«Предлагаем – не берут»

Площадки для инвесторов на самом деле не такие уж и перспективные
A- A+
Одна из схем привлечения инвесторов в Бурятию выглядит так: правительство определяет участок земли, на котором можно   развернуть какое-то производство, построить гостиницу и тому подобное. В него вкладываются деньги на развитие инфраструктуры: водопровод, электричество, канализацию, тепло. Потом   предлагают потенциальным инвесторам, обещая, что тут они смогут хорошо заработать. Вот только работает эта схема не всегда: в республике, как выяснилось, есть участки, на которые потрачены немалые деньги из бюджета, но они никому не нужны.

Минутка честности

Доклад зампреда правительства Бурятии по экономическому развитию Алексея Мишенина депутаты Хурала на очередной сессии слушать не стали. Мол, зампред уже докладывал на комитетах,   все слышали, все  знают. Потому сразу перешли к вопросам.

Зона ответственности Алексея Мишенина включает в себя, помимо прочего, привлечение в республику инвестиций. К слову, в этом плане Бурятия окончила прошлый год с хорошим результатом: как рассказал на той же сессии глава республики Алексей Цыденов, в 2019 году зафиксирован рекордный темп роста инвестиций – в 1,4 раза к уровню 2018 года. По этому показателю – темпам прироста инвестиций - республика заняла 2-е место в России и 2-е место по Дальнему Востоку.

Но в общих цифрах теряются частности. Поэтому депутаты, обращаясь к Алексею Мишенину  как к ответственному за инвестпроекты, внесли свою долю конкретики.

- Есть ли ясность по туристическому кластеру на территории Иволгинского района? – вопрошал депутат Александр Цыденов. - Какова перспектива? Или он уже забыт? Мы знаем, что на развитие инфраструктуры, на электроснабжение, водоснабжение и водоотведение   потрачены многомиллионные суммы. У вас есть понимание дальнейшего развития?

Зампред согласился с тем, что на кластер   потрачены немалые деньги. Не стал отрицать и тот факт, что площадка уже который год «пылится» в реестре перспективных. 

- Я честно скажу: у нас в принципе экономическая ситуация нестабильная, и собственники немножечко осторожничают. Но предыдущие два года, что мы работали, это   одна из первых площадок,     предлагаемых нами. Был проект по размещению там большого парка, в котором можно  предоставлять инфраструктуру, не только логистическую, но и промышленную. Но, к сожалению, не смогли найти инвесторов. Эта площадка остается в пуле перспективных. И работа с инвесторами продолжается, - отвечал Алексей Мишенин.

Причина того, что инвесторы отказываются вкладывать сюда деньги из-за неправильного планирования: построенная инфраструктура оказалась недостаточной. То есть  деньги вложили, но мало. 

ДНТ подпирают

Похожую историю поведал депутат Виктор Ячменев. Точнее,   облек ее в форму вопроса: «У нас на территории города есть четвертый километр Спиртзаводской трассы. Имеется вся инженерная инфраструктура. Но не совсем достаточно электроэнергии. Я думаю, в рамках какого-то инвестпроекта этот вопрос можно решить. Там есть земли старого моторного завода. Но они не загружены. Если рассуждать об экономике, то эти земли довольно благоприятны. Есть все: и канализация, и холодная-горячая вода,  большая котельная,   загруженная процентов на пять-десять. Это уже в сторону экологии: она не используется. Рассматривает ли правительство вопрос о загрузке этих земель инвесторами?».

Ответ зампреда был примерно таким же, как и с иволгинским кластером: «Да, рассматривается. И на протяжении последних лет рассматривался. И та ситуация,     связанная с импортозамещением,   развитием новых образцов техники на авиазаводе… Профильная площадка на территории машиностроительного завода  полностью соответствует. Сейчас есть некоторый передел у авиазавода, и всем инвесторам, желающим   кооперации с авиазаводом, мы также предлагаем эти площади. Площадка стоит как перспективная для инвесторов, тем более что, как вы правильно заметили, инфраструктура там уже есть.

То есть схема «предлагаем – не берут» была бы актуальна и для этого участка. Но вмешался депутат Хурала, директор Улан-Удэнского авиазавода Леонид Белых, заинтриговавший присутствующих коротким заявлением: «Могу добавить, что там вопрос решен».

То есть  кого-то нашли. И вроде бы все хорошо, но…

«Эти земли на сегодня по периметру загружаются ДНТ, - продолжил Виктор Ячменев. -  Какая-то сложилась практика, что все хорошие земли мы раздаем под ДНТ, при этом с ними начинаем воевать. Это я в части санитарно-защитной зоны. Потому что в ближайшем будущем, если кто-то туда зайдет, он уже не сможет эту санитарно-защитную зону сделать. Сейчас на схемах там везде частное жилищное строительство».

«Надо собраться…»

Еще один долгоиграющий проект, который все никак не дойдет до финала, это  строительство таможенно-логистического терминала в Кяхте. Тут изначально ситуация была куда лучше, чем в предыдущих двух случаях.

- С 2010 года там желающие инвесторы были, инфраструктура подведена, - говорил депутат Валерий Цыремпилов. - Водоснабжение, тепло, водосброс – все вопросы практически решены. Вложены большие деньги государством. В ближайшем будущем, наверное, откроется второй этап. Но хотелось бы в этом плане поработать, инвесторов подтянуть. Чтобы таможенно-логистический терминал до конца был достроен. Гостиничный комплекс, торговый комплекс… Надо собраться и какое-то решение   вынести.

Тут Алексей Мишенин обошелся без подробностей, ограничившись дежурной фразой: «Хорошо, учтем». Видимо, и по этому проекту на сегодня нет ясности.

Эти площадки объединяет одно: в них вложены крупные бюджетные деньги,  до сих пор не окупившиеся, а в некоторых случаях даже не начаты работы. Впрочем, чиновники не спешат хоронить эти вложения, настойчиво предлагая заброшенные площадки инвесторам. Как видим, безуспешно.

Миллиарды под угрозой

К слову, толчком для роста инвестиций должно    стать вхождение Бурятии в Дальневосточный федеральный округ. Это позволило создать в республике территорию опережающего развития (ТОР),   что дает инвесторам льготы и послабления. В прошлом году в рамках ТОР власти анонсировали два проекта: ООО «ТЛТ Наушки» - оно должно было создать транспортно-логистический терминал на границе с Монголией и ООО «Ноябрьскпродсервис»,  намеревавшееся построить птицеводческое предприятие мощностью 30 000 тонн мяса бройлеров в год, с инкубаторием, цехом убоя и комбикормовым заводом.

- Общая сумма инвестиций – более 5,5 млрд рублей. Самое главное – анонсировалось создание 870 рабочих мест, - напомнил Алексею Мишенину депутат Дмитрий Дружинин. - Сейчас в каком состоянии эти проекты? Отразилась ли на них  ситуация с пандемией? Они реализуются? Или есть какая-то приостановка их деятельности? Будут реализованы или нет?

Зампред, перед тем  как сообщить депутатам неприятную новость, рассказал, что в прошлом году   проделаны предпроектные работы. И уже потом перешел к сути:  «Этот год внес свои коррективы ввиду пандемии. К сожалению, и на том, и на другом проектах отразилась эта ситуация. По первому   («ТЛТ Наушки». - Прим. ред.) это  связано с источником финансирования. Мы понимаем, что это Китай. И  так как границы  закрыты, как и движение инвесторов, то   и обеспечение дальнейшего развития   сильно затруднено.

Итог: остается ждать и надеяться, что инвесторы не сорвутся. К слову, пока что они подтверждают, что будут работать по этим проектам. Но 2020 год – крайне непредсказуемый, и прогнозировать что-либо непросто.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.