Психология ошибки: в чем суть этого феномена?

Все мы с детства боимся ошибиться
A- A+
Помните,   чем больше ошибок в контрольной, подчеркнутых в тетради красной пастой, тем меньше оценка. У большинства людей так на всю жизнь и остается представление, что ошибка – это неудача и провал  и их лучше избегать, делая все правильно. Что есть ошибка  и почему мы судорожно ищем ее, когда претерпеваем неудачу, расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев.

Правильно или неправильно?  

- Игорь Валерьевич, одни говорят, что ошибки – это плохо, другие - что они даруют нам бесценный опыт. Как же относиться к ошибкам? 

- Для начала нужно понять, что такое ошибка. Если сравнить обыденное понимание ошибки и логическое, то они будут очень разными. В обыденном языке под ошибкой мы подразумеваем неправильные действия, неверные решения, ложные утверждения, а в логике - неправильно построенные рассуждения. 

Возьмем для примера суждение: «Когда идет дождь, то крыши мокрые. Сейчас крыши мокрые, следовательно, идет дождь». Смотрите, в логике это рассуждение может быть истинным или ложным. При этом оно может быть правильным или ошибочным. Допустим, дождь сейчас действительно идет - это рассуждение будет истинным, но, однако, оно   ошибочное. Почему? Потому что   построено по неправильной схеме, допущена ошибка в рассуждении. Суть в том, что не всегда, когда крыши мокрые, идет дождь.

В логике под ошибочным рассуждением понимается нарушение логических законов. Однако  в обыденном языке мы под ошибкой понимаем именно ложность утверждения. 

Ошибочность и ложность – это абсолютно разные понятия. Может быть  логическая ошибка при истинности утверждения, а может быть правильно построено рассуждение при ложном суждении.

Почему это так важно? Потому что, по сути, логика определяет наш процесс мышления  и  в конечном итоге  наше отношение к тому, что мы считаем ошибкой  и как   к этому относимся. Удивительно, но   смешение ошибочности и ложности приводит к такому явлению, как ошибка мышления – дихотомичность. То есть  получается, когда дело касается каких-либо жизненных выборов, принятия решений, пусть даже повседневных, то  человек, думая об этих решениях, рассуждает не в контексте их ошибочности, а в контексте их ложности-истинности. То есть полагает, что может быть решение правильным или неправильным.

В итоге, принимая решение, считает, что может совершить ошибку. Эта убежденность, что при принятии решений возможно совершить ошибку, порождает высокий уровень тревоги, неуверенности, трудности в принятии решений. Дело может доходить до того, что человек оказывается в принципе не способен принять то или иное решение просто потому, что он боится ошибиться. Вплоть до отказа от деятельности.

Кто на ошибках учится?

Убежденность в том, что при принятии решений можно совершить ошибку, откладывает отпечаток практически на все сферы деятельности человека. Мы можем наблюдать это везде – от выбора продуктов в магазине до воспитания детей, принятия карьерных, жизненных решений, построения семьи. Например, передо мной стоит вопрос - жениться на определенной девушке или нет? Если у меня присутствует дихотомичность мышления (то есть  представление, что решение может быть либо верным, либо неверным), то я оказываюсь в ситуации тревоги, поскольку   подхожу к этому моменту как к решению задачи,   имеющей только одно правильное решение  и ряд неправильных ответов.  

Получается, при принятии решений мне как будто бы необходимо найти правильный ответ, как в школе при решении математических задач. 

- В чем ошибочность такого рассуждения? 

- Суть в том, что при принятии решений не может быть совершена ошибка как таковая. Ошибку можно сделать лишь в процессе рассуждения, логика мышления может быть ошибочна. Однако  принятие решения само по себе не может быть правильным или неправильным. 

Приведу пример. Я принял решение жениться на определенной женщине. Ошибся   с этим или не ошибся? Это решение   не может быть рассмотрено в этом контексте, потому как оно в принципе не предполагает правильного решения. Потому что нет некоего эталона, идеала, относительно которого я могу соизмерить правильность или неправильность. В этом плане мое решение может быть более удачным или менее удачным, с учетом того, учел ли я все обстоятельства, мотивы наших отношений – все факторы для принятия этого решения  или   принимал его спонтанно  или под влиянием каких-то ситуативных факторов. Ошибочным может быть процесс принятия решения, но не само решение как таковое. 

Когда мы перестаем оценивать свои поступки, действия и решения с точки зрения их ошибочности или неошибочности, когда нет дихотомичности, только в этом случае они могут служить основанием для опыта. Фраза «на ошибках учатся» обретает смысл лишь   тогда, когда   понимаем, что мы не совершаем ошибок как таковых.

Поиск того, чего нет

Нужно сказать, что такая дихотомичность очень распространена. На моей практике с подобным вопросом обращается просто огромное количество клиентов. Люди спрашивают, совершили они ошибку или нет, обращаются со страхом совершить ошибку. Вот сейчас, например, старшеклассники определяются с выбором экзаменов для ЕГЭ,   вуза для дальнейшего обучения. Мало того, что сама ситуация для него достаточно тревожная, связанная с неопределенностью, так она еще очень сильно усугубляется тогда, когда выбор профессии делается с дихотомической позиции. 

Например, я решил сдавать литературу. Но не ошибся ли   в этом выборе? Может, это совсем не мое? Но суть в том, что мое это или не мое, определяю я сам. Это не задано извне. Естественно, это очень сильно мешает человеку в принятии решений и препятствует спокойно относиться к неудачам. Когда происходит какая-то неудача  и мои цели не достигаются, что происходит с позиций дихотомичности? Человек начинает считать, что это результат его ошибки, а раз так, значит, он что-то плохо или не то сделал, надо   было сделать по-другому, рождается переживание, связанное с сожалением. 

- Это отнимает много сил и энергии…. 

- Да, и мешает человеку извлечь урок. Сделать нужные, помогающие, конструктивные выводы, найти выход из трудной ситуации, ведь все усилия направляются на поиск ошибки. Он ищет, где ошибся, как надо было сделать  или вообще этого не делать. Но суть в том, что этой ошибки в принципе нет, это поиск того, чего не существует, сложно найти кошку в черной комнате, особенно если ее там нет. 

Кроме того, поиск ошибки в своих прошлых решениях обречен на неудачу, поскольку даже если я что-то найду и идентифицирую как совершенную ошибку, что мне это даст? Ничего. Я не смогу ее ни исправить, ни изменить свое решение  и, что самое интересное,   не смогу вот эту найденную «ошибку» использовать в будущем при принятии тех или иных решений. Если   их и буду использовать, то это будет не очень адекватно действительности. 

Например, гипотетически я потерпел неудачу в браке. Женился на девушке, у нас с ней жизнь не сложилась, мы разошлись. Я считаю, что совершил ошибку при выборе девушки  и начинаю искать, а в чем она заключалась? В итоге   пришел к выводу, что все блондинки ветреные особы  и, наверное, не стоит свою жизнь связывать с ними. Согласитесь, при дальнейшем выборе спутницы жизни эта убежденность будет мне только мешать. Она не поможет мне понять, что я делал не так в отношениях, что привело к их разрушению. 

- Получается, у человека смещается фокус?  

- Да, фокус внимания смещается вовсе не туда, где лежат истинные причины этой неудачи. Даже если я потерпел крах в супружеской жизни, это не значит, что   совершил ошибку. Возможно,   что-то делал неправильно. Ошибся ли   в принятии решения или нет? Нет, не ошибался. Возможно, я принимал неудачные решения, но они не были ошибочными   как таковые, поскольку правильных решений не существует, как и неправильных.  

Сократ и процесс мышления

- Многие мечтают вернуться в прошлое  и исправить там свои ошибки, считая, что это помогло бы им изменить жизнь.  

- Эта убежденность не дает человеку извлечь урок из прошлого, потому что, во-первых, в прошлое вернуться нельзя, а во-вторых, то, что мы там делали, не было ошибочным. Это были не ошибочные решения. Возможно, при принятии решений мы не все учли. Вопрос в том, насколько   вообще можем учесть все или не все. Мы допускаем ошибку в размышлениях, думая о том, что в прошлом совершали ошибки.     

- Если «ошибка» прошлого не дает человеку спокойно жить, как работать с ее последствиями? 

- В первую очередь нужно понять, что это не было ошибкой. Что решение было принято в прошлом  и оно принималось  исходя из имевшихся на тот момент условий. Когда   это увидим, мы сможем превратить его в свой опыт. Если   считаем  результатом ошибки, то это в опыт не превращается, мы пытаемся исправить ошибку, но это невозможно. 

Суть в том, что чисто семантически слово ошибка предполагает наличие правильного решения. А правильные решения бывают в очень ограниченных случаях, как правило, касающихся процесса, а не результата мышления. 

Разъясню разницу между процессом и результатом мышления на примере знаменитого силлогизма. «Все люди смертны. Сократ – человек, следовательно, Сократ смертен». Вывод - это результат мышления. Как мы к этому пришли - это процесс мышления. То, что Сократ смертен, ни у кого не вызывает сомнений. Размышление было правильным, а результат  истинным. 

Я могу привести другой пример: «все люди смертны, моя собака  не человек, значит, она бессмертна». Результат мышления ложный, а процесс мышления ошибочный. Сама логика мышления была неправильной. Или   «все люди смертны, моя собака умерла, следовательно, моя собака смертна». Результат мышления истинный, однако  процесс размышления был неверным. 

Ошибки мы совершаем именно в процессе мышления, эту ошибочность можно оценивать только относительно процесса мышления, а не самого результата. А результат мышления может быть либо истинным, либо ложным, то есть соответствует действительности или нет.     

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.