За путевкой в храм?

Паломникам Бурятии запретили ездить в Тибет и Индию через обычные турфирмы
A- A+
В Бурятии туристы, намеревающиеся посетить  святые места, теперь могут обращаться только в разного рода религиозные организации, а не в туристические фирмы. С 1 ноября вступили в силу поправки в Закон «О туристской деятельности», согласно которым туристическим компаниям запрещено обслуживать паломников в стране и за рубежом. 

Духовно-коммерческий принцип

В целом по стране бизнес на стремлении некоторых категорий граждан посещать разного рода  святые места  достигает многомиллиардных оборотов. Особенно активно развивался он в центральной России, связанный с поездками в святые места для христианства страны - Грецию, Кипр и Израиль (Иерусалим). До недавнего времени бизнес на паломниках процветал и денег хватало всем участникам рынка. Однако ежегодное, вот уже шесть лет подряд, падение реальных доходов российского населения привело к тому, что бизнес начал «съеживаться». И некоторые участники рынка, чтобы не потерять потоки, пролоббировали в Госдуме поправки в закон, запрещающий обычным туристическим фирмам организовывать паломнические туры. Теперь такое право есть лишь у религиозных организаций, которые сами могут определять структуры, которые будут возить туристов на  святые места. 

В Бурятии к очередному сомнительному  творению  депутатов Госдумы отнеслись отрицательно. 

- Думается, что закон пролоббировали в Москве крупные конфессии, которые намереваются контролировать крупные паломнические потоки, -  говорит известный бурятский путешественник Вячеслав Киплюкс. - У нас же в республике дацаны и церкви не занимаются  паломническим туризмом. И думаю, что ламы вряд ли согласятся быть туроператорами - сидеть и бронировать отели в Индии и Тибете.

По словам эксперта, поскольку вводятся запреты, а альтернативы нет, то  ограничение конкуренции прежде всего ударит по буддистам, выезжающим за рубеж и пользующимся услугами туроператоров. Запреты же, учитывая сложную и дорогую логистику путешествий в Индию, Непал и Тибет, могут привести  к удорожанию туров. При этом путешественник признал, что после начала экономического кризиса в стране число паломников, отправляющихся в  святые места, значительно снизилось. Сыграло свою роль также и то, что если в других конфессиях верующих морально поощряют периодически поездками  с молитвами в святые места, то в буддизме подобного в дацанах нет. Буддист свободен сам решать - ехать ли ему в Индию слушать лекции  Далай ламы или ознакомиться с его наставлениями по интернету. 

Расширяя горизонты

Тем не менее  экс-Хамбо лама Чой-Доржи Будаев считает, что религиозность в Бурятии несколько преувеличена. Соответственно, численность паломников будет сокращаться не только по экономическим причинам. Хотя деньги в вопросе выезда за рубеж имеют важное значение.

- Население Бурятии   в основном бедное, мало чем интересуется и не особо стремится куда-то ехать, изучая мир, - говорит он. - Кроме того, жители уделяют много времени религиозным ритуалам по праздникам, но истинно верующих немного. Например, в начале 20 века, когда строился Санкт-Петербургский дацан, денег, которые собрали со всей Бурятии, хватило лишь на три его колонны. Это говорит о многом, в том числе о желании жителей Бурятии вкладывать средства в развитие духовности, образования, а также расширение своих границ. Ведь человек, посетивший святые места, связанные с Буддой Шакьямуни и другими духовными лидерами, становится уже другим, более свободным. И по-новому начинает смотреть на мир. 

Таким образом, законодательное ограничение конкуренции и бизнеса ни к чему хорошему не приведет, считают эксперты. Там, где наблюдаем существенные  ограничения свободы предпринимательства, можно искать и коррупциогенные факторы в принятии подобных решений. В результате всего этого мы увидим лишь монополизацию турпродукта и рост цен на отдельных направлениях туристического рынка с ухудшением качества услуг. 

Дмитрий Родионов, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.