08.11.2019
Разрабатываемый уральцами в Улан-Удэ самолет будет смахивать на лицензионную китайскую копию Ан-2

«Номер  один» не удалось обнаружить в Улан-Удэ какой-либо активности по созданию нового варианта легкомоторного самолета «Байкал» с целью замены советского «кукурузника»Ан-2. По адресу регистрации победителя конкурса на освоение 1,2 млрд рублей - ООО «Байкал-инжиниринг» - на ул. Любови Шевцовой, 3Б, что-либо, напоминающее конструкторское бюро, отсутствовало. Как и ООО с уставным капиталом в 10 тыс. рублей, созданное накануне конкурса для последующего освоения денег, которые Минпромторг РФ выделил на «выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» по разработке суперсамолета, призванного заменить Ан-2. Вместо этого по данному адресу удалось найти лишь небольшой завод по производству фанеры.

У нас климат не тот

При желании и хороших мозгах и в сарае что-то можно разработать. Как Стив Джобс, склепавший в гараже первый компьютер  Аpple. Однако в России не тот климат, во всех смыслах, все-таки почти три десятка лет реформаторских революций в образовании, науке и технике  даром не проходят. И уж тем более сложно рассуждать о том, что на неказистой производственной базе рядом с ветшающими на глазах заводскими корпусами «Улан-Удэстальмоста» можно самим создать что-то летающее. Например, разработать новый вариант самолета «Байкал» с двумя двигателями. Тем не менее «Номер один» надежды не терял и попробовал найти зачатки «научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» на Шевцовой, 3Б.

Работники предприятия, а это в основном посланцы ближнего зарубежья, были немногословны и плохо понимали суть вопроса. Русскоязычных же работников  вопрос - где тут изобретают самолеты - вообще поставил в тупик. 

- Адресом ошиблись, здесь нет никаких самолетов, мы тут фанеру делаем, - сказали работники.
Между тем ошибки быть не могло - именно по данному адресу зарегистрировано ООО «Байкал-Инжиниринг», которому предстоит освоить бюджетные миллиарды с целью создания нового варианта ТВС-2ДТС «Байкал».

Кто вставляет палки в колеса
 
Напомним, что Сибирским НИИ авиации (Новосибирск) уже был разработан вполне конкурентоспособный на рынке новый «кукурузник»,  оснащенный надежным и мощным американским двигателем. Он уже летал и должен был стать на поток на мощностях Улан-Удэнского авиационного завода в 2021 году. 

Север и Дальний Восток нуждались в замене устаревшего Ан-2, и с заказами на наш самолет не было проблем. И загрузка, а значит, и новые рабочие места на Улан-Удэнском авиационном заводе были бы обеспечены. Однако в августе  2019 года неожиданно Москва запретила эксплуатацию одномоторных «Байкалов» в так называемой арктической зоне эксплуатации (Якутии, Чукотке, Коми, части Красноярского края и др.), где сосредоточены наиболее платежеспособные покупатели на наш самолет. А в Минпромторге РФ заявили, что летающий «Байкал» никуда не годится и нужен новый самолет с двумя двигателями. Но с ними в России проблема. Ведь единственными двигателями на еще несозданный самолет предполагается использовать ВК-800С, разработки Уральского завода гражданской авиации (учредителя ООО «Байкал-инжиниринг»). 

Однако до производства и сертификации нового двигателя понадобится, по оценке экспертов, минимум 3-4 года. И возникает вопрос - а зачем тогда зарубили наш «Байкал»? Ведь он же уже летал и на его создание были потрачены бюджетные средства! Неужели дело в том, что на нем стояли американские двигатели и могли быть наложены санкции? Но ведь это вопрос договоренностей - по каким схемам и через какие страны можно закупать необходимые импортные двигатели.

Похоже, что не это главное. Ответ проблем нашего «Байкала» лежит в другой плоскости. Ведь в России гораздо быстрее и легче «освоить» бюджетные миллиарды на каком-нибудь заводе, чем разработать нечто новое и нужное рынку. Впрочем, что-то нам все же предложат, ведь отчитаться за расходование средств рано или поздно придется. И есть подозрения, что это будет не то, что планировали. 

Долетались до китайских копий

Как сообщили недавно китайские СМИ, Китай займется поставками в Россию партии самолетов Y5B, являющихся, по сути, лицензионной копией советского самолета Ан-2 (легкого многоцелевого самолета Y5B (Y-5BG)».  По данным газеты «Шицзячжуан Дэйли», самолеты закупаются для использования неназванной компанией из Уральского региона РФ. Судя по всему, китайская копия Ан-2 может стать базой для создания «нового самолета» через ООО «Байкал-инжиниринг». Ведь с копий делать копии мы еще не разучились.  А 4 ноября агентство REGNUM  сообщило, что в Госдуме вызвало «недоумение намерение России закупить у Китая шесть копий советского АН-2». 

- Это наш советский «кукурузник», который был занесен в Книгу рекордов Гиннеса, но развал промышленности достиг такого размера, что мы даже не можем производить простые типы самолетов и вынуждены закупать китайский аналог Ан-2? Стыдно и обидно, — возмутился депутат Госдумы Владимир Поздняков.

Однако стыд и обида это не про московский бизнес. Тут другие приоритеты. Когда на кону 1,2 млрд на «освоение», а ресурсов на обоснование бюджетных трат немного, почему бы не использовать для отчета великие достижения китайских копировальщиков? А полетит ли с композитными, алюминиевыми или фанерными крыльями очередная копия Ан-2, да еще и с двумя пока несозданными двигателями - дело десятое. Главное - процесс...

Дмитрий Родионов, «Номер один».
^