11.02.2019
Жильцы бьются об глухую стену «бизнесменов от ЖКХ» и власти

Очередной ЖКХ-скандал в Улан-Удэ. Горожане из многоквартирного дома по улице Димитрова, 1, который месяц не могут добиться, чтобы власти прислушались к их требованиям и решили назревшую проблему. Дом находится «под носом» у МВД по Бурятии, в самом центре города. Фэн-шуй, казалось бы, за граждан. Но это обстоятельство никак не помогает жителям.

Владельцы здешних квартир не могут разобраться с показаниями общедомового теплосчетчика, по которым им предписывают вносить оплату. Они говорят, что по неизвестной причине у структур, которые работают с цифрами теплосчетчика, сведения различаются. Год совпадает, месяц совпадает, а цифры  нет. «Уж не мошенничество ли?» - волнуются они.

«Доверяй, но проверяй»

Когда на обслуживание их дома приходила управляющая организация «Жилищный участок-1», собственники созвали общее собрание, на котором решили строить свои отношения с «коммунальными бизнесменами» на принципе: «доверяй, но проверяй».

Среди прочего, горожане попытались контролировать показания общедомового теплосчетчика, установленного в подвале.

- На собрании еще в 2012 году решили, что показания снимаются только в присутствии собственников. Тогда мы только установили прибор учета. Решение собрания собственников должно быть обязательно соблюдено управляющей компанией. Но не соблюдается, - рассказывает Татьяна Жихорева, председатель совета дома.

Дом по Димитрова, 1, кстати, отличается тем, что совет дома здесь избрали, когда законодательство еще не требовало его обязательного создания. Сначала он назывался просто инициативной группой, а потом, когда вышел необходимый закон, приобрел статус полновесного совета.

Председатель обращала внимание на поведение «управляшки» в своих обращениях в разные инстанции. Просила от властей помощи и поддержки.

- Сколько раз мы приходили в управляющую компанию с предложением снимать показания совместно. Кинут нам ключ – вроде идите сами и снимайте. Но суть то в совместном снятии показаний: чтобы потом не было противоречий. Тут ничего сложного. К тому же «управляшка» даже модем установила, через него снимают показания, в компьютере все видно. Просто нам должны сказать: приходите такого-то числа, будем снимать показания. Нам не трудно прийти раз в месяц. А для них, видимо, трудно работать сообща. Никто не объясняет, почему компания не хочет совместно снимать показания, - говорит наша собеседница.

С одной стороны, закон прямо не обязывает исполнителя коммунальных услуг снимать показания общедомового прибора учета в присутствии потребителя. Но одновременно, как отмечает Татьяна Жихорева, к компетенции общего собрания собственников относится решение вопросов осуществления контроля за показаниями общедомовых приборов учета, его необходимости, а также о формах контроля, лицах, которые будут осуществлять его.

Целью жильцов было четко контролировать, фиксировать текущие показания теплосчетчика. Услуги ТГК-14 стоят очень дорого, поэтому за цифрами нужен глаз да глаз.

В итоге ничем хорошим эти «маневры» вокруг теплосчетчика не закончились – вспыхнул скандал, который к концу 2018 года дошел до высших кабинетов в правительстве республики.

Гоните деньги!

В мае 2018 года жильцам неожиданно была начислена дополнительная плата за услугу «отопление». Начислили в размере от 1500 до 3000 рублей, плюс увеличили ежемесячную плату за отопление в среднем на 100 рублей, жалуются потребители. Для жильцов дома, среди которых много пенсионеров, это было как ушат ледяной воды за воротник и гром среди ясного неба одновременно.

Возмущенные жильцы не согласились. Они посчитали, что расчеты были проведены некорректно.

Обо всем этом написали прокурору республики. Потребовали проверить основания и достоверность расчетов и снять с них дополнительно начисленное. С республиканского уровня заявление спустили на уровень прокуратуры Советского района. Та переслала в муниципальную жилищную инспекцию. А «жилищные» контролеры сообщили, что внеплановая документарная проверка в отношении ТГК-14 нарушений не выявила и начисления верные.

- Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, - поучающе сообщили жильцам.

Люди об этом и так отлично знали и не нуждались в поучениях от жилинспекции.

- ООО «Жилищный участок-1» о принятом жильцами решении (совместное снятие показаний. – Прим.) знал и намеренно его не исполнял, имеются все основания не доверять переданным обществом в ПАО «ТГК-14» показаниям, - поставили недовольные улан-удэнцы в известность республиканского прокурора Галину Ковалеву.

Но никаких сдвигов в их пользу не произошло. Неужели положительным сдвигом считать письмо от ноября 2018 года? В нем начальник жилинспекции Улан-Удэ Алена Азаревич сообщила, что проведена проверка их управляющей организации и выявлены нарушения, в том числе в решении того самого собрания собственников. «Выдано предписание об устранении выявленных нарушений», - написала Алена Сергеевна.

Но жители дома не видят положительных веяний.

- Предписание внесено. А совместное снятие показаний не началось ни в декабре, ни в январе, - констатирует председатель совета дома.

- Я многое видела, - заявила нашему изданию Валентина Владимировна, одна из пожилых жительниц с улицы Димитрова, 1, с которой мы также поговорили. – Но такого, как сейчас, не было. Раньше после жалоб происходили какие-то изменения. Обратишься, и можно было добиться сдвигов. А в нынешнее время словно какая-то монолитная стена стоит. Никакого результата. Ничего невозможно добиться.

У граждан много вопросов по поводу помесячных показаний теплосчетчика. Татьяна Жихорева вынимает из толстой кипы бумаг несколько распечаток. Это цифры помесячного потребления услуг ТГК-14.

- Несколько раз делали запросы и в ТГК-14, и в управляющую компанию, чтобы дали информацию. Но пока не пошли в правительство, нам не хотели ничего давать. Смотрите, какая разница между цифрами. За один и тот же месяц года у управляющей компании и ТГК-14 показания различаются. По всем столбцам ни одной цифры одинаковой нет, - указывает председатель совета дома на месяцы со столбиками цифр напротив них.

Кое-где ТГК-14 пишет, что теплосчетчик не работал. Однако аналогичных пометок у «управляшки» за такие месяцы почему-то нет. Одним словом, картина странная.

А что правительство Бурятии?

Чтобы добиться объяснений, жильцы хотели встретиться с главой Бурятии Алексеем Цыденовым, но не смогли записаться. Зато встретились с зампредом правительства по развитию инфраструктуры Евгением Луковниковым.

- Всех обошли: два раза - прокуратуру, два раза - республиканскую жилинспекцию… Мы Луковникову показали это 12 декабря, в День Конституции России. Он так возмущался, так возмущался… - вспоминают люди, ходившие на прием в высокий кабинет.

Вышел ли толк от разговора с чиновником? Судите сами. На руках у жильцов его распоряжение городским властям – муниципальной жилищной инспекции «организовать повторную проверку и произвести перерасчет по начислению за тепло». Николаю Павлюку, руководящему Госстройжилнадзором республики, дает задание проконтролировать.

Но на Димитрова, 1, прекрасно знают о позиции жилинспекции во главе с Аленой Азаревич: все доначислено правильно.

Каждую весну жильцам делают корректировку. Граждане показывают бумагу, где отмечен март 2016 года и апрель 2018-го. 

- А где весна 2017-го? Зато в декабре 2016 года зачем-то сделали вторую за год. Никто не желает проводить настоящую проверку. Это издевательство! - возмущена председатель совета дома.

- Я пережила всех генсеков и первых секретарей обкома. Но Алену Сергеевну Азаревич из нашей муниципальной жилищной инспекции, видимо, не переживу, - горько шутит старушка Валентина Владимировна.

Никто не торопится объяснить горожанам, что за «коммунальный полтергейст» на их доме - почему у «управляшки» и ТГК-14 не совпадают показания теплосчетчика?

Это видят родственники жильцов, их дети-внуки, знакомые. И понимают: отсюда надо валить. В ответ на такое отношение люди голосуют ногами. Не удивляйтесь, что в Бурятии давным-давно огромный миграционный отток населения. Рыба ищет, где глубже, а люди ищут, где лучше, цивилизованнее, честнее. Уезжают, не дожидаясь, пока кто-нибудь доначислит им кругленькую сумму, а в ответ на это скажут: «Все нормально. Идите платить».

Петр Санжиев, «Номер один».
^