоригто Цыбикмитов, глава профильного комитета Хурала по бюджету, налогам и финансам.

На фоне происходящего Зоригто Цыбикмитов акцентировал, что в прогнозе, который представило правительство республики, отмечается снижение стимулирующей направленности бюджета по отношению к экономике. 

-А без повышения темпов роста экономики нам не удастся добиться главного - повышения благосостояния граждан, - выступил депутат.

Потребовали помочь селу

Помимо нелицеприятных слов главы Счетной палаты, к наиболее критическим моментам слушаний можно отнести выступления Петра Носкова, председателя комитета Хурала по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку, а также депутата Хурала, известного бизнесмена  Иринчея Матханова. Оба говорили весьма эмоционально, болея за положение дел.

Депутат Носков описал, как динамично падает поддержка развития агропрома и сельских территорий. 

- Расходы на реализацию соответствующей госпрограммы в 2020 году составят 1 млрд  83 млн  рублей. Из них 394 млн  рублей поступят из федерального бюджета. Это общее финансирование, включая содержание Министерства сельского хозяйства, ветеринарной службы и т. д.

Хочу обратить внимание, что объем финансирования госпрограммы из средств республики в последние три года значительно сокращается. В 2018 году на реализацию программных мероприятий – здесь мы имеем в виду субсидии сельхозтоваропроизводителям, а также мероприятия по поддержке сельских территорий - было направлено порядка 520 млн  рублей. В 2019 году - 337 млн  рублей. В 2020 году и того меньше - 329 млн, - отметил он.

Депутат Носков во всеуслышание заявил, что при таком уровне финансирования трудно говорить не только о развитии, но даже о поддержании отрасли. Он назвал ситуацию в селах плачевной и привел шокирующие цифры.

- Думаю, уместно будет привести неутешительные данные Фонда обязательного медицинского страхования. За 2018 год из районных больниц открепилось 9400 человек. А за девять месяцев этого года еще 5000 человек. Притом что это молодые, трудоспособные граждане, - сказал с трибуны Петр Носков.

Около половины переезжают в Улан-Удэ, оставшиеся, также около половины, выезжают за пределы республики.

От лица аграрного комитета он заявил о неприемлемости сокращения господдержки сельхозтоваропроизводителей и предложил в ходе дальнейшего рассмотрения бюджета-2020 увеличить финансирование профильной госпрограммы хотя бы до уровня 2018 года.

Сейчас много разговоров о госпрограмме РФ «Комплексное развитие сельских территорий».

- С ней в регионах связывают большие ожидания по привлечению денег на обустройство сельских территорий, создание инфраструктуры, строительство школ, ФАПов, дорог, на обеспечение жильем молодых специалистов, - сказал Петр Носков.

Призвав привлечь по ней как можно больше финансов в Бурятию, одновременно он отметил, что встает вопрос – а будет ли для кого строить все вышеперечисленное?

А Иринчей Матханов  вообще  выразил неприятие услышанных докладов Минфина и Минэкономики сразу после их представления. 

- Что за показатели, когда из года в год доходная часть у нас падает в Республике Бурятия? Какую суперреспублику мы строим? Доклад бюджета на будущие годы должен включать  в том числе анализ сегодняшнего состояния дел, - прозвучал упрек в адрес министров-ораторов.

Он напомнил, что депутаты постоянно говорят, что надо выделять больше средств на развитие малого, среднего бизнеса, развитие агропрома и т. д.

- Не развивается своя экономика в республике. Все обещания правительства – туфта это, если такие показатели будут. На сегодняшний момент доклад бюджета на ближайшие три года   это доклад о том, что вы просто разводите руки и сдаетесь перед вызовами экономики, - возмутился Иринчей Матханов.

Доклад министра финансов он охарактеризовал так: «Не было доклада». Депутат предложил посланцам правительства к представлению бюджета на сессию Хурала «подготовиться по-нормальному». Он сказал, что люди должны видеть план развития. 
- А по вашему докладу   через три года в республике будет такой кризис, что полреспублики, наверное, просто возьмет и уедет отсюда. Считаю, что доклад не подготовлен, - негодовал республиканский парламентарий.

«Надо слышать друг друга» 

На публичных слушаниях спикер парламента Владимир Павлов подчеркнул, что Бурятия сможет достичь результатов только в случае совместной работы законодательной, исполнительной власти республики и органов местного самоуправления.

Он призвал, несмотря на наличие разных точек зрения, работать вместе  четко и слаженно. Слышать друг друга, искать и находить качественные решения в интересах республики и ее жителей.

На слушаниях подняли проблемы инфраструктуры, соглашений с недропользователями, учительских зарплат, школьного питания, «мусорной» реформы, загазованности в Улан-Удэ от печек, топящихся углем и т. д. Вносились предложения. Была принята резолюция с рядом рекомендаций Хуралу и правительству. 

Владимир Павлов заверил, что мнения и предложения участников публичных слушаний будут обязательно проработаны.

Петр Санжиев, «Номер один»
^