Банки блокируют бурятский бизнес

Тысячи предпринимателей республики заподозрили в финансировании терроризма
A- A+
В Бурятии с начала года, по некоторым оценкам, банки заблокировали расчетные счета нескольким тысячам ИП и ООО. Основанием для блокировки послужил Закон 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Для многих предпринимателей Бурятии столь широкая трактовка закона обернулась потерей драгоценного времени, нервов, контрактов, простоем работы и большими убытками. Большинству предпринимателей все же удалось со временем доказать, что они не террористы и не «отмывают» доходы. Однако части из них пришлось закрыться  либо уйти в тень. То есть на фоне разговоров о выводе бизнеса из тени  жесткими блокировками банки все сильнее толкают бизнес на защитные меры - переход «на наличку». О том, что заставляет обычных предпринимателей уходить в «серый» сектор экономики, в материале «Номер один».

Блок от банкира

- Мы заключили сделку по покупке товара в другом регионе и произвели предоплату, но банк заблокировал наш счет, потребовав объяснить схему сделки и параллельно предоставить копии всех наших проводок по счетам за полгода, - рассказывает Олег, улан-удэнский предприниматель. - Мы практически всю ночь копировали документы и принесли в филиал несколько коробок документов. У нас их приняли, но потом все равно блокировку не сняли. Зачем мы вообще тогда занимались копированием?

Напомним, проблемы с блокировкой счетов у предпринимателей Бурятии начались не вчера. Два года назад Центробанк выпустил рекомендации для их использования банками, где указал признаки, по которым банкирам стоит подозревать клиентов в нарушении антиотмывочного законодательства. Эти признаки позволяют широко трактовать возможные нарушения, например, малый срок работы ИП или ООО - менее двух лет, высокий объем наличных в обороте, невысокая налоговая нагрузка и др.

- Под эти так называемые «критерии» можно подогнать любой малый бизнес, который сегодня оптимизирует налоги в связи с жесточайшим экономическим кризисом и обвальным падением спроса в Бурятии, - говорит председатель Бурятского регионального отделения «Опоры России» Владимир Манжуев. - В результате возникает парадокс - сегодня коммерческие предприятия больше боятся не налоговой, а других коммерческих предприятий - банков.

Предприниматели говорят, что с налоговой в чем-то даже проще. Если появляется задолженность по налогам и счет арестовали, то при экстренном погашении недоимки работа возобновляется. А вот если у банка появились «подозрения», а «Росфинмониторинг» внес предприятие в «черные списки», то обратного хода практически нет. Счета будут заблокированы, а открыть счет в другом банке будет невозможно. Фактически при этом варианте данное ООО становится изгоем в РФ и легальному бизнесу приходит конец.

Отмыться от подозрений

В Нацбанке Бурятии «Номер один» сообщили, что проблемы блокировок счетов клиентов действительно имеются, но подсчет их количества в регионе не ведут.

- В целом в этом году банками и межведомственной комиссией при Банке России вынесены решения по 13 тыс. клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании в связи с действием 115-ФЗ, но затем их счета снова начали функционировать,  - сообщили «Номер один» в Национальном банке по РБ Сибирского главного управления Центробанка. 

Представитель регулятора посоветовал предпринимателям тщательно изучать признаки, по которым классифицируются нарушители, и не допускать ошибок в своей деятельности. Ведь, по некоторым оценкам, «реабилитируются», соответственно, восстанавливают платежи не более трети пострадавших от блокировок клиентов банков. Что делать остальным?

- Цифровизация и перевод на безналичные расчеты сделал нас, предпринимателей, очень уязвимыми как со стороны чрезмерной подозрительности банков, так и со стороны рейдеров - ведь легко договориться с теми же банкирами и «подогнать» предприятие под блокировку счетов, - говорят предприниматели Бурятии. - А дальше, когда предприятие парализовано, можно подключать другие механизмы для захвата бизнеса.

Поэтому сегодня сохранение наличного оборота и перевод его в «серую» зону является для некоторых предпринимателей способом выживания. Например, на улан-удэнских рынках стройматериалов при покупке за наличные продавцы дают скидку. Это выгоднее, чем платить несколько процентов за эквайринг (использование карточных терминалов).

Нырнуть в глубину

В результате часть представителей малого и среднего бизнеса Бурятии, и так балансируя на пороге рентабельности, в случае проблем с банками ставятся перед непростым выбором. Или закрыться и вести нищенское существование, или уйти в тень.

Еще одна причина работы в тени - желание удержать цены, особенно на рынке продовольствия.

- Наша семья с 90-х держит небольшой продовольственный магазин в  кварталах, но недавно рядом открылся крупный супермаркет, где все дешевле, - рассказывает улан-удэнский предприниматель. - Мы то знаем, что цены можно снизить дроблением бизнеса, неуплатой НДС и ведением «черных касс», иных способов просто не существует. Все эти якобы безумные скидки при крупных закупках у заводов - сказки для масс, в реальности дисконт очень скромен. В итоге нам пришлось перейти на обналичивание по разным схемам, чтобы установить цены на ходовой товар на уровне конкурентов. Пока удается сводить концы с концами.

Однако иной раз у бизнесменов даже и выбора то нет.

- Я вынужденно ушел в тень и начал заниматься скупкой-продажей автомобилей, поскольку по прежнему бизнесу меня как директора подставили вороватые акционеры, - говорит Сергей,  спекулянт автомашинами. По его словам, после того, как он «нырнул в глубину», сам был поражен переменам.

- Пока работал официально - постоянно был под проверками, как ушел оттуда -   стал невидимым, - удивляется предприниматель. - Думаю, что для налоговой и банков я больше не представляю никакого интереса, ведь с меня официально и взять то нечего.

Конечно, работать в тени – это плохо. Каждый бизнесмен должен понимать, что нужно соблюдать закон и платить налоги. Но в данный момент система выстроена так, что уход в тень становится самым выгодным и легким решением всех проблем предпринимателя. А значит, с этой системой что-то не так.

Еще более удивительным  является и разворот общественного мнения, связанного с отношением людей к работе в «сером» секторе.  Как мы уже сообщали в октябрьском материале «Номер один», за два последних года доля россиян, одобряющих теневую оплату товаров и услуг без официального оформления, выросла почти в 1,5 раза. Если в 2017 году таких было 50,8%, то в текущем - уже 72,9%. Такие данные были получены в ходе опроса, проведенного Институтом общественных наук РАНХиГС.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.