Культура против политики

Общественность взбунтовалась против депутатов, пытающихся сэкономить на театрах и фестивалях
A- A+
На прошлой неделе «житейские» разговоры депутатов Хурала на рабочем совещании неожиданно оказались вынесены на всеобщее обсуждение. Депутаты, которых раздражали траты на фестиваль «Голос кочевников», содержание театров и приглашенных артистов, не поскупились на слова, не подумав о том, что разговор может стать публичным.

Не там копают

Особенно отличились Игорь Марковец, Игорь Бобков и Зоригто Цыбикмитов, высказавшиеся за сокращение, а то и прекращение финансирования «Голоса кочевников». Депутаты напирали на экономическую невыгодность фестиваля и призывали «набраться политической воли» и принципиально покончить с этими убыточными мероприятиями за республиканский счет.

Слова о том, что любой «мало-мало» играющий на гитаре человек может подать заявку на этот никому не нужный фестиваль, где бесплатно примут, вызвали взрыв обсуждений в социальных сетях. Мнение Бобкова о том, что выступления мировых исполнителей нужно заменить своим, национальным, не вызвали понимания у большинства. Зато доводы депутатов о  нехватке денег на культуру, сельские клубы и прочее  повлекли всплеск комментариев, предлагающих сэкономить бюджет республики на упразднении самого Хурала, поскольку парламент давно исчерпал свое первоначальное значение.

Один депутат или фестиваль?

4,4 млн рублей на поддержание «Голоса кочевников»  меркнут в сравнении с суммой, выделяемой на содержание Хурала. Буквально в первой половине ноября  стало известно, что расходы на   народных избранников выросли с 270 до 272,9 млн рублей.

Причем, по сравнению с текущим годом, общие расходы на содержание Хурала в 2020 году выросли на 6,5 млн рублей. Напомним, на содержание парламента в 2018 году выделялось 258 млн рублей. В 2019 году Хурал «подорожал» сразу на 8 млн рублей, что было связано с расширением штата и появлением еще одного депутата, работающего на постоянной основе.

Получается, даже один народный избранник обходится бюджету дороже целого фестиваля, который обрел массу поклонников, формирует благоприятный имидж республики, но уже не первый год стоит костью в горле у депутата Цыбикмитова, который постоянно рассуждает о затратности «культуры».

Театры ответили

«Проехались» депутаты и по театрам, указав на их убыточность. Предложение «загрузить» театры ради дохода Министерству культуры прозвучало из уст Игоря Марковца.

«У них зарплата больше, чем у депутатов», - позавидовал директорам и худрукам театров Игорь Бобков. Зоригто Цыбикмитов вспомнил экс-солиста Оперного театра, заслуженного артиста Бурятии, лауреата международных конкурсов, дипломанта и обладателя специального приза Международного конкурса теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при», ныне солиста Красноярского театра оперы и балета им. Д. Хворостовского Михаила Пирогова. 

«Пирогов уехал, в другом месте работает. Теперь его по договорам приглашают. За один концерт - 70 тысяч», - возмутился народный избранник. Вторя ему, Бобков обронил фразу: «Толще, чем у собаки, цепь на шее золотая», которая, судя по всему, тоже относилась к Пирогову.

И вот реакция театров и самого солиста не заставила себя ждать. В БГТОиБ заявили, что эта информация не соответствует действительности и вообще унижает достоинство бурятского тенора.

«Мы крайне удивлены подобными сравнениями. Все дискуссии должны вестись в рамках профессиональной и человеческой этики. Слова депутата напрямую касаются человеческого достоинства солиста», – говорится в сообщении, опубликованном на официальном сайте театра.

Депутатам напомнили, что театр - некоммерческая организация, то есть прибыль не является целью его деятельности, а термин «самоокупаемость» неприемлем.

В Театре оперы и балета сообщили, что «работают над повышением уровня экономической самостоятельности системно и последовательно», а доходы от продажи билетов стабильно растут в последние годы. Для полноты картины представители театра привели в пример самый известный в мире театр  «Ла Скала», в котором доход от продажи билетов меньше, чем сумма, которую театру дают государство и город.

«Театр создан, чтобы развивать культуру, а не зарабатывать на ней. Не верьте, если кто-то говорит иначе. Театры не зарабатывают», - гордо приложили театралы к ответу депутатам слова художественного руководителя и директора «Ла Скала» Александра Перейры.

Тенор требует извинений

Что касается бурятского тенора, которого уважает Хосе Каррерас, то он опубликовал в соцсетях большой пост. Пирогов отметил, что парламентарии и до этого закидывали соцсети «своими поверхностными, глупыми, позорными постами», не имея «ни малейшего представления и понимания» о культуре, тех же гонорарах, работе приглашенных специалистов и вообще о том, как устроен театр.

- И сегодня, почти через год после того, как я ушел оттуда, депутаты Народного Хурала Игорь Бобков и Зоригто Цыбикмитов вновь возмущаются якобы моими «бешеными гонорарами». На этот раз я не собираюсь молчать и требую от вышеназванных депутатов официального извинения в свой адрес, – заявил он. – Страшно, что в Народном Хурале судьбу культуры и не только решают люди, которые, обладая поверхностными знаниями, несут в массы разрушение, унижение, позор и бескультурье. P. S. К вашему сожалению, золотую цепь  я не ношу, тем более  как у собаки.

Не ожидая такой реакции, депутаты, похоже, растерялись. Игорь Бобков, комментируя требование Оперного театра об извинениях, заявил, что ему «надо разобраться», и посетовал, что не давал интервью, а обсуждал все с коллегами на рабочей группе. 

- Я помню, в свое время про какого-то солиста писали, что он носит большую, толстую золотую цепь. Может, это навело на некое такое сравнение, но человека никто с собакой не сравнивал. Но если человек  носит цепь  в палец толщиной  на шее, то она, наверное, не для украшения покупается, для каких-то других целей. Это мое личное убеждение, - сказал депутат, но добавил, что  если надо, то обратится в Счетную палату, чтобы она провела еще одну проверку.

Напомним, в результате прошлогодней проверки в Театре оперы и балета были обнаружены финансовые нарушения, и дирекции не удалось доказать, что это не так. В результате  бывший директор театра Аюна Цыбикдоржиева была уволена, а театр из солидарности покинули самые титулованные солисты – Ариунбаатар Ганбаатар и Михаил Пирогов.

Екатерина Иванова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.