Эффект Даннинга-Крюгера

Почему некоторые люди считают себя самыми умными?
A- A+
Многие из нас замечали за кем-нибудь из окружающих, с какой легкостью они рассуждают о тех сферах жизни, в которых мало разбираются, например, об экономике, политике или медицине. Почему в современном мире полно псевдоэкспертов, разъяснит кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Метакогнитивные искажения

- Игорь Валерьевич, расскажите, почему не очень умные люди считают себя крайне умными?  

- Наше мышление очень несовершенно  и выдает множество ошибок - об этом мы говорили в прошлой нашей беседе. Но с помощью мышления мы познаем не только окружающий мир, но и себя. Человек – существо рефлексивное. Мы себя отражаем посредством мыслительного когнитивного процесса, то есть  думаем о том, как  думаем. Этот процесс называется метакогнитивным.  И в нем из-за несовершенства мышления тоже есть ряд ошибок и сбоев.

Процесс рефлексии крайне сложен, и его результат лишь отчасти отражает действительность. То есть мы никогда не видим сами себя в полной мере. Нам крайне сложно оценить самого себя. Но делать это нужно для того, чтобы существовать в социуме и общаться с другими людьми.  

Возникающие в процессе отражения себя сбои называются метакогнитивными искажениями. Наиболее известное искажение описано эффектом Даннинга-Крюгера. Исследователи пришли к выводу, что чем лучше у человека развиты когнитивные способности, тем лучше он будет познавать сам себя, тем более адекватно  сможет давать оценку самому себе. Чем хуже развиты когнитивные способности, тем хуже он будет оценивать себя. 

Соответственно, человек с более развитыми когнитивными способностями будет более критично относиться к собственному когнитивному процессу  и будет стараться отразить его как можно лучше, то есть  выделяя в нем больше недостатков. Человек с меньшими когнитивными способностями свой когнитивный процесс оценивает  менее критично  и не будет видеть недостатков своего мышления. 

Вроде все понятно и логично. Однако  следствие из этого достаточно парадоксальное. Оно заключается в том, что в результате наиболее компетентные люди относятся к себе более критично, чем менее компетентные. И поэтому считают себя, скорее, некомпетентными, чем компетентными. Это результат критичного отношения к собственным когнитивным процессам.  Здесь отмечу, что компетентность – это не только ум и интеллект как таковой, это вообще уровень компетентности.  

Профи по итогу первого года 

Некомпетентные люди не обладают соответствующими компетенциями для оценки своего когнитивного процесса, поэтому   будут считать себя более компетентными, чем   есть на самом деле. 

Но это вовсе не значит, что наиболее компетентные люди считают себя самыми глупыми. Здесь зависимость нелинейная, она больше напоминает параболу. При дальнейшем повышении уровня компетентности и когнитивных способностей приходит понимание и собственной компетентности. 

В этом плане зависимость уровня компетентности и оценка собственных когнитивных способностей имеет вид параболы – сначала спускается, потом поднимается. Поэтому если спрашивать у людей, насколько умными они себя считают, то приблизительно одинаково будут отвечать и очень умные люди, и недостаточно умные. Как правило, средний уровень компетентности будет давать низкие значения. 

Интересно, как это происходит. Например, совершенно некомпетентный в каком-то вопросе человек будет считать себя некомпетентным. Это нормально. Допустим, человек устраивается на работу, входит в профессию. Уровень его компетентности близок к нулю. Он еще ничего не умеет и не знает, поэтому оценивает себя как неумеху. Крайне осторожен в своих делах, поступках и высказываниях, вбирает в себя знания, активно учится. 

Приобретая опыт и знания, уровень его компетентности несколько повышается, и он уже не чувствует себя так неуверенно, как в первое время. Состояние тревоги и неопределенности проходит, что дает толчок чувствовать себя уверенно. В результате человек начинает оценивать уровень своей компетентности гораздо выше, чем есть на самом деле. 

Как правило, это происходит после первого года работы. Конечно, многое зависит и от специфики работы, но, как правило, именно в первом годовом цикле чувство неуверенности преодолевается  и человек чувствует себя спецом. Уровень своей компетентности он  завышает неадекватно. В результате человек начинает совершать множество ошибок – становится крайне самонадеянным, небрежным. 

- По статистике, самоуверенные водители со стажем до двух лет совершают больше всего ДТП…

- Если из этих ошибок человек извлекает уроки, то его компетентность начинает расти. Но чем больше она растет, чем больше сторон своей деятельности он узнает, тем больше понимает, что много чего еще не знает. От этого падает его уверенность в себе, он начинает оценивать себя все менее и менее компетентным. В какой-то момент уровень его знаний и навыков уже достаточно большой, багаж опыта серьезный, он много чего знает и умеет, но столько уже повидал, что ни в чем не уверен, в том числе и насколько  компетентен. То есть уровень его самонадеянности становится очень низким. 

Компетентность и безопасность труда

Если говорить о временных рамках, то это приходит примерно после пяти лет работы, когда он вроде бы и все знает, но внутренне чувствует себя крайне неуверенно. В каком-то смысле это некий кризис. Преодолев его и переосмыслив собственную профессиональную деятельность, можно сказать, что человек выходит на новый уровень мастерства. Он не просто получил все необходимые компетенции, он их переосмыслил. Уровень компетентности опять начинает расти, а с ним и уверенность в себе и собственных силах. 

Эта уверенность никогда больше не достигнет того уровня, который был в самом начале, спустя год работы. Она лишь подрастет  и определенным образом стабилизируется. Это и есть уровень профессионального мастерства, когда и компетентность очень высокая, и уверенность определенная есть, и присутствует адекватная оценка собственных сил и возможностей. 

- Где применяются знания об эффекте Даннинга-Крюгера? В бизнес-психологии? 

- Не только. Это касается, например, техники безопасности на производствах. Опытные инженеры по охране труда хорошо знают, что наибольшее число травм приходится на первый год работы и у более опытных сотрудников, так называемых середнячков. 

Знание об эффекте Даннинга-Крюгера полезно и для каждого человека в оценке себя, и во взаимодействии с коллегами. Руководителям эта информация также может многое  объяснить. 

Современное общество псевдоэкспертов

Эффект Даннинга-Крюгера сейчас можно наблюдать повсеместно. В наш век информационных технологий, век информации происходит систематическая переоценка собственных способностей в тех или иных областях, в которых человек некомпетентен. Например, в области экономики, права, политики, медицины. Современные врачи постоянно сталкиваются с тем, что  пациент лучше любого врача знает, чем он болен и как его лечить. В образовании   любой человек, не имеющий никакого педагогического образования, прочитав статьи в интернете, лучше любого педагога знает, как правильно учить детей. 

В результате эффекта Даннинга-Крюгера и доступности информации о различных областях мы живем в обществе псевдоэкспертов. Все вокруг прекрасно во всем осведомлены, но в силу того, что их представления о данной области достаточно сильно ограничены, то их мнение о том, насколько они осведомлены, очень и очень завышены. Причем  даже если человеку объяснить, что он не прав, его мнение не изменится. Эффект Даннинга-Крюгера не будет преодолен. 

- Почему?

- Потому что объяснение того или иного заблуждения носит достаточно частный характер  и уровня знаний и компетенции в этой области оказывается недостаточно для того, чтобы у человека произошла более адекватная оценка собственной компетентности в данном вопросе.

Допустим, вы считаете себя экспертом в области воспитания детей. Почитали достаточное количество литературы и пришли к выводу, что детей нужно все время хвалить и разрешать им все, что угодно. Но фактически у вас недостаточно знаний о психологических механизмах, об особенностях детской психики. Есть огромнейший пласт фундаментальных вещей, которыми вы не занимались и не знаете. 

В результате такого подхода происходит достаточно закономерная проблема – ваш ребенок, говоря бытовым языком, оказывается избалованным, садится вам на шею, не умеет себя вести ни дома, ни в обществе. Любое указание на то, что   делаете что-то не так, будет вами встречаться в штыки. Закономерно? Да, потому что вы считаете себя достаточно компетентным человеком в этой области. 

Самомнение знатока не понизить

Единственное, вы сможете меня услышать, если я   укажу на какую-то конкретную ошибку. Допустим,   наблюдаю, как в магазине ваш ребенок закатил истерику по поводу игрушки и вы тут же   ее покупаете. Я объясняю: покупая игрушку, вы подкрепили его истерику. И в этом   со мной соглашаетесь – это не противоречит тем знаниям, которые у вас есть. В беседе мы с вами нашли путь, как выстроить взаимодействие с ребенком, чтобы он вами не манипулировал при помощи истерик. 

В итоге ребенок стал менее манипулятивно вести себя в магазине. Но во всех остальных областях все осталось так же. Уровень вашей компетенции немного прирос, но это никоим образом не сказалось на том, как вы оцениваете свою собственную компетентность в вопросах воспитания. 

Приращенных знаний очень мало для того, чтобы снизилось ваше мнение о себе как о воспитателе. Для того, чтобы оно снизилось достаточно сильно, уровень вашей компетенции должен вырасти значительно. 

В большинстве случаев проблемы не заходят настолько глубоко, что возникает необходимость рыться в фундаментальнейших проблемах, и, как правило, большинство людей в этой области остаются на этом уровне. Поэтому мы все с достаточной легкостью можем рассуждать об экономике, политике, образовании и международных отношениях и прочих вещах, которыми мы, по сути, не занимаемся. Но имеем какой-то небольшой запас знаний, который позволяет нам судить о себе как об эксперте в этих делах.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.