27.01.2020
Почему нельзя устанавливать в семье культ ребенка?

Не так давно в нашем обществе сформировался достаточно противоречивый стиль воспитания, связанный с возведением родителями своего ребенка на трон. Мамы и папы направляют всю свою энергию на то, чтобы обеспечить своего кроху всем самым лучшим – одеждой и едой, развлечениями и образованием, игрушками и гаджетами. В погоне за детским счастьем родители не понимают, что теряют себя и калечат психику детям. Об опасностях детоцентризма расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев. 

Детство - недавнее изобретение 

- Игорь Валерьевич, в последние годы стало очень распространено такое явление, как детоцентризм, когда желания, нужды и прихоти детей ставятся превыше потребностей других членов семьи. С чем связано появление этого стиля воспитания и чем грозит оно взрослым и детям?  

- Действительно, в последнее время термин детоцентризм получил широкое распространение. В его основе – концентрация интересов взрослых на ребенке. Все делается ради детей и во имя детей, как на индивидуальном, так и государственном уровне: «Дети – это святое, цветы жизни, все лучшее – детям». 

Детоцентризм - явление достаточно интересное    и многоплановое. Если рассматривать его в эволюционно-биологическом аспекте, то нужно вспомнить, что любое животное стремится к воспроизводству потомства, забота о детях обусловлена биологической необходимостью выживания вида. И мы, как любое другое животное, заботимся о своем потомстве, и это естественно. 

Если посмотреть в глубь веков, то само понятие детства как отдельного и уникального периода в становлении личности – это относительно недавнее изобретение человека. Детство стало систематически изучаться лишь в 18 веке, до этого времени не было какого-то особого отношения к ребенку, он воспринимался  как маленький взрослый. Известно, что в искусстве  вплоть до 12 века  ребенок изображался как уменьшенная копия взрослого. Художники на своих полотнах не сохраняли пропорции малышей, для ребятни не было специальной одежды. В те времена детская смертность была огромной, что также говорит об отсутствии должного понимания и внимания к детям. 

В середине прошлого века общество начало уходить от классического патриархального стиля воспитания, который предполагал главенство взрослых, жесткое и беспрекословное подчинение родителям. В современном обществе роль и место ребенка изменились. Сейчас мы говорим о том, что детство – это самоценный период в жизни человека, который необходим для успешного развития, становления, социализации человека. Наше общество претерпевает множество изменений, мир становится все сложнее и сложнее, оттого границы детства все расширяются и расширяются. 

- Как это связано, почему так происходит?

- На мой взгляд, это связано в первую очередь с усложнением социальной жизни, улучшением социально-экономических условий по сравнению с былыми веками, в том числе  в плане медицинского обслуживания, качества жизни и так далее. Поэтому, если рассматривать человечество как вид, то сейчас тактика эволюционно-биологической необходимости заботы о потомстве изменилась. Мы можем проследить это по количеству детей в семье: если 100-300 лет назад в них было большое количество детей, то сейчас - один-два, семью  с тремя малышами причисляют уже к многодетной. С одной стороны, в связи с тем, что социально-экономические условия улучшились, уровень детской смертности снизился, теперь человечеству в глобальном плане нет необходимости рождать большое количество детей. А так как их число в семьях снизилось, то им достается все то внимание, которое предполагалось распределить на большее количество детей. 

Опасность детоцентризма

Нужно констатировать, что в современном обществе произошло изменение отношения к детям - ребенка нужно холить, лелеять, уважать и любить, видеть в нем личность со своими потребностями, эмоциями и переживаниями  и ни в коем случае не задвигать его на задний план. Многие воскликнут, вот раньше никто детьми особо не занимался, родители отправляли  их в оздоровительный лагерь на все лето,   утром они убегали на улицу играть и возвращались только вечером, и ничего -   выросли нормальными людьми. Сейчас в связи с изменением системы ценностей и норм такое отношение к детям считается недопустимым,   поскольку в ребенке мы в первую очередь видим личность с его собственными желаниями, потребностями и мотивами. 

- Мир изменился, отношение к детям тоже, но ведь появилась проблема детоцентризма?

- С другой стороны, изменения в системе ценностей настолько быстры и стремительны, что мы еще не успеваем перестроиться, выработать правильные способы и тактику поведения. В результате чего забота о ребенке приводит к тому, что родитель заботится о нем во вред самому себе. 

И  получаем то, что получаем – избалованных детей, родители которых не видят себя вне их жизни. А это не что иное,  как размытие личных границ, о которых мы много рассуждали. Интересы ребенка ставятся на первое место, а родителей    отодвигаются на второй план и подчиняются малышу. По сути, взрослый живет ради детей, а такая система отношений называется созависимой – личность одного поглощается личностью другого  и границы между ними становятся размытыми. Он не может четко провести границу между собой и объектом своей зависимости – другим человеком. Чаще всего созависимые люди говорят не «я», а «мы». Человек не видит, где кончается его собственное «я» и начинается «я» другой личности. В результате этого созависимый начинает нести ответственность за поведение другого человека.

- Помимо созависимости, чем еще опасен детоцентризм? 

- На уровне семьи отношение к ребенку, связанное с нарушением личных границ, по сути, является не чем иным,  как патологизирующим стилем воспитания. Это либо гиперопека, либо потакающая гиперопека, о которых мы не раз с вами говорили. Детоцентризм приводит к дисгармоничному развитию личности ребенка, с одной стороны, а с другой -   чреват большими психологическими проблемами для самого родителя, потому как ведет к разрушению его социальной жизни, нереализованности   как личности. 

В итоге, когда ребенок вырастает, оказывается, что родители ему уже не нужны  и жизнь их оказывается законченной, что им с ней делать - непонятно. Поэтому родители начинают активно вмешиваться в жизнь своего уже взрослого ребенка, нарушая тем самым его внутренние границы. Потому что созависимые отношения уже сформировались  и родители продолжают жить не своей, а жизнью ребенка. 

Миссия нашего поколения

Безусловно, если говорить о более широком социально-экономическом уровне, существенную роль в формировании детоцентризма и   нарушении границ личности прилагает маркетинг. Достаточно новое социальное требование заботы и постоянной опеки над детьми – это хороший ресурс для продвижения различных товаров и услуг. Рекламные и маркетинговые образы создают   нереалистичные представления о том, чем должен заниматься, во что играть, что кушать и как одеваться современный ребенок, для того  чтобы продавать соответствующие товары и услуги. 

Можно сказать,   на сегодняшний день детоцентризм – это  серьезная проблема,   поскольку она есть результат противоречия между изменением ценностей личности и детства, с одной стороны, и, с другой  - слабо развитыми умениями выдерживать личные границы, ограничивать свою зону ответственности и четко определять свою роль в системе отношений. 

Мы очень часто говорим, что родитель должен быть другом для своего ребенка. Но ведь это не совсем верно. Родитель в первую очередь - родитель, другом   может стать только тогда, когда ребенок будет достаточно взрослым для того, чтобы уметь дружить со взрослым человеком. Но его этому еще нужно сначала научить. А если с ребенком быть другом с раннего детства, то родительские роли теряются, нивелируются. Тогда родитель оказывается сверстником, приятелем, которого можно не слушаться, манипулировать им, относиться так, как ты относишься к ровесникам. 

- Как же найти баланс между здоровой заботой о личности ребенка и ярым детоцентризмом?

- На сегодня в общественном поле, в обсуждениях очень много говорят о том, что нужно вернуться к прежним ролям детей и родителей, к домострою, патриархату. Однако  нужно быть реалистами - повернуть историю вспять нельзя. Возврат к прошлому – это всегда деградация, поэтому необходимо не возвращаться в прошлое, а усвоить опыт прежних поколений и научиться вести себя в новых условиях по-новому. Приобрести другие способы поведения, которыми не обладали наши родители, бабушки и дедушки. Это то, что необходимо сделать нам. Это миссия нашего поколения. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^