Деньги через одно место

Финансовый дождь на образование Бурятии превратился в бюрократический туман
A- A+
Хлынувший в последние годы поток федеральных бюджетных средств, предназначенных на создание мест в детсадах и школах республики, похоже, затуманил головы чиновникам. Очередная проверка Счетной палаты показала, что деньги эти расходуются крайне странно. А иногда и вовсе не эффективно.

Освоение второпях

Начнем с детсадов. Городу Улан-Удэ в прошлом году выделяли деньги на выкуп зданий для дошкольных учреждений и   их оснащение. К выкупу как таковому особых вопросов нет. Общее число новых мест в детсадах, появившихся благодаря этой программе, – 1930. На дату проверки Счетной палатой укомплектовано 1601 место, или 83%. Другое дело – оснащение.

Загвоздка в том, что выкупаемые здания были по-разному оснащены. Грубо говоря, в каком-то здании были лишь голые стены, в другом, как говорится, - «полный фарш». Но, несмотря на это, Минобраз республики решил оснащать всех по единому нормативу, невзирая на эти различия.

«В результате степень оснащения игрушками, литературой, оргтехникой, медицинским оборудованием и инвентарем во всех учреждениях разная», указывают на несправедливость аудиторы Счетной палаты.

Можно предположить, что причиной такого странного подхода стали сжатые сроки, в которые чиновникам нужно освоить как можно больше денег. А учитывая, что профессионализм в республиканских органах власти не всегда на высоте из-за кадрового голода, то в дело вступает пословица: «Поспешишь – людей насмешишь».

Конечно, ни аудиторам, ни сотрудникам детсадов, ни родителям, ни даже ответственным чиновникам не смешно от этой ситуации. А кому-то, возможно, в пору и плакать, если, конечно, власти найдут виновных в этой ситуации и накажут.

Сомнения в эффективности

Гораздо более серьезные нарушения аудиторы нашли,   проверив, как проходило оснащение недавно построенной в сотых кварталах школы №63. Начинается отчет с вполне себе позитивных фактов.

«МАОУ «СОШ №63 Улан-Удэ» от застройщика УКС РБ поставлено дорогостоящее оборудование для учреждения, в том числе комбинированные интерактивные комплексы, компьютеры персональные ученические, мультимедиапроектор, множество станков, мебели, спортивного оборудования»,   говорится в документе.

Вроде бы   замечательно. Но: «Аналогичное оборудование закуплено в 2018-2019 годах. Целесообразность приобретения такого количества оргтехники, строительного оборудования для нужд учреждения не пояснена. Учитывая, что на день проверки оборудование не в полном объеме установлено и эксплуатируется, существует значительный риск его неэффективного использования».

То есть  снова все через одно место. Аудиторы решили выборочно проверить поставленное оборудование  и выяснили, что фактически имеющееся имущество и то, что прописано в документах поставки, это разные вещи. Кроме того, принимали дорогостоящие технически сложные ценности не специалисты и не эксперты. 

«Это ставит под сомнение качество и комплектность поставленных товаров, отвечающих заявленным характеристикам. Часть оборудования, требующего сборки, поставлена в виде отдельных составных частей, требующих монтажа с участием специалистов»,   пишут аудиторы.

Далее – товары на сумму в 1 млн 164 тыс. рублей вообще не дошли до получателя. Всего 26 позиций так и не попало в школьные стены. 

Хотя, может быть, так даже и лучше. Ведь то оборудование, которое все же дошло, хранится, как попало.

«Не созданы условия для хранения товарно-материальных ценностей в отдельных закрытых и опечатанных помещениях. Доступ к хранящимся товарам имеет неограниченный круг лиц»,   говорится в отчете проверки. 

Часть оборудования, находится на складе, используется неэффективно:  «Отдельные комплекты рассредоточены по кабинетам, что также ставит под сомнение их эффективное использование в разукомплектованном виде».

Ничего не докажете

Но проверяли не только 63-ю школу. В других учреждениях дела не лучше: недостачи, излишки, пересортица, нарушения при оприходовании товара, неверное отражение товара в оборотных ведомостях и многое другое.

«Со стороны бухгалтерских служб ослаблен контроль на стадии приемки материальных ценностей, что повлекло недопоставку товаров, поставку не тех видов товаров, поставку некачественных товаров, а также ошибки при постановке на учет, выявленные в ходе проверки»,   гласит отчет Счетной палаты.

Договоры на поставку тоже оставляют желать лучшего. Они не содержат приложений, являющихся неотъемлемой их частью. Тексты договоров сокращены, отсутствуют основные составляющие: порядок урегулирования споров, изменение условий договора, порядок расторжения договора и тому подобное. То есть  в случае чего в суде никто ничего не докажет  и деньги окажутся выброшены на ветер.

Глядя на все эти нарушения, можно предположить, что бурятские чиновники просто не привыкли иметь дело с деньгами. И, когда в Бурятию пришло серьезное финансирование,   растерялись и наделали кучу ошибок. Если бы это было в первый раз, их вполне можно было бы и простить. Но, к сожалению, подобные истории происходят с завидной регулярностью.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.