Алексей Цыденов: «Бурятия поднялась, сплотилась и пошла»

Глава республики рассказал местным телеканалам о новом указе, которой продлил режим ограничительных мер на территории Бурятии до 30 апреля
A- A+
Этим же документом расширены категории организаций и предпринимателей, которые могут работать с 6 апреля. Алексей Цыденов ответил на самые актуальные в условиях эпидемии вопросы, касающиеся всех жителей Бурятии.

Можно работать

- 2 апреля, как мы все знаем, Владимир Путин вновь обратился к россиянам и продлил режим нерабочих дней до 30 апреля включительно. В то же время он поручил главам субъектов разработать свой алгоритм действий, в соответствии с которым,  в зависимости от ситуации,  мы будем дальше работать и развиваться. Мы знаем, что вы издали указ. Скажите, в чем он заключается?

- Давайте начнем немножко «от печки» танцевать. Действительно, ситуация с коронавирусом в России развивается, у нас тоже. Мы хоть небыстрыми темпами, но все равно прирастаем. Всех, кто болеет,   выявили, контактных контролируем. Сейчас этих контактных еще раз будем проверять.

Что значит контактные? Это люди, которые контактировали с теми, у кого диагноз подтвердился. Люди, у которых взяли анализ, и первый анализ был отрицательным. Но они все равно находятся на изоляции. И через десять дней, сейчас уже подходит этот срок, будет повторно браться анализ. И только после повторного  можно их снимать с наблюдения.

Мы сейчас отрабатываем всех, кто приехал из Москвы: больной, не больной. Медицинские работники обходят по домам, оценивают состояние. Если есть признаки ОРВИ, то, безусловно, сразу берут анализы. Очень масштабная работа ведется. И на этом фоне важно, чтобы у нас количество контактных не увеличивалось и все сидели по домам. Это все купировать. В общем, не дать этому распространяться дальше. И отсюда, соответственно, все эти ограничительные мероприятия, которые президент ввел  и которые сейчас каждый регион вводит у себя. Регионы разные, развитие ситуации везде разное, особенности везде свои, поэтому и даны полномочия регионам принимать свои решения.

Мы приняли указ о том, что до 30 апреля у нас продлеваются ограничительные меры. Но вместе с тем  утвердили перечень видов деятельности. Предприятиям, которые занимаются этими видами деятельности, разрешается продолжать работу. На самом деле  это существенное расширение и существенное послабление. Мы понимаем, что месяц  не сможем физически стоять. То есть   мусором зарастем, не дай бог, ЖКХ у нас встанет, и торговля в определенной степени должна работать. Просто для жизнеобеспечения.

Сельское хозяйство – у нас посевная… Мы не можем сейчас пропустить посевную. Народная мудрость гласит: «Весенний день год кормит». И много таких: связь, мобильная связь  и другие сферы, которые необходимо, чтобы работали. Например, капремонт домов. У нас 50 домов с открытой крышей. Сейчас дожди пойдут, дома зальет. Их надо крышей закрыть. Пожароопасный период - кто с пожаром борется, тот продолжает работать. Каждое министерство по своим направлениям определило виды деятельности. Теперь под них будут формироваться списки предприятий.

- Списка еще нет?

- Списка еще нет. Он формируется в электронном виде с понедельника. В понедельник запустилась программа, куда каждое предприятие может заходить, вносить о себе данные, ИНН, название организации, вид деятельности, адрес и перечень сотрудников, которые задействованы в работе. По указу президента каждое предприятие должно издать приказ, где сотрудники делятся на три части. Те, которые уходят в оплачиваемый отпуск. Те, кто переводятся на дистанционную работу. И третья часть: кто работают с посещением рабочих мест, с выходом из дома. Предприятия в этот перечень попадают с фамилиями, списками людей, и эти люди могут передвигаться, осуществлять свои рабочие функции.

Поэтому сейчас важно, чтобы этот список формировался. За один день он не сформируется, мы понимаем, что заявок будет много. Но все-таки у нас задача, в первую очередь, - социальная дистанция людей, минимизация контактов. Это первая задача.

«Не ищите лазеек»

Вторая задача — это минимизация ущерба для экономики и в целом для жизнедеятельности. Поэтому все-таки ограничения будут. И я хочу обратиться ко всем, чтобы люди относились с пониманием. К тем, кому все-таки согласования видов деятельности не будет. У нас строительные организации подпадают, все сопутствующие и снабжающие организации. Магазины непродовольственных товаров, строительные, любые другие могут работать, но не могут принимать покупателей - только дистанционная доставка. Точек выдачи быть не может. Не так, что покупатель позвонил, пришел и сам забрал. Нет. Курьер доставит – пожалуйста. Потому что если будет вариант с точкой выдачи, тогда в чем разница? Открыл дверь, и вот тебе точка выдачи.

- Это касается всех непродовольственных товаров?

-  Касается всех непродовольственных магазинов и магазинов, которые не торгуют товарами первой необходимости. Все магазины, включая те, которые торгуют товарами первой необходимости, все равно должны быть включены в список. Потому что у нас начались поиски лазеек. Торгуют, условно, шубами и поставили два рулона туалетной бумаги: вот, я торгую товаром первой необходимости. Хотя на самом деле это не так. Хотел бы к ним еще раз обратиться: не ищите лазеек. Я понимаю, что всем сейчас сложно. Но если у нас будет распространяться коронавирус, то станет гораздо сложнее. Лучше мы сейчас перетерпим, чем потом надолго закроемся. Поэтому все-таки задача - остановить коронавирус.

- Предприятие с чего должно начать, чтобы заявиться?

- Зайти на сайт, ввести в форму название, ИНН, ОГРН, вид деятельности, адрес юридический, адрес фактического местонахождения и пофамильный список работников, которые будут точно работать. 

- Решение дать добро будут принимать профильные министерства?

- Да, профильное министерство. Нужно дать обоснование, почему: или исполняется госконтракт по нацпроекту, или обеспечивается деятельность медицинской организации, поставка чего-то, или обеспечивается деятельность систем связи. И каждое министерство проверяет. Безусловно, это ручной режим, будет много проблем и жалоб: почему его пустили, а меня не пустили? Мы понимаем, что есть такой риск. Но лучше с такими рисками и жалобами, но хоть кого-то допустить. Чем просто всех закрыть и вообще никого не пустить.

- Вопрос про крупные предприятия. О них в указе ничего конкретно не сказано, то есть поименно. Но так или иначе заводы наши - ЛВРЗ, авиационный - они будут работать?

- Они работают. Заводы принимают у себя приказы о переводе части сотрудников на дистанционный режим: бухгалтерию, юридическую службу и прочих. Часть просто в отпуск отправляют. Часть работают. Они и сейчас частично работают. ЛВРЗ у нас даже безотносительно ремонта локомотивов выпускает тормозные колодки. Тормозные колодки - это расходный материал, который используется постоянно при движении поездов. Он нужен сейчас и каждый день. Иначе у нас поезда остановятся. Безусловно, предприятия работают в особом режиме, то есть сокращенным составом с соблюдением в обязательном порядке санитарных норм и норм безопасности: дезинфекцией помещений, дезинфекцией контактных поверхностей и так далее по перечню.

- У небольших предприятий малого и среднего бизнеса, допустим, автосервиса какого-нибудь рядового, шансов мало попасть в этот список? Или их ограниченное количество?

- Количеством не ограничивается. Ограничивается конкретно функционал. Если автосервис имеет договор на обслуживание полиции, машин «скорой помощи», пожарных машин или других машин предприятий, для которых в настоящее время функционал предусмотрен, этот автосервис, безусловно, продолжает работу. Но опять же с соблюдением дополнительных мер безопасности.

Отсрочки и льготы

- У меня вопрос по поводу таки малого бизнеса. Малый бизнес, вы говорили, ищет лазейки. Такие мелкие предприниматели, как салоны красоты или общепит. Объясните, пожалуйста, еще раз, какие есть меры поддержки, кроме налогов? Может быть, арендная плата или еще что-то более конкретное.

- Президентом Российской Федерации утвержден перечень 22 видов деятельности. Это,  в первую очередь,  основные пострадавшие: транспортные, гостиничные, бытовые услуги, культура, развлечения и так далее. На самом деле  первые, кто у нас страдают, они все попали в этот список. Не попало ЖКХ, не попала стройка, но по ним разбираемся. Первая мера – это отсрочка по налогам. Мы понимаем, что это не освобождение от налога. Но опять же я и с правительством России разговаривал, все понимают, что единовременно в ноябре этот налог никто не заплатит. То есть будут дополнительные решения: или реструктуризация на долголетний период - растянут выплачивать до 2024 года, или каникулы применят. Поэтому сейчас первый этап решения. Будет и второй этап. 

Следующий момент по этим 22 видам деятельности - возможность отсрочки выплаты кредитов. Как тела кредита, так и процентов на шесть месяцев без каких-либо ухудшений со стороны банка требований к тебе. Центробанк принял такое решение. Плюс по микропредприятиям до 15 человек - еще и соцстрах выплаты, которые на фонд оплаты труда начислялось 30%, до 15% снижаются, на сумму, которая выше МРОТ по фонду оплаты труда.

По арендной плате офисов для наших туроператоров. Мы приняли решение, что субсидируем из нашего регионального бюджета 80% стоимости арендной платы, но не более 400 рублей за квадратный метр. По рынку посмотрели, что порядка 500 рублей средняя цена. Плюс  мы понимаем, что у нас одними из страдающих индивидуальных предпринимателей являются те,   кто торгует одеждой и еще чем-то в торговых центрах. Они закрылись, а аренда идет.

Мы сейчас будем с торговыми центрами договариваться, что полностью обнуляем налог на имущество. У нас до этого он был 0,5%, с этого года 2% предусмотрен. Мы его обнуляем, но при условии, что они идут навстречу своим арендаторам. Понимаем, что этого может быть недостаточно, но мы в этом направлении движемся. При этом понимаем, что во все кризисы, в 2009 году, в 2014 году и так далее, арендодатели снижали арендную плату. Потому что понимали, если сейчас   задушат своих арендаторов, то когда кризис закончится, им не с кем будет работать. Поэтому это такое двустороннее движение. Мы все в одной лодке.

- Что вы можете посоветовать руководителем небольших предприятий, у которых небольшие коллективы, допустим, до 15 человек? Люди просят зарплату, у них нет денег, а руководитель бизнеса не знает, где их взять, поскольку бизнес стоит. Что нужно делать в этой ситуации руководителям такого бизнеса?

- Опять же по этим 22 основным отраслям предусмотрена возможность беспроцентного кредитования на зарплату. Сбербанк уже выдает беспроцентный кредит на зарплату. Я понимаю, что его все равно надо выплатить. Но мы меньше месяца живем в особом режиме. То есть пока больше опасаемся этой ситуации, чем она развернулась. Это опасения ухудшения. На самом деле у нас железная дорога работает, Локомотивовагоноремонтный завод работает, объемы не снижаются, авиазавод загружен, объемы не снижаются, Тугнуйский разрез работает, Гусиноозерская ГРЭС работает, ЦКК работает. У нас все крупные предприятия, основные работодатели, работают. И у людей зарплата сохраняется.

У нас вся бюджетная сфера работает. Это и учителя, и врачи, и детские сады, ЗАГСы и прочее. 70 тыс. человек работает. Соответственно, дальше - это сфера обслуживания: парикмахерские, магазинчики, все остальное. Но у них покупатели-то сохраняются. Я надеюсь, что до мая месяца мы с этой проблемой справимся. Все выйдут  обросшие, например, как я, будет пик спроса, оголодавшие, наскучавшиеся…

- Обнищавшие?

- У нас больше 80 млрд рублей у физических лиц в Бурятии на счетах в банке. Надо сказать, что среди них есть немножко ИП, но это незначительная часть. Нельзя сказать, что 50% - ИП. У нас у многих людей вклады в банке.

Это не значит, что я не понимаю, что есть люди, у которых реально совсем нет денег. Особенно пострадали те, кто работал нелегально: в агентство занятости прийти не с чем, потому что нет наработки, работодателю предъявить нечего, потому что работали нелегально. И у них доходы упали в один момент. Если человек работал легально, то его нельзя уволить одномоментно. Есть трудовое законодательство: сначала уведомление, потом сокращение с компенсациями и так далее - законом люди защищены. А вот те, кто работал «втемную», в первую очередь пострадали. И мы понимаем, что у нас таких людей много, к сожалению. Мы не готовы сейчас сказать, сколько конкретно, но   ведем сейчас учет. И главам районов дали поручение, всем по линии «Единой России» я дал поручение, чтобы сейчас выискивали людей, которые оказались в такой ситуации. 

- А есть возможность им помочь?

- Для тех, кто совсем в тяжелой ситуации, будем искать возможности. Мы же не бросим их совсем.

Учителя и медики

- Если вернуться к указу и соблюдению режима самоизоляции, у нас школьники выходят на дистанционное обучение. Педагоги могут передвигаться до своего рабочего места? И как этот вопрос проработан?

- Сейчас у учителей нет возможности передвигаться до своего рабочего места, они переведены на дистанционную работу. Грубо говоря, в интернет все равно откуда выходить – из дома или из школы. Единственное, что мы предусмотрели, что все затраты на услуги связи учителям при их работе дистанционно школа должна компенсировать в полном объеме. Второе -   предусмотрели возможность того, что выпускные классы, которые сдают ОГЭ или ЕГЭ, 9-11 классы, могут учиться очно-заочно там, где нет условий для дистанционного образования. Мы понимаем, что в районах не везде есть связь. А молодым ребятам сейчас нужно сдавать экзамены, которые определят их жизнь и судьбу, поэтому им нужно учиться.

Мы предусмотрели возможность им посещать школу, а учителям вести уроки. Но это за исключением Улан-Удэ. Потому что Улан-Удэ у нас – очаг. Это в районах. Но есть дополнительные условия: за партой два человека не сидят, все уроки проводятся в одном классе, после каждого урока дезинфекция и т.д. По детским садам у нас сохраняются дежурные группы для детей, чьи родители попадают в перечень предприятий, которые работают.

- Раз уже мы затронули социальные темы, я не могу не спросить про здравоохранение и про медиков. Было предложение увеличить заработную плату медикам не только инфекционной больницы, но и всем. Расскажите об этом подробнее.

- Зарплаты мы увеличиваем, и не только инфекционной больнице. Разные проценты увеличения - у тех, кто в стационаре, повыше. Все медики, которые сегодня так или иначе задействованы – по домам ездят, в поликлинике работают - в выявлении и предупреждении коронавируса, у всех идет повышение зарплаты. На федеральном уровне сейчас принят определенный коэффициент, мы его под себя пересчитываем. Под федеральное повышение зарплаты не попадает прочий персонал, который не относится ни к медицинскому, ни к среднему медицинскому. Мы это приняли на себя, на свой бюджет.

А как же дача?

- Алексей Самбуевич, пословица «Весенний день год кормит» актуальна не только для сельского хозяйства, но и для наших огородников. У всех же дачи. Вот как им быть в нынешней ситуации, если даже передвижение до магазина ограничено… Будут ли вообще магазины работать с граблями,   семенами, со всем этим инвентарем?

- Мы пока по дачникам решение не приняли. Вопрос на самом деле актуальный и тяжелый. Месяц дома сидеть, когда дача, огород... Но что такое дача для улан-удэнцев: половина в Максимиху поедет, в Энхалук, куда-то еще. Мы-то локализуем, чтобы заразу не растащить. Посмотрим до конца недели. Мы сейчас наблюдаем, как развивается ситуация. Те ограничения, что   ввели до 30 апреля, у нас есть право облегчать, отменять. Президент такое право дал в зависимости от развития ситуации. Мы думали о том, чтобы все-таки дать дачникам возможность поехать на дачу…

- И там самоизолироваться?

- Да, и там самоизолироваться.  Было бы неплохо, но пока не решились на это. Посмотрим в течение недели…

- Алексей Самбуевич, еще один важный вопрос по поводу ограничений на дорогах. Между районами гражданам можно перемещаться? Мы знаем о том, что некоторые главы муниципальных образований запретили въезд в свои районы. Вообще  это законно? Не нарушают они права граждан?

- Они не запретили въезд в свои районы. Они проверяют режим самоизоляции. Если человек едет домой, пожалуйста, езжай, никаких вопросов. А если ты катаешься, не понять,  зачем, нарушаешь режим самоизоляции. Главы, которые ввели, они – молодцы. Защищают свой район, своих людей от привозной заразы. Сейчас мы указом предусмотрели дополнительно прямое поручение: главам определить такие точки на региональных дорогах. Федеральные дороги мы не перекрываем: транзит, который идет, не трогаем. А направления Тунка - Ока, Баргузин - Курумкан, Закаменск, Джида, Баунт, то есть такие тупиковые направления, где нет транзитного движения, там контроль целесообразен. Опять же это не запрет на движение транспортных средств, это контроль соблюдения режима самоизоляции. Если у тебя есть основание для движения, пожалуйста, езжай, никаких вопросов.

- Отдохнуть на Байкале уже нельзя?

- Нет.

- Я еще раз к указу вернусь. Там есть несколько категорий граждан, которым до конца запрета грозит совсем не выйти из дома. Можете перечислить их?

- У нас, к сожалению, в первую очередь  не выходят те, кто старше 65 лет. Просто неважно, чем он занимается. Где бы он ни работал, хоть в самой непрерывной цепочке, работодатель обязан его освободить от работы. Также люди с онкозаболеваниями и имеющие другие хронические заболевания, которые определены нашим указом. 

- Вы встречались с волонтерами - очень хорошее дело. И даже призвали членов партии «Единая Россия» к тому, чтобы они присоединялись к добровольческому движению. Насколько это важно и какая поддержка оказывается?

- Во-первых, волонтерам скажу большое спасибо. У нас несколько волонтерских штабов – штаб ОНФ, штаб «Добродом». В районах волонтеры создали свои центры, ТОСы работают как волонтеры, в районах отделения «Единой России» работают как волонтеры и тоже в полной мере оказывают поддержку людям. Очень много людей, которые тихо, без пафоса и саморекламы едут в волонтерские центры, несут продукты, деньги, кто-то начинает возить волонтеров на своей машине, спрашивать, чем им помочь, и таких очень много. Это очень приятно. Бурятия поднялась, сплотилась и пошла. Поэтому мы справимся. Такой единый дух народный все, что надо, победит.

Валентин Соколов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.