«Сколько вокруг загубленных детей!»

Настоятель женского дацана открыла центр речевого развития
A- A+
Настоятель единственного в России буддийского женского дацана «Зунгон Даржалинг» Зоригма Будаева открыла детский центр речевого развития. Он находится непосредственно рядом с буддийским храмом. 

- Зоригма Далаевна,  с чем связано такое решение? 

- Потому что по первой специальности я - логопед-дефектолог и долгое время работала в Москве с детьми с умственной отсталостью, с имбецилами. В какой-то степени  мною двигало желание помочь этим детям. Это больная тема. Мне до сих пор кажется, что возможности для их развития сильно ограничены отсутствием квалифицированной помощи и понимания со стороны родителей и общества.

- Но вы, видимо, вникли в эту тему… 

- Чтобы понять, нужно закрыть глаза и представить, что это навсегда. Закрыть уши и почувствовать, каково это - жить без слуха. Чтобы понять ребенка с нарушением речи, нужно представить, что слушаешь  научный текст, перегруженный незнакомыми терминами. Почему нам непонятен этот текст? Потому  что эти слова не связаны с нашими понятиями. Только ребенок находится в такой ситуации постоянно, и нужно много работать над тем, чтобы слово для него стало связано с предметом.

Про аутистов объяснить сложно, но представьте, что   погружены в какую-то мысль, а вокруг что-то происходит. Например, вы задавлены горем и вокруг какая-то суета. Для аутистов не существует то, что есть вокруг, они в себе, в своей постоянно одинокой радости, но чаще   в горе. 

Дети с задержкой психического развития… Вот смотрите вы на незнакомый станок на заводе, большой, непонятный, и не можете выделить части его целого – что и откуда. Вот стул или стол вам понятен, а это – нет. И  ребенок такой чувствует себя подобно. Представляете, если постоянно ругать его за это?

Про детей с умственной отсталостью объяснить еще сложнее – у них другое восприятие мира, и мыслительные процессы идут по-другому. Ну, представьте, что вы несколько дней не спали, а вас заставляют слушать какой-то сложный научный текст – вот это близко к состоянию умственной отсталости. Мы часто не осознаем особенностей состояния этих детей и людей вообще  и выдвигаем им несоответствующие требования. Нужно просто понимать их.

- В центр такие дети приходят уже с диагнозом? Что должно насторожить родителей?

- Первым шагом, конечно, нужно обратиться в поликлинику. Еще до того, как ребенок начнет говорить первые слова, важно не пропустить моменты, свидетельствующие об особенностях развития ребенка. Ребенок не удерживает зрительный контакт, не фиксирует свой взгляд на игрушке, развитие моторики не соответствует возрасту, ребенок не сидит в 7-8 месяцев – это повод для обследования. Кроме этого, психофизическая патология очень часто сопровождает неврологическую. Дети, которые в первый год жизни обследуются у невропатолога по поводу повышенного или пониженного тонуса, отстают в физическом развитии, у них очень часто проявляется и психиатрическая патология. Важно, если это есть, выявить как можно раньше.

- Но порой раннее выявление проблемы не помогает ее решить…

- Да, не хватает профессиональных кадров. Мы тоже не каждую проблему можем решать. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах положение сложное. Сколько вокруг загубленных детей… Родители часто не ощущают необходимости серьезно заняться реабилитацией ребенка. Порой кажется, что бьешься в закрытую дверь. Был момент, я хотела оказать помощь родителям и создать группу психологической поддержки, ведь не секрет, что чаще всего люди остаются один на один с диагнозом. Даже думала проводить эти занятия бесплатно  при условии, что дети будут заниматься с нашими педагогами. Пока отклика не было. Допускаю, что и на первом пробном занятии совершила ошибки в подходе. Люди в этом состоянии часто испытывают чувство вины и неполноценности. 

- Раз уж речь зашла о неполноценности,   вы  как настоятель буддийского дацана  ответьте, пожалуйста, на один вопрос. Многие знают, что в буддизме есть восемь состояний, недоступных для занятий буддийской практикой, т.е. накопления благих заслуг, которые очень важны для дальнейшего перерождения.  Считается, чтобы иметь возможность слушать и практиковать Учение, нужно родиться «полноценным» человеком - иметь ясный ум, развитые органы чувств. У многих это вызывает вопросы…

- Я не хочу отвечать на этот вопрос, я не философ. Действительно  написано, что если ты имеешь какие-то недостатки, то тебе сложно будет последовать Учению. Возможно, во мне говорит дефектолог  и я скажу крамолу, но все зависит от условий, в которых растет ребенок. Чем раньше дана помощь, тем больше у него возможность ощущать и познавать мир. Задача дефектологов - максимально приблизить восприятие детей к объективному познанию. 

- Многие в момент, когда что-то случается с ребенком, сталкивались с разговорами о карме, граничащими с осуждением. Якобы  человек заслужил это страдание.

- Есть философское понятие кармы, а есть бытовое. Последнее – не абсолютное понятие. Это закон взаимозависимости, закон причинно-следственных связей. Часто представление о карме – это субьективные мнения, поддерживаемые обществом. Карма предполагает определенную долю фатализма, а в буддизме фатализма нет. 

- Как   нет? Буддизм, кажется,  полон смирения и фатализма…

- Если тебе что-то очень нужно, всегда существует определенный набор поправок, с которыми ты можешь действовать так, как считаешь нужным.

- Грубо говоря, помолись и делай?

-Да. Бороться надо до последнего. У меня есть знакомая, которая родила девочку-имбецила. Всегда считалось, что удел имбецила – остаться в одинокой комнате. Но она разговаривает по телефону и учится в колледже. Это фантастика, которая объясняется упорным трудом и обучением. Спасение утопающих  по-прежнему  в руках самих утопающих.

- Так что же делать, если в семье родился ребенок, к примеру, с задержкой психического развития?

- Даже если диагноз поставили поздно, хороший специалист, зная их психологические особенности, может довести ребенка до нужного уровня. Именно эта категория самая благодарная. Если работать с таким ребенком по специальной программе до четвертого класса, то ребенок в дальнейшем может обучаться в обычной школе и нормально жить. Но, не получив специальной помощи, дети попадают во вспомогательную школу. Дети, которые могут быть нормальными, попадают в школы для умственно отсталых – так называемого 8-го вида. Школ 7-го вида для детей с задержкой психического развития у нас в республике просто нет! Для детей с тяжелыми нарушениями речи есть школа в районе мясокомбината, но и она только начальная. А после дети опять попадают в школу для умственно отсталых. Очень редко кто попадает в обычную среднюю школу. Да, благодаря закону об инклюзивном образовании  сейчас есть возможность отправить такого ребенка в общеобразовательную школу, но как он там будет себя чувствовать? Это очень тяжелая, травмирующая психику ситуация для такого ребенка, а вовсе не социализация, как думают многие. Это уничтожение личности ребенка. Я хочу, чтобы этим детям была оказана специализированная помощь, и нужно, чтобы родители это понимали. А они часто не понимают. Думают, что можно бросить его в чужую среду без подготовки  и он адаптируется. У меня есть знакомый ребенок, учителя которого, не зная его особенностей, упорно вели его до 11-го класса, и он даже сдал ЕГЭ вместе со всеми. Это, конечно, хорошо, но мне страшно представить, как тяжело ему было в моральном плане. 

- Какова главная проблема на сегодняшний день?

- Помимо того, что я уже сказала, в СССР была занятость этих детей после школы, они могли прокормить себя, а сейчас? В Москве есть интернат №102, после которого умственно отсталые люди могут работать. Для них недоступно абстрактное мышление, но они могут работать и чувствовать себя полезными и нужными. Для них это так же важно. Специалистов мало, да. Когда я читала лекции в БРИОП, то наблюдала за работой учителей и поражалась, насколько многие из них талантливы. Возможно, они каждый раз, как говорится, «изобретают велосипед», но   пытаются помочь. 

Хорошо, что сейчас есть интернет и можно узнать, какие методы существуют, другое дело, что без квалифицированного анализа приемов и методов работы  они могут взять не совсем то, что хорошо. Мне повезло общаться с хорошими специалистами, и я знаю, что даже если ребенок не может освоить рациональную часть, в эмоциональном плане он может быть очень развит. На Западе, например, есть уже два магистра в области искусств с диагнозом «задержка психического развития». Надеюсь, это станет возможным и у нас.

Диана Сосновская, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.