Кнут для народного театра

8 и 9 декабря Кижингинский народный театр представил в Улан-Удэ необычную премьеру спектакля «Тайшаагай ташуур» («Кнут тайши») по произведению одного из основоположников бурятской литературы Хоца Намсараева
A- A+
Артисты из народа

Режиссером постановки стала Баярма Жалцанова. Несмотря на то, что она давно работает на бурятском радио, это уже ее пятый опыт работы с земляками – непрофессиональными актерами народного театра из Кижинги. Порой  результат совместного творчества был настолько успешен, что даже профессионалы снимали шляпу.

- На самом деле  сравнивать театр профессиональный и народный не стоит. Это совершенно разные вещи, - говорит сама Баярма Жалцанова.

В народных театрах сейчас тяжело. Энтузиазм желающих играть в самодеятельном театре огромен, но финансирования, как правило, нет. Дело иногда спасают проекты и гранты.

Вот и данная постановка была создана на средства государственной программы «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия». На спектакль по произведению Хоца Намсараева было выделено 100 тыс. рублей. Что можно сделать на 100 тысяч – этим вопросом постановщики озадачивались поначалу даже больше, чем игрой артистов. В итоге  Министерство культуры Бурятии добавило еще 100 тыс. рублей. Сценографию сделали минималистичной, использовав четыре сундука и экран с фотографиями. Артистами народного театра на этот раз стали в основном директора и сотрудники домов культуры Кижингинского района. И спектакль состоялся  вопреки всему – сомнению, неверию, при полном аншлаге на сцене Бурятского театра драмы.

Песня – находка

После премьеры выжатую, как лимон, от усталости Баярму Жалцанову некоторые были готовы носить на руках, говоря о патриотизме истинной дочери Кижинги, которая поднимает своих земляков. Действительно, полномасштабные спектакли на большой театральной сцене вытягивает только Кижингинский театр, когда за постановку берется Жалцанова.

Сама режиссер за постановку взялась не сразу и с растерянностью.

- Я не хотела ставить «Кнут тайши», потому что он противоречит некоторым моим принципам, - осторожно признается режиссер. 

То, что выбор пал на пьесу «Кнут тайши», написанную бурятским драматургом Хоца Намсараевым в 1943 году, случайно и не случайно одновременно. С одной стороны, земляки первого драматурга советской Бурятии решили отметить 130-летие со дня рождения писателя. С другой - написав грант на постановку спектакля, кижингинцы указали именно эту пьесу и  по условиям  обязаны были поставить именно ее. Был момент, когда режиссер, не видя выхода, уже хотела отказаться от постановки. В литературном тексте была отражена борьба между тайшой хоринских бурят Николаем Дымбыловым и заседателем Хоринской степной думы Тарбой Жигжитовым. В духе времени развратником был показан лама. Но однажды, прочитав внимательно статьи о главном герое пьесы   Николае Дымбылове, режиссер задумалась.

- Я вдруг вспомнила песню «Михулай нойон», которая сохранилась у шэнэхэнских бурят. Она пелась от лица женщины, которая вспоминала своего бывшего мужа - тайшу, попавшего в тюрьму за растрату. В песне говорилось о неком Николае-нойоне (Михулай). Народная память сохранила и трансформировала события конца 19 века, - рассказывает Баярма Жалцанова.

Это стало находкой. Именно с этой песни женщины, качающей на руках ребенка, начинается спектакль «Тайшаагай ташуур».

Что это за женщина так грустит о своем бывшем муже? Это Долгор – жена некогда всесильного тайши Дымбылова, вновь вышедшая замуж за соперника своего мужа. Почему предавшая, по сути, женщина, так вспоминает тирана и деспота? – этот вопрос заставил Баярму Жалцанову взяться за работу.

Про «Михулай-нойона»

Самым ревностным защитником русского православия в 40-х годах XIX столетия был хоринский тайша Ринчин-Доржо Дымбылов. Он крестился в 1842 году, выстроил в степной думе церковь и «барские» палаты, активно помогал протоиерею Стукову и другим учреждать Хоринский миссионерский стан. 

Стуков быстро понял, что Дымбылов может сыграть неоценимую роль в деле обращения хоринских бурят в православие. Дымбылов согласился креститься, но при условии, что его воспреемником станет сам государь император Николай I. В итоге  сам император Николай I и великая княгиня Ольга Николаевна были воспреемниками на его крещении в Петербурге. Он был обласкан, произведен в есаулы и назначен тайшой, хотя должность эта прежде была выборная.

Благодаря Дымбылову в Хоринском крае сложилось несколько мест проживания крещенных бурят. В народе же новокрещенные получили прозвание «карым» (по-бурятски «харим»), означающее «чуждый», «изменивший своей вере». 

Хоринский тайша, говорят, обожал миссионеров, часто бывавших у него, и носил косу, будто «дьякон в парче». После крещения Ринчин-Доржо Дымбылов стал Николаем Николаевичем. Помимо насаждения христианства в хоринских степях, именно с его непосредственным участием Российскому правительству удалось значительно ослабить буддийскую конфессию. Дымбылов пересчитал всех лам своего ведомства и поставил вопрос об их сокращении. Император Николай I, поддержав Дымбылова, утвердил штатное расписание из 320 священнослужителей, вместо 4,5 тысячи. Остальных приказано было перевести в светское состояние. Упразднялись ибо, бумханы, малые молитвенные храмы. Такая деятельность тайши Дымбылова настроила большинство бурят против тайши.

Пожар

Противоборствующий клан, на время присмиревший после поездки Дымбылова к Николаю I и после Высочайшего подтверждения его полномочий, вновь, не без влияния лам, начал борьбу с неугодным начальником. Полетели жалобы о его грубости и корыстолюбии, увлечении бытовой роскошью за народный счет. Говорили даже, что, вернувшись из Петербурга, тайша пожелал жениться на русской женщине, и обязательно знатной, несмотря на то, что уже имел женою «прехорошенькую бурятку», готовую даже креститься, лишь бы не быть удаленной высокопоставленным мужем. 

В декабре 1848 года в помещении Хоринской степной думы вспыхнул пожар. Сгорели все имущество, архив, деловые документы и казна. Была выдвинута версия, что поджог совершил сам Дымбылов с целью скрыть промотанные деньги. После допроса Дымбылов сознался, был лишен всех прав и сослан на 20 лет на каторгу.

До сих до конца неясно, дал ли показания тайша под грузом неопровержимых улик.  По утверждению знаменитого бурятского ученого-востоковеда Цыбена Жамцарано, следствие по делу Ринчин-Доржи Дымбылова производил Доржи Банзаров, «и только его слова были смертельны для Ринчин-Доржи, а то, пожалуй, Ринчин-Доржи оправдался бы благодаря протекциям. 

А жена Николая Дымбылова  вышла замуж за соперника бывшего мужа Тарбу Жигжитова - тайшу, сменившего Дымбылова в должности. Любопытно, что и в пьесе, и в спектакле Баирмы Жалцановой  противник нелюбимого народом тайши Дымбылова, получив власть, сам становится точно таким же корыстным и жестоким. И это, по мнению режиссера, вечная история, актуальная во все времена.

Премьера прошла при полном зале и собрала восторженные отзывы зрителей,  преимущественно земляков, пришедших посмотреть и поддержать свой народный театр, который, несмотря на безденежье, на энтузиазме остается одним из лучших в Бурятии.

Диляра Батудаева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.