По смогу ударят опилками

В Бурятии стартовали проекты по переходу  c угля на отходы лесопилок
A- A+
Сразу двойную проблему - смог от угольных топок в Улан-Удэ и регулярные лесные пожары - в районах республики решат с помощью переработки отходов лесопиления. Горы опилок, обрезков и горбыля, гниющие вокруг населенных пунктов республики, начнут утилизировать путем  производства высококалорийного и практически бездымного топлива - спрессованных гранул. Горизонты поставок - от Улан-Удэ до Японии, благо что запасов в Бурятии хватит на десятки лет непрерывного производства. 

Гори оно белым пламенем

Пеллеты, или древесные топливные гранулы – это цилиндрические спрессованные отходы деревообработки (опилки и стружка хвойных пород дерева), которые образуются путем прессования под давлением. Специалисты отмечают, что они намного экологичнее угля и даже дров, поскольку у них в десятки раз ниже выбросы по золе, бензапирену, сере и другим загрязняющим веществам. Неудивительно, что пеллеты популярны в высокоразвитых странах, где их используют в котлах и каминах для отопления частных домов, небольших квартальных котельных и электростанциях. 

В Улан-Удэ также давно назрел переход отопительных котлов на пеллеты, которые могли бы значительно снизить уровень загазованности в зимний период в частном секторе. Ведь столица республики регулярно попадает в число наиболее грязных российских городов по бензапирену и саже.

Однако до недавнего времени производство пеллетов упиралось в высокую себестоимость и узкий рынок сбыта. Так, несколько лет назад в Заиграевском районе разорилось предприятие по выпуску пеллетов - ООО «Алекс».  Помимо высокой стоимости электроэнергии, предприятие погубили слабый спрос, низкоквалифицированный  персонал, воровство и регулярные пожары на производстве.  Однако в этом году ситуация поменялась. Принят региональный закон, согласно которому те лесопилки, которые не утилизируют отходы, будут штрафоваться, а если это не подействует, пойдут под закрытие. 

За сырье заплатят

Учитывая, что лесопереработка - супердоходный бизнес, работающий в основном в «серой зоне», то вывод напрашивается сам собой - создадут предприятия, куда будут привозить опилки и платить за переработку. Это сразу же выводит подобные  заводы в прибыль - где это видано, чтобы сырье производственнику привозили и еще за него же и платили. Кроме того, такие предприятия получат и поддержку властей, о чем заявил в ходе недавнего визита в Баргузинский район глава Бурятии Алексей Цыденов. Он, в частности, пообещал тем предпринимателям, кто будет производит древесные гранулы из отходов, расширение рынков сбыта. Особо напирая на Монголию, где проблема смога также остра и пеллеты - перспективный экспортный товар. Глава уже провел переговоры с властями страны, которые отнеслись к предложению с большим интересом.

- Для предпринимателей, перерабатывающих отходы, республика предусмотрела также такие меры поддержки, как компенсация половины стоимости установленного оборудования, - сообщил «Номер один» председатель комитета по экономике Народного Хурала Анатолий Кушнарев. - Также мы продлили период начала действия закона, и до 1 октября у предприятий лесной отрасли есть время заключить договоры на утилизацию отходов лесопиления.

Дышать полной грудью

Ставка делается на то, что когда начнется масштабное производство пеллетов, а их себестоимость будет падать с ростом сбыта продукции, то они  станут более доступными для частного сектора. Ведь новое топливо потребует перестройки котлов (монтаж бункера с топливом и автоматизация). Но зато загрузка в автоматическом режиме котлов позволит подходить к ним лишь пару-тройку раз в месяц, все остальное сделает автоматика. Это позволит жителям коттеджных поселков переходить от угля и дров на пеллеты. Ведь подсчитано, что даже высокие трубы над домом уносят 80% выбросов от котла. Но 20%  тех же выбросов от сгорания угля падает на самого владельца дома и его участок. Также для частного сектора является проблемой выгрузка токсичного шлака (имеющего повышенный уровень радиации) и его вывоз. Сжигание же пеллетов полное, оно не дает шлака, значит, нет и проблемы. 

В Баргузинском районе уже начался монтаж нового завода по производству топливных гранул.

- Оборудование с двух заводов к нам поступило, с третьего придет в июне, и мы начнем монтаж, - сообщил предприниматель Александр Сосновский. - К 1 августа планируем закончить и запустить оборудование, которое рассчитано на выпуск одной тонны пеллетов в час.

Также начался монтаж навесов для навала опилок: куда со всего района будут свозить сырье для переработки и платить за нее. Кроме того, производство улучшит экологию района, в частности произойдет перевод муниципальных котельных Баргузинского района с токсичного угля на экологичные пеллеты.

Проекты не ограничиваются заводом Сосновского.

Японцы нам помогут

Так, баргузинский предприниматель Александр Корнеев привлек в регион японские инвестиции. Инвестор -  японская компания «Теплосила» намеревается в рамках совместного предприятия запустить производство топливных брикетов. Причем  не только из опилок, но и из любого остающегося после лесопиления сырья - от стружки до сучков и пеньков. 

- Запуск японского производства также позволит убрать с лесосек и древесный хлам в виде верхушек деревьев и ветвей, которые захламляют район и часто приводят к переходу низовых пожаров в верховые, - сообщил бизнесмен. - До них наши руки не доходят, а иностранный инвестор обещает очищать леса и перерабатывать этот хлам.

По его словам, почти вся продукция будет экспортироваться в Японию. Тут как в пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». 

- Высокий спрос на пеллеты связан с радиоактивной аварией на АЭС Фокусимы, после которой  японцы приняли решение изменить энергобаланс в сторону биоэнергетки, - отмечает экономический эксперт Александр Халтаров. - По некоторым оценкам, Япония уже через пять лет будет потреблять до 5 млн тонн топливных гранул. Основные поставщики древесных гранул - Канада и Вьетнам, однако японцы большее значение придают как диверсификации поставок, так и к качеству пеллет. А пеллеты из сибирской  сосны считаются превосходными. 

Японцы готовы покупать нашу продукцию дорого, поскольку сырье идет как топливо для электростанций на биомассе, которые заменяют атомные. Соответственно, использование гранул поддерживается государственными субсидиями и тарифами. 

Поддержка иностранных проектов идет и на уровне Минвостокразвития. Так, недавно во Владивостоке на переговорах с вице-премьером Юрием Трутневым японские инвесторы озвучили планы вложить $95 млн  в производство на территории Дальнего Востока топливных пеллет. Проекты планируется реализовать в Приморском, Хабаровском и Забайкальском краях, а также в Бурятии и Якутии.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.