Хаос и «авось» в бурятском образовании

Очередная проверка Счетной палаты Бурятии вскрыла новые подробности того, как в республике развивается образование
A- A+
Точнее, как образовательные учреждения обеспечиваются предметами первой, второй (и так далее) необходимости. Выяснилось, что укрепление материально-технической базы происходит хаотично и с грубыми нарушениями.

Контрольное мероприятие называлось «Проверка использования бюджетных средств, направленных на укрепление материально-технической базы в отрасли «Образование» в 2017-2018 годах и на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в государственных общеобразовательных организациях в 2017 году».

Как следует из отчета аудиторов, никакого документа, который бы обобщал и регулировал выделение денег на материально-техническую базу образовательных учреждений, в республике нет. 

«На протяжении ряда лет на укрепление материально-технической базы учреждений средства в плановом порядке не выделялись, продолжает иметь место практика выделения средств по отдельным заявкам учреждений или в связи с аварийными ситуациями. Степень оснащенности мебелью, оргтехникой и оборудованием учреждений неодинакова», говорится в отчете.

Грубо говоря, финансировать эту строку расходов начинают, когда, как говорят в народе, «петух клюнет». Но даже в этих случаях расходование бюджета происходит, мягко говоря, не совсем правильно, чисто и прозрачно.

Аудиторы Счетной палаты проводили выездные проверки в образовательных учреждениях Бурятии. И нашли множество нарушений закона. В том числе   требований по качеству закупаемых предметов мебели и так далее.

«Отдельные материальные ценности имеют дефекты, некачественная фурнитура, что говорит о низком качестве приобретенной мебели», описывают ситуацию аудиторы.

Минобраз республики, чтобы профинансировать, к примеру, школы, заключало с ними соглашения на предоставление целевых субсидий. Многие из них  опять же  нарушают нормы и правила.

А именно: не прописаны объемы субсидий и цели, на которые они должны расходоваться; нет даты и сроков перечисления; нет списка документов, необходимых для перечисления денег; не установлены показатели результативности, то есть  насколько эффективно потрачены деньги.

Сметы составлены на основании федеральных расценок, которые перестали действовать еще в 2017 году. Плюс чиновники применяли к сметам некие понижающие коэффициенты, которые никак не обоснованы. Нет прайсов на стройматериалы.

«В ходе проведенного анализа стоимостных показателей при проведении ремонтных работ и приобретении материальных ценностей установлено, что осуществлены закупки без должного мониторинга цен, следовательно, часть средств использована неэффективно»,   пришли к выводу аудиторы.

По результатам проверки  Счетная палата направила представление в Минобраз республики, которым обязало его устранить все нарушения, принять документ по расходам на укрепление материально-технической базы, перечень направлений, по которым школы могут расходовать деньги, установить периодичность получения средств. А также  принять меры «по проведению служебного расследования и привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц».

Впрочем, дисциплинарные взыскания вряд ли вернут  бюджетные деньги, которые были потрачены неэффективно и с нарушениями. К тому же  зреет вопрос, который относится уже не к компетенции Счетной палаты, а к органам иного порядка: все  нарушения  - банальная нерасторопность чиновников или кто-то успел на этом заработать? Впрочем, вероятность того, что данный вопрос обретет внятный ответ, слишком мала.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.