Родитель и учитель

Как им стать партнерами и перестать враждовать?
A- A+
Сегодня родители вынужденно оказались в роли учителей для своих детей. Недовольные проблемами с онлайн-обучением мамы и папы срываются на педагогах, а те, в свою очередь, высказывают свои претензии родителям. О давних непростых отношениях между учителями и родителями, а также путях их урегулирования  расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Новые требования к родителю

- Игорь Валерьевич, как в сегодняшней непростой ситуации учителю и родителю справиться с возникшими противоречиями?    

- Проблема взаимоотношений учителей и родителей появилась не сейчас. В современной системе образования она стоит наиболее остро, беспокоя умы и учителей, и родителей, и ученых. Поэтому стоит разъяснить, в чем ее суть. 

Дело в том, что в современном образовании родитель (законный представитель обучающегося ребенка) признается полноправным субъектом образовательных отношений наряду с учителем и учеником. Это ролевое разделение закреплено в Законе об образовании РФ. Однако  традиционно и в советской школе, и до этого родитель находился на периферии образовательного процесса и практически никак не участвовал в нем. Он отдавал ребенка в школу, а что там с ним происходит,   это  считалось уже проблемой учителей. Задача мам и пап заключалась в том, чтобы ребенок был сыт, одет и обут, плюс они дают дома минимальное воспитание. 

- Максимум  родители ходили на школьные собрания и проверяли домашнее задание.    

- Да, это был максимум родительского участия в образовательных отношениях. Такое традиционное представление о роли родителей сохраняется в общественном сознании по сей день. Многие из них считают – мы так учились, пусть и мои дети так учатся. Однако  суть в том, что в современном образовании родитель уже не может стоять в стороне и выполнять минимальные контролирующие функции. От него требуется активное участие в учебном процессе.

- Почему возникли такие требования? 

- Какие бы знания учитель ни давал ребенку, что бы он ни пытался в него вложить, это не имеет никакого значения и не будет воспринято в том случае, если в семье   не будут это поддерживать. Мне и моим коллегам достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что родитель не то  что не помогает ребенку учиться, а, наоборот, мешает ему. 

Конечно, мамы и папы делают это неосознанно, из добрых побуждений. Классический пример, когда родитель, обеспокоенный хорошими оценками ребенка, его успехами и достижениями, начинает выполнять за него задания, которые тот должен выполнять сам. 

Ребенок между молотом и наковальней

- Это касается не только школы. Ты приходишь на выставку поделок в детский сад  и видишь  порой  образцы гончарного искусства их родителей. Взрослым кажется, что они помогают ребенку достичь успеха, но суть того, что малыш мастерит поделки, заключается не в том, чтобы его работа стала лучшей. Лепка из пластилина или работа с природными материалами предусмотрена не для того, чтобы занять какую-то определенную социальную ступеньку, а чтобы у малышей развивалась, к примеру, мелкая моторика. Если все задания вместо ребенка делает родитель, то у малыша не развивается то, что должно развиваться. 

Мало того, не только не происходит развития определенных навыков и умений, но и, главное, искажается мотивация учебной деятельности, когда оценка становится самоцелью, что очень сильно усложняет и вредит процессу обучения и образования ребенка. 

С другой стороны, педагог тоже   сильно заинтересован в достижениях учеников. Это особенно ярко начинает проявляться к окончанию начальной школы. Да, учитель нацелен на то, чтобы ребенок достигал успехов, но ему нужно, чтобы школьник сам учился, а не родитель занимался вместо него. 

Здесь возникает определенная «серая» зона взаимоотношений между родителем и педагогом, потому что и тот, и другой заинтересованы в высоких показателях. Удастся ли им осознать тот факт, что средства достижения результатов гораздо более значимые, нежели сам результат, или нет - от этого будет зависеть то, насколько у них наладятся конструктивные взаимоотношения. 

В последние десятилетия противоречия между учителем и родителем обострились. Когда согласия найти не удается, то отношения начинают портиться и проявляться во взаимных обвинениях. Родитель говорит, что учитель не прилагает в работе достаточных усилий, предвзято относится к ребенку, учит не тому и не так, а педагог, со своей стороны, также может занять обвинительную позицию, говоря, что родители не уделяют ребенку должного внимания,   с ним не занимаются. 

Но так как родители и учителя достаточно редко непосредственно сталкиваются друг с другом  и если недовольство не доходит до явного и открытого противостояния, то оно, как и взаимные обвинения, выливается на ребенка. Кому высказать свое недовольство педагогом или родителем? Прямо, а чаще косвенно  оно высказывается ребенку. 

Малыш оказывается в ситуации между молотом и наковальней. Естественно, что учеба ему становится не в радость, ребенку приходится «идти по минному полю», лавировать между двумя враждующими сторонами, потому что ему и с родителями жить, и с учителем общаться. 

Историческое событие в образовании

Противоречие между учителем и родителем усугубляется ролевой неопределенностью этих отношений, потому что у них достаточно разные представления о том, что в процессе обучения должен делать учитель, а что родитель, кто из них и за что должен нести ответственность. 

Мы, конечно, можем прописать, что обучением занимается учитель, его задача – передавать знания. А воспитанием занимается родитель, поэтому все, что касается морали, норм и ценностей, это зона ответственности мам и пап. Но такое разграничение будет нерабочим, потому что фактически процесс обучения и воспитания  это не два разных процесса, это две стороны одного и того же процесса, что и отражено в современных образовательных стандартах. 

- Сейчас во время онлайн-обучения эти противоречия между учителем и родителем обострились…

- Как я говорил ранее, текущая ситуация неопределенности обостряет все имеющиеся конфликты и противоречия, и они будут обостряться предельно. С одной стороны, конечно, страшновато, ведь конфликты – это всегда неприятно, но, с другой стороны, обострение противоречий будет означать поиск путей их разрешения. Конфликт в той или иной степени всегда ведет к тому, что противоречия должны быть разрешены. 

Сейчас у нас уже неделю  как все школьники и студенты перешли на так называемое дистанционное обучение. По сути, учатся дома. Здесь нужно внести терминологическую ясность. Мы называем это дистанционным обучением, что неправильно. Обучение с использованием электронных и дистанционных технологий - так правильно. 

Нужно сказать, что электронные и дистанционные технологии в образовании – это не ноу-хау сегодняшнего дня. Они развивались, развиваются, применялись и будут применяться всегда и везде. Любой человек,   учившийся в школе, делал домашнее задание. Для нас оно  привычно  для школьного обучения. Но, по сути, это и есть в какой-то степени дистанционная технология в обучении. Единственное, что постановка задачи и контроль осуществляются очно, а выполнение - дистанционно. 

Что уж говорить, в современной школе очень активно используется множество различных электронных ресурсов и учебников в образовательных целях. По сути, у нас сейчас нет чего-то такого, что никто никогда не делал. Единственное, никогда не было того, что все обучающиеся разом стали учиться дистанционно. Это да, с этим система образования еще не сталкивалась - ни российская, ни советская. Я попрошу зафиксировать, что 6 апреля 2020 произошло историческое событие, когда все обучающиеся учились при помощи дистанционных технологий.

Сохраняйте спокойствие

Дистанционные технологии и способы обучения на сегодняшний день неплохо отработаны, но проблема в том, что они сейчас используются массово. Естественно, из-за этого происходят определенные накладки и неурядицы, и,   учитывая, что многие люди сейчас находятся в состоянии острого стресса,  любые неприятности и нестыковки воспринимаются ими очень и очень остро. То, на что мы недели три назад не обратили бы внимание, сегодня вызывает раздражение. Это результат нашего текущего эмоционального состояния.

- Подскажите, как на «дистанционке» не разругаться субъектам образовательного процесса? 

- В первую очередь, и учителям, и родителям нужно осознать, что это историческое событие, и подходить к нему именно с этой точки зрения. Понятно,   реализовать весь процесс образования так, как это было раньше, сейчас невозможно. Как бы мы ни старались, это нереально. Поэтому нужно абстрагироваться и успокоиться. 

Да, серверы сейчас не выдерживают нагрузок, но эти технические вопросы со временем будут разрешены. Я сейчас тоже преподаю дистанционно. Предвидя проблемы со связью и перегрузкой серверов,   сразу создаю три канала связи: zoom, скайп и вайбер. Причем  одновременно - один основной и два резервных. Современные технологии предлагают огромное количество инструментов для решения разного рода проблем. Нужно гибче подходить к этим вещам и понимать, что если не сработало что-то одно, всегда можно воспользоваться другим. 

Во-вторых, родителям, особенно сейчас, очень важно определить, какую роль они играют в обучении своего ребенка, в чем она заключается. Очень важно обговорить и прояснить ее с учителем. Это касается и учителя. Очень важно, чтобы и тот, и другой понимали, кто и за что отвечает и делает. Нужно договориться. Спокойно, с пониманием сегодняшней ситуации, всей серьезностью и ответственностью. 

Конечно же, родителям следует помнить, что учиться – это задача ребенка, а не их. Задача же родителя в том, чтобы организовать обучение. Да, это достаточно сложно и трудно, и с технической точки зрения, и в организационном плане, но    необходимо сделать. 

Третье – нужно помнить, что цель обучения ребенка заключается не в его оценках, не в   формальных достижениях (это касается и родителей, и учителей). Цель в том, чтобы личность ребенка развивалась полноценно и всесторонне. И когнитивно, и эмоционально, и мотивационно, и поведенчески. Почему-то об этом мы часто забываем  и расставляем приоритеты не в ту сторону.  

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.