«Слепая вера губит»

Шаманы и ламы призывают жителей Бурятии не совершать обрядов, вредящих природе
A- A+
Есть в Бурятии одна причуда, которой всегда удивляются туристы – «украшение» деревьев всевозможными вязочками, хадаками и даже носовыми платками. В дацанах, на Байкале, в любом живописном уголке природы или сакральном месте - всюду натыкаешься на деревья, обвязанные хадаками. В народе бытует мнение, что тем самым люди чтят буддийские традиции и заручаются помощью духов. 

Доходит до того, что привязывают на ветви кусочки целлофановых пакетов, видимо, считая, что уж лучше так уважить духов, чем никак. Все деревья возле источников на Аршане также обмотаны разноцветным, потрепанным и грязным тряпьем. «Это люди болезни свои оставляют», - поясняют одни «знатоки» другим. И рождается традиция – дремучая, словно лес. Никто толком не знает, откуда она пошла, но сделать на «святом» месте подношение в виде атласной ленточки считает за правило едва ли не каждый человек, старающийся следовать традициям. 

В результате огромное число людей повязывают на стволах деревьев разноцветные хадаки. Капрон, из которого они сделаны, –  прочный материал, не гниет, не истирается. Проходят годы, дерево растет, а кольцо из капрона впивается в его ствол. Человек, повязавший хадак, уже покинет этот бренный мир, а его «наследство» на дереве останется на сотни лет.  От 200 до 500, если точнее. И если человек надеется на суеверие, что его болезнь вмиг истлеет вместе с тканью, то он сильно ошибается. Человек истлеет куда быстрее, нежели ритуальная лента.

Традиции не было

Повязывание ленточек на деревья было и в средней полосе России, и на Кавказе, и у народов Сибири. У каждого из народов было свое тому обоснование. Но раньше и материалы были другие – натуральные, которые со временем благополучно истлевали.

- Это не буддийский обряд. Таких правил у нас никогда не было и нет. Более всего заблуждаются пожилые люди, выросшие в советское время, когда многое было утрачено и забыто. А потом, когда появилась тяга к восстановлению традиций, возрождению духовности, люди принялись делать то, что им казалось правильным.  Не ведая, что творят, они говорят: «У нас, бурят, так принято». Но это никогда не было принято у буддистов. Это невежество. Не надо слепо следовать советам несведущих людей. Слепая вера всегда губит, - говорит бывший Хамбо  лама, а ныне председатель буддийского центра «Ламрим» Чойдоржи Будаев. 

По словам ламы, в буддизме никогда не было такой традиции – повязывать что-либо на деревьях. Даже хий морин – флажок с изображением коня удачи не стоит повязывать на деревья. Для этого есть специальные приспособления. 

Так, может, это шаманская традиция? Об этом решили выяснить у известной шаманки Оксаны Ким.

- Нет, в шаманизме поднимали камни удачи на гору. Перед этим делали подношение хозяину воды и просили разрешения поднять камень, который клался в ту сторону, где, считалось, у человека в этот момент находится удача. Для камня считается удачей находиться на вершине горы, потому, давая ему лучшее местоположение, мы просим дать удачу и нам. А на стволах деревьев вешать хадаки не рекомендуется. Если хочется именно таким образом проявить уважение к небесным божествам, нужно поставить столб - сэргэ – прообраз древней коновязи. По этим столбам божества могут спускаться на землю, а по деревьям и кустарникам – нет, не стоит их таким образом украшать.

Получается, традиции привязывать к деревьям хадаки и ленты не было ни у буддистов, ни у шаманистов. Кстати, монеты в водоемы наши предки тоже не бросали, а теперь у каждого источника горами высыпают мелочь и считают это правильным.

- Раньше монетами не раскидывались, потому что это было дорогое удовольствие. В дацанах продают «9 драгоценностей» - маленькие кусочки золота, меди, серебра и т.д. Их надо стереть в порошок и высыпать в водоем – вот это будет настоящее подношение. В порошкообразном виде оно не вредит. Духи воды не любят продукты питания. Нельзя лить молоко и прочее, - говорит Оксана Ким. 

Чойдоржи лама также призывает не бросать монеты духам: «Есть люди, которые просто собирают их, чтобы купить водку. Таким образом вы способствуете тому, чтобы кто-то падал вниз».

Вред себе

- В жизни во всем идет обмен. Для этого и делаются подношения – чтобы иметь возможность просить для человека здоровья, счастья и благополучия. Потому, когда люди вредят живым существам - деревьям, они наносят вред и себе, - говорит Оксана Ким.

Заставлять страдать другие живые существа – это однозначно наказуемое деяние.

- Человек, привязавший хадак к дереву, рано или поздно понесет наказание за то, что причинил вред живому существу, - говорит Чойдоржи лама. - Нарушая экологию, нарушаешь сознание, вредишь сам себе. У нас одна из самых гуманных религий, и мы не можем допускать, чтобы наши действия приносили смерть и страдания другим. Знаете, мне говорил один известный лама, что век «черных лесорубов» недолог. Молодые мужчины, рубившие лес, умирают, оставляя семьи.  Хорошо было бы, чтобы добровольцы и ламы делали щиты-предупреждения о том, что не нужно ничего привязывать на деревья.

В этом смысле образцовым является дацан «Римпоче Багша» на Лысой горе. Там сразу висит предупреждение, а для желающих привязать «коня удачи» установлены специальные металлические перекладины.

Плачевная ситуация вокруг дацана «Хамбын Хурэ» на Верхней Березовке – ветви молодых сосен и кустарников изнывают под тяжестью ритуального тряпья. Даже в реликтовой, уникальной абрикосовой роще на Меркитской крепости кто-то додумался привязать хадаки. Тонкие цветущие ветви, перевязанные синтетикой, собственно, и побудили нас к написанию этой статьи. Можно ли взять и срезать вредные для деревьев повязки?

- Не только можно, но и нужно. Чем больше будете очищать природу, тем лучше. Нужно срезать и сжечь, это будет благом и для вас тоже, - советует Чойдоржи Будаев.
С этим мнением единодушны и шаманы Бурятии.
- Если человек срежет эти вязочки с деревьев, то сделает добро, освободив живое существо, - советует Оксана Ким.

Правда, сжигать мусор прямо в лесу не нужно, это очень опасно. Да и, сгорая, синтетические материалы выделяют вредные для здоровья людей вещества, потому общественности и служителям культа стоит задуматься, как очистить природу.

Бизнес и только

Это хороший бизнес – продажа ритуальных товаров и предметов культа. Прошедший в мае Родительский день опять наполнил карманы производителей и перекупщиков искусственных цветов из Китая. Вся эта продукция – настоящий мусор, засоряющий природу и кладбища.

- Весь поток товаров в дацаны идет из Китая. Все думают, что это дацаны продают, но это не так. Я стараюсь запрещать продажу этих вещей – фигурок божеств, синтетических хадаков, благовоний. Последние бывают очень низкого качества, не имеют отношения к буддизму, в них могут входить компоненты, предназначенные для индуистских божеств, но люди покупают их без понимания сути. К слову, Далай лама обратился к буддистам не приобретать не имеющие отношения к буддизму предметы культа, не засорять природу, - говорит Чойдоржи Будаев. 

И ламы, и шаманы едины в своем мнении: любовь и бережное отношение к природе – обязательное условие хорошей, достойной жизни.
 
Диляра Батудаева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.