За путевкой в храм?
Паломникам Бурятии запретили ездить в Тибет и Индию через обычные турфирмы
В Бурятии туристы, намеревающиеся посетить святые места, теперь могут обращаться только в разного рода религиозные организации, а не в туристические фирмы. С 1 ноября вступили в силу поправки в Закон «О туристской деятельности», согласно которым туристическим компаниям запрещено обслуживать паломников в стране и за рубежом.
Духовно-коммерческий принцип
В целом по стране бизнес на стремлении некоторых категорий граждан посещать разного рода святые места достигает многомиллиардных оборотов. Особенно активно развивался он в центральной России, связанный с поездками в святые места для христианства страны - Грецию, Кипр и Израиль (Иерусалим). До недавнего времени бизнес на паломниках процветал и денег хватало всем участникам рынка. Однако ежегодное, вот уже шесть лет подряд, падение реальных доходов российского населения привело к тому, что бизнес начал «съеживаться». И некоторые участники рынка, чтобы не потерять потоки, пролоббировали в Госдуме поправки в закон, запрещающий обычным туристическим фирмам организовывать паломнические туры. Теперь такое право есть лишь у религиозных организаций, которые сами могут определять структуры, которые будут возить туристов на святые места.
В Бурятии к очередному сомнительному творению депутатов Госдумы отнеслись отрицательно.
- Думается, что закон пролоббировали в Москве крупные конфессии, которые намереваются контролировать крупные паломнические потоки, - говорит известный бурятский путешественник Вячеслав Киплюкс. - У нас же в республике дацаны и церкви не занимаются паломническим туризмом. И думаю, что ламы вряд ли согласятся быть туроператорами - сидеть и бронировать отели в Индии и Тибете.
По словам эксперта, поскольку вводятся запреты, а альтернативы нет, то ограничение конкуренции прежде всего ударит по буддистам, выезжающим за рубеж и пользующимся услугами туроператоров. Запреты же, учитывая сложную и дорогую логистику путешествий в Индию, Непал и Тибет, могут привести к удорожанию туров. При этом путешественник признал, что после начала экономического кризиса в стране число паломников, отправляющихся в святые места, значительно снизилось. Сыграло свою роль также и то, что если в других конфессиях верующих морально поощряют периодически поездками с молитвами в святые места, то в буддизме подобного в дацанах нет. Буддист свободен сам решать - ехать ли ему в Индию слушать лекции Далай ламы или ознакомиться с его наставлениями по интернету.
Расширяя горизонты
Тем не менее экс-Хамбо лама Чой-Доржи Будаев считает, что религиозность в Бурятии несколько преувеличена. Соответственно, численность паломников будет сокращаться не только по экономическим причинам. Хотя деньги в вопросе выезда за рубеж имеют важное значение.
- Население Бурятии в основном бедное, мало чем интересуется и не особо стремится куда-то ехать, изучая мир, - говорит он. - Кроме того, жители уделяют много времени религиозным ритуалам по праздникам, но истинно верующих немного. Например, в начале 20 века, когда строился Санкт-Петербургский дацан, денег, которые собрали со всей Бурятии, хватило лишь на три его колонны. Это говорит о многом, в том числе о желании жителей Бурятии вкладывать средства в развитие духовности, образования, а также расширение своих границ. Ведь человек, посетивший святые места, связанные с Буддой Шакьямуни и другими духовными лидерами, становится уже другим, более свободным. И по-новому начинает смотреть на мир.
Таким образом, законодательное ограничение конкуренции и бизнеса ни к чему хорошему не приведет, считают эксперты. Там, где наблюдаем существенные ограничения свободы предпринимательства, можно искать и коррупциогенные факторы в принятии подобных решений. В результате всего этого мы увидим лишь монополизацию турпродукта и рост цен на отдельных направлениях туристического рынка с ухудшением качества услуг.
Дмитрий Родионов, «Номер один».
Духовно-коммерческий принцип
В целом по стране бизнес на стремлении некоторых категорий граждан посещать разного рода святые места достигает многомиллиардных оборотов. Особенно активно развивался он в центральной России, связанный с поездками в святые места для христианства страны - Грецию, Кипр и Израиль (Иерусалим). До недавнего времени бизнес на паломниках процветал и денег хватало всем участникам рынка. Однако ежегодное, вот уже шесть лет подряд, падение реальных доходов российского населения привело к тому, что бизнес начал «съеживаться». И некоторые участники рынка, чтобы не потерять потоки, пролоббировали в Госдуме поправки в закон, запрещающий обычным туристическим фирмам организовывать паломнические туры. Теперь такое право есть лишь у религиозных организаций, которые сами могут определять структуры, которые будут возить туристов на святые места.
В Бурятии к очередному сомнительному творению депутатов Госдумы отнеслись отрицательно.
- Думается, что закон пролоббировали в Москве крупные конфессии, которые намереваются контролировать крупные паломнические потоки, - говорит известный бурятский путешественник Вячеслав Киплюкс. - У нас же в республике дацаны и церкви не занимаются паломническим туризмом. И думаю, что ламы вряд ли согласятся быть туроператорами - сидеть и бронировать отели в Индии и Тибете.
По словам эксперта, поскольку вводятся запреты, а альтернативы нет, то ограничение конкуренции прежде всего ударит по буддистам, выезжающим за рубеж и пользующимся услугами туроператоров. Запреты же, учитывая сложную и дорогую логистику путешествий в Индию, Непал и Тибет, могут привести к удорожанию туров. При этом путешественник признал, что после начала экономического кризиса в стране число паломников, отправляющихся в святые места, значительно снизилось. Сыграло свою роль также и то, что если в других конфессиях верующих морально поощряют периодически поездками с молитвами в святые места, то в буддизме подобного в дацанах нет. Буддист свободен сам решать - ехать ли ему в Индию слушать лекции Далай ламы или ознакомиться с его наставлениями по интернету.
Расширяя горизонты
Тем не менее экс-Хамбо лама Чой-Доржи Будаев считает, что религиозность в Бурятии несколько преувеличена. Соответственно, численность паломников будет сокращаться не только по экономическим причинам. Хотя деньги в вопросе выезда за рубеж имеют важное значение.
- Население Бурятии в основном бедное, мало чем интересуется и не особо стремится куда-то ехать, изучая мир, - говорит он. - Кроме того, жители уделяют много времени религиозным ритуалам по праздникам, но истинно верующих немного. Например, в начале 20 века, когда строился Санкт-Петербургский дацан, денег, которые собрали со всей Бурятии, хватило лишь на три его колонны. Это говорит о многом, в том числе о желании жителей Бурятии вкладывать средства в развитие духовности, образования, а также расширение своих границ. Ведь человек, посетивший святые места, связанные с Буддой Шакьямуни и другими духовными лидерами, становится уже другим, более свободным. И по-новому начинает смотреть на мир.
Таким образом, законодательное ограничение конкуренции и бизнеса ни к чему хорошему не приведет, считают эксперты. Там, где наблюдаем существенные ограничения свободы предпринимательства, можно искать и коррупциогенные факторы в принятии подобных решений. В результате всего этого мы увидим лишь монополизацию турпродукта и рост цен на отдельных направлениях туристического рынка с ухудшением качества услуг.
Дмитрий Родионов, «Номер один».