«Охота на волков»

Как коммунисты в Хурале пытались права качать
A- A+
«Мы тоже депутаты, нас тоже нужно уважать» - наверное, такую мысль хотели донести представители фракции КПРФ в Народном Хурале до своих коллег и вообще  до всей бурятской общественности. Но донесли другую: у каждого – свое место, а если забыл, где оно, то партия власти недвусмысленно на него укажет.

Зашли с тыла

Немного о структуре Хурала. Весь республиканский парламент делится на комитеты, коих шесть: по бюджету,  экономике,   соцполитике,   земельным вопросам,  госустройству и шестой   с длинным названием: по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодежной политике общественным и религиозным объединениям.

Комитеты решают, что выносить на сессию, а что нет, что поддержать, а что отклонить. Кому дать бюджетных денег, а кто обойдется. В комитетах депутаты могут вдоволь насладиться своей властью: допросить министра, ткнуть носом какого-нибудь правительственного чиновника в его (или чужие) ошибки, потребовать, отчитать, топнуть ногой, постучать по трибуне ботинком (условно) и тому подобное.

Помимо комитетов, в Хурале есть еще и комиссии. Это такие маленькие группки депутатов, которые решают, как правило, формальные внутрихуральские вопросы  и мало влияют на, собственно, процесс законотворчества. Есть, например, комиссия по контролю за электронной системой голосования,   следящая за технической стороной проведения сессий. Или счетная комиссия, чья задача – подсчитывать бюллетени во время тайного голосования. 

Иногда комиссии используют в политических целях. Например, комиссия по мандатам и депутатской этике рассматривает на своих заседаниях действия того или иного депутата на предмет этичности. Именно эта комиссия рассматривала поведение депутатов от КПРФ на сентябрьских волнениях прошлого года. С ее подачи должны были лишить должностей некоторых оппозиционных парламентариев, которые, в общем-то, имели весьма косвенное отношение к тем событиям. Однако  в последний момент вопрос сняли с повестки. То ли договорились полюбовно, то ли решили, что момент неподходящий.

Заполучить хуральские комитеты для КПРФ – мечта несбыточная. На традиционных кулуарных торгах после избрания нынешнего созыва  им удалось внедрить своего функционера Виктора Малышенко на пост председателя комитета по госустройству. Но, учитывая, что среди членов комитета у КПРФ нет большинства, а решения принимаются простым голосованием, то власть над этой структурой по-прежнему остается у партии власти.

Потому коммунисты решили зайти с другой стороны и взять большинство в хуральских комиссиях. Да, они по факту ничего не решают. Зато могут стать хорошей площадкой для ведения информационной политики. Представьте: комиссия по этике, где большинство у КПРФ, может на каждой сессии докладывать о непотребном поведении «единороссов», тем самым усиливая протестные настроения в обществе.

Этика и дисциплина

На прошедшую сессию  в числе прочих  было вынесено три вопроса. Первый – о включении в комиссию по регламенту троих депутатов – членов фракции КПРФ  Буда-Ширапа Батуева, Анатолия Ковалева и Игоря Михайлова. Второй вопрос –   о включении их же в комиссию по мандатам и депутатской этике. Третий –  о пополнении комиссии по противодействию коррупции депутатами-коммунистами Тумэном Дондоковым, Анатолием Ковалевым и Леонтием Красовским.

Все три вопроса начинались со слов докладчика о том, что правовое управление Хурала дало положительное заключение, то есть одобрило такую инициативу. Ведь ограничений по количеству членов в комиссиях нет, а включение в состав происходит на основании заявлений депутатов.

А вот дальше начались, что называется, «палки в колеса». За включение коммунистов в комиссию по регламенту высказались лишь два комитета: по межрегиональным связям и бюджету. Остальные против. По второму вопросу – комиссия по этике – «за» высказался только бюджетный комитет. Что касается антикоррупционной комиссии, то здесь все однозначно: все комитеты против.

- Уж во внутренней работе неужели нельзя пожелания депутатов учесть войти в ту или иную комиссию, - недоумевал на сессии депутат от КПРФ Баир Цыренов. - Какие проблемы могут быть, чтобы поддержать желание наших коллег депутатов? Я не очень понимаю это отношение, когда пытаются даже в элементарных вещах противодействовать.

Перед голосованием высказался и Буда-Ширап Батуев,   подавший заявку сразу в две комиссии. Одна из них – по регламенту.

- Я хочу посмотреть работу именно этой комиссии. Объясняю, почему. Мне лично, как депутату, непонятно, почему комиссия по регламенту нарушает собственный регламент, - говорил он. - Зачем нам столько депутатов, если они даже не могут выразить свое мнение? У нас получается, что «Единой России» - большинство. Там несколько человек имеют собственное мнение, но они его даже выразить не могут. Подчиняясь партийной своей этике, которая не соответствует реальной действительности. Поэтому голосуйте -  посмотрим, как вы на это смотрите.

Выяснилось, что коллеги смотрят на это отрицательно. Ни одну комиссию коммунистам не отдали. Пламенные речи не помогли.

Северянин проиграл

Но это не все, что нужно знать о фракционной борьбе в Хурале. На той же сессии депутаты выбирали председателя еще одной комиссии – «Север». Как видно из названия, ее члены занимаются проблемами северных районов.

Место председателя освободилось после того, как Хурал покинула Евгения Лудупова, назначенная на пост министра здравоохранения. Спикер парламента бросил в зал вопрос о возможных кандидатурах во главу «северной» комиссии. Из зала согласованно выкрикнули фамилию лидера бурятского ЛДПР Сергея Дороша. Но сыграть в одни ворота не вышло. Депутат Валерий Цыремпилов неожиданно заявил: «Вношу на голосование кандидатуру Виктора Васильевича Мальцева». И привел единственный, но довольно сильный аргумент, которым не может похвастаться Сергей Дорош: «Живет на севере».

Сам господин Дорош, будучи человеком нормативно подготовленным, решил напомнить спикеру Владимиру Павлову о хитростях регламента: «Предложения по кандидатуре могут вносить только члены комиссии».

Как выяснилось, Валерий Цыремпилов членом комиссии не является. Следовательно, его предложение ушло в пустоту.

«Раз вопрос встал так, то я сам вношу свою кандидатуру, чтобы стать председателем этой комиссии», - раскрыл карты депутат от КПРФ Виктор Мальцев. И тут началась полемика.

«Не может быть, чтобы люди, которые живут на севере, болеют за этот север, знают нужды, их отодвигают, а человек, который здесь находится, будет решать эти вопросы лучше, чем тот, кто знает это. Это неправильно, я считаю, - нападал коммунист Анатолий Ковалев на Сергея Дороша.

«Что касается кандидатуры альтернативной, которую сейчас внесли. Здесь бы я задал вопрос: не так давно на него самого поступала жалоба по его же району о том, что он не совсем корректно обращается со своими же избирателями, которые приходят к нему с вопросами. И этот вопрос разбирался на комиссии по этике. Насколько будет этично еще себя куда-то двигать дальше, если вы просто не можете нормально общаться с людьми?» – нападал на Виктора Мальцева «единоросс» Дмитрий Дружинин.

«Начну по-детсадовски: ябедой-корябедой быть плохо. Что касается этических каких-то моментов, давайте не будем тут совсем детским лепетом заниматься. Считаю обе кандидатуры достойными. Про обоих можно много хорошего сказать. Но кандидатура товарища Мальцева, на мой взгляд, больше подходит, исходя из того, что он является жителем северного района, города Северобайкальск», - парировал коммунист Баир Цыренов.

Несколько инородно в этой полемике звучало мнение депутата Игоря Бобкова, который, будучи членом фракции «ЕР», вступился за коммунистов, сравнив их с волками из песни Владимира Высоцкого: «Мы коммунистов на сессии, как волков, красными флажками обложили со всех сторон. Ничего дать не хотим. Если наш коллега хочет в комиссии «Север» работать плодотворно, у него есть для этого силы, желание. Что касается вопроса в отношении нашего коллеги депутата Мальцева, так комиссия не признала его поведение неэтичным. Хочет он работать – давайте его поддержим».

И снова голосование, и снова КПРФ оказалась в пролете. Это все, что нужно знать о фракционной политике в Хурале.

«Крутовато предложили»

Позже, на пресс-конференции, депутаты-«единороссы» пытались объяснить причины своего поведения. Коммунистов на эту пресс-конференцию, к слову, не пригласили.

«Депутаты увидели, что по три человека если от КПРФ сделать, перевес в одну сторону получается. Поэтому и не поддержали депутаты. Если бы они предложили по одному человеку, может быть, этот вопрос и решился. Немножко крутовато предложили, чтобы иметь полностью преимущество во всех трех комиссиях», - немного путанно говорил спикер Хурала Владимир Павлов.

«Например, комиссия по регламенту. В ней на сегодняшний день три члена. Это Игорь Николаевич Зубарев, представитель фракции «Единая Россия», Валерий Григорьевич Кочнев, представитель фракции ЛДПР и Баир Цыденович Цыренов, фракция  КПРФ. Плюс еще три члена фракции КПРФ – здесь сразу перекос. По последующим комиссиям я также могу полностью раскладку дать. Везде такая же ситуация», - пыталась расшифровать заявление спикера лидер фракции «ЕР» Лариса Крутиян.

На вопрос, где же написано про перекос в сторону одной партии, «единороссы» заверили: скоро напишем.

«Мы обсудим с коллегами этот вопрос  и, возможно, изменения в регламент внесем. Комитет над этим работает», - уверила Лариса Крутиян, имея в виду комитет по госустройству.

В общем, попытка захвата хуральских комиссий коммунистами не удалась. «Единороссы», как поется в песне, «оградив свободу флажками, бьют уверенно, наверняка». Бьют, в общем-то, несильно – по рукам, которые тянутся к столу. Но все равно обидно.

Владимир Пашинюк, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.