Большие перемены

Как республика справляется с выполнением нацпроекта «Образование»
A- A+
На модернизацию системы образования необходимо много времени и ресурсов. Ведь изменения, которые, к слову, происходят уже сейчас, касаются абсолютно всех направлений: от строительства и оснащения школ  до развития одаренных детей и повышения квалификации педагогов. Тем не менее  сегодняшние результаты вселяют оптимизм. Даже несмотря на то, что нацпроект стартовал относительно недавно.

Фундамент отрасли

Образование считается одной из ключевых сфер развития страны. Оно закладывает фундамент для решения множества проблем,   копившихся годами.  И речь не только о потребности в квалифицированных кадрах, которая сама по себе сильно влияет на уровень жизни. По сути, от образования напрямую зависит вся социальная сфера.

Закономерно вынесение президентом страны решение вопросов в сфере образования в отдельный нацпроект, который так и называется – «Образование». Суть его – во всесторонней модернизации отрасли, начиная с долгожданного обновления материальной базы и до нацеленности на обучение высоким технологиям. Причем  процесс уже начался и идет серьезными темпами.

Конечно, первоочередная задача в реализации намеченных нацпроектом целей – это решение текущих проблем в образовании. Как в школьном, так и дошкольном. Среди таких проблем – нехватка мест в образовательных учреждениях, из-за чего многие школы до сих пор работают в трехсменном режиме.

Чтобы снизить нагрузку и на школы, и на школьников, сегодня в Бурятии идет строительство пяти школ: в селах Аршан Тункинского района, Нижние Тальцы Заиграевского района и Клюевка Кабанского района, а также в Улан-Удэ: здания школы № 40 взамен закрытого вследствие аварийности  и большого пристроя на 350 мест к школе №49. Еще одна школа строится в Новоселенгинске Селенгинского района на средства президентской «дальневосточной субсидии».

К слову, в прошлом году по нацпроекту уже построено пять школ в таких густонаселенных территориях, как села Поселье, Хойтобэе, Нижний Саянтуй, отдельный корпус к улан-удэнской школе №25, пристрой к гимназии №33.

Планы на будущие годы тоже выглядят перспективными. В 2021 году в Улан-Удэ закончится строительство самой большой школы в республике - на 1275 мест по ул. Автотранспортная. До 2023 года завершатся еще несколько объектов: отдельный корпус для школы №32 в Улан-Удэ, новые школы в селах Сотниково, Курумкан, Орлик, пристрой к Мухоршибирской школе №2. Строительство объектов позволит к 2023 году решить вопросы трехсменного обучения в республике.

Стоит ли говорить, что инфраструктура – это фундамент, на котором держится отрасль. Но только ее недостаточно для достижения главных целей – повышение уровня грамотности и образованности каждого отдельно взятого ребенка.

Для юных инженеров

Вторая немаловажная составляющая нацпроекта – это дополнительное образование детей. Сегодня в Бурятии насчитывается 154 учреждения, работающих в этом направлении, в том числе в системе образования - 74. По региональному проекту «Успех каждого ребенка» в республике планируется достичь 80%-ный охват детей дополнительным образованием к 2024 году, в том числе по техническим направлениям - до 25%. В 2019 году он составлял 74,2%.

Почему 25% отдается именно техническим направлениям? Не секрет, что сегодня и Бурятия, и Россия в целом испытывают дефицит инженерных специальностей. Крупнейшие предприятия вынуждены привлекать высококвалифицированных специалистов из других регионов. Однако если сейчас начать работу по выявлению у детей талантов в технических направлениях, в точных науках  и стимулировать их развитие, то в будущем эта проблема разрешится.

Той же цели служит и еще один проект: создание детских технопарков «Кванториум». Стационарный «Кванториум» в  Улан-Удэ действует с  2018 года. Здесь созданы условия для профессионального определения будущих высококвалифицированных инженерных кадров. Готовят юных инженеров педагоги, прошедшие специальное обучение в  Сколково. На сегодня в технопарке в двух модулях обучается более 800 детей от 5 до 17 лет по шести направлениям: робо-, аэро-, виртуальная и дополненная реальность, IT-, авто- и хайтекквантум.

Чтобы расширить географию действия таких проектов и готовить будущих инженеров не только в столице, но и в районах республики, в прошлом году в Бурятии был открыт первый мобильный технопарк «Кванториум». Его назвали «Серебряная стрела». Дети шести сел четырех районов республики начали обучение по инновационным программам дополнительного образования и познакомились с передовыми технологиями. Аддитивные и лазерные технологии, 3D-фрезерные технологии, станки с ЧПУ – это далеко не весь перечень современного оборудования мобильного комплекса. 

Поддержка одаренных

«Кванториум» - это только начало. В этом году по тому же проекту «Успех каждого ребенка» уже выделено 16,9 млн  рублей на модернизацию материально-технической базы дополнительного образования и создание второго мобильного технопарка   «Красная молния». К 2024 году охват составит 19 тыс. детей нарастающим итогом.

Еще один проект,  успешно реализуемый в Бурятии, это первый ключевой центр развития детей «Дом научной коллаборации им. М.П. Хабаева» на базе Бурятского государственного университета. Он открыт в прошлом году, и сегодня уже более 400 ребят обучается по программам: «Робототехника», «IT: информационная лаборатория», «Промышленный дизайн», «Основы VR», «Геоинформационные технологии», «Основы программирования на языке Python», «3D-моделирование и прототипирование», «Биотехнологическое моделирование в медицине», «Урок технологии», «Урок биологии».
В 2020 году начнет принимать детей второй аналогичный центр на базе Бурятского института инфокоммуникаций СибГУТИ. Он сможет охватить не менее 800 детей в год.

Обучаться инновациям в области информационных технологий теперь смогут школьники Селенгинского района. Там в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» открылся первый в регионе центр цифрового образования детей «IT-куб». Здесь дети полностью погружаются в азы интернет-технологий, программирования, робототехники, дополненной, виртуальной и смешанной реальности.

По-настоящему масштабный проект для развития одаренных детей стартует в республике в будущем году. Именно на 2021 год запланировано открытие регионального центра выявления и поддержки одаренных детей по типу «Сириус». Ежегодно в центре сможет обучаться более 300 детей. Будет приобретено оборудование в  центр на 277 млн  рублей.

Размещение центра планируется на базе Байкальского колледжа туризма и сервиса на площади более 2 тыс. квадратных метров. Рядом с центром намечено  разместить кампус для постоянного проживания 300 детей. Деятельность центра будет направлена на выявление, развитие и дальнейшее сопровождение одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в областях «наука», «искусство» и «спорт».

Все это свидетельствует о том, что сегодня талантливым детям в Бурятии уделяется особое внимание. Долгое время проблема отсутствия ресурсов для выявления и развития одаренных детей, особенно в технических направлениях, не позволяла в полную силу раскрыть потенциал наших ребят. Хочется верить, что теперь все будет по-другому.

Создать условия

Возвращаясь к общему образованию, отметим, что повышать нужно не только количество мест в школах, но и его качество. 

Еще один федеральный проект - «Цифровая образовательная среда» - позволил Бурятии провести беспрецедентное обновление парка компьютерной техники. Так, в 2019 году получено и поставлено в 27 школ и в четыре учреждения  среднего профессионального образования 1402 единицы современного цифрового оборудования (интерактивные панели, ноутбуки, многофункциональные устройства) на сумму более 47 млн  рублей. В текущем году еще 3222 единицы такого оборудования получат 62 школы и 16 учреждений СПО.

Также серьезная работа проходит по программе «Доступная среда», призванная облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями, в том числе   школьникам. В период с 2014 по 2020 годы девять специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов получили 14,2 млн  рублей на создание архитектурной доступности, приобретение учебного и реабилитационного оборудования. В 2019-2020 годах оснащены уникальным оборудованием для обучения обувному, швейному, поварскому делу по предметной области «Технология» шесть коррекционных школ за счет средств проекта «Современная школа» на общую сумму 33,3 млн  рублей. И это лишь часть позитивных изменений в этом направлении.

Нельзя упускать из виду и сельские школы, которые  зачастую  не имеют условий для, к примеру, занятий спортом. С 2019 года на средства «дальневосточной субсидии» построены два школьных стадиона. За счет средств федпроекта «Современная школа» отремонтировано 12 спортивных залов.

Другими словами, заботиться нужно не только об уровне образования и грамотности, но и о здоровье школьников. На повышение уровня жизни в Бурятии в будущем повлияют оба этих фактора.

Не только дети

Обучение взрослых – не менее важная задача, которая также требует немало ресурсов. Ведь именно эта часть населения решает проблемы республики здесь и сейчас.

В этом плане показательным можно назвать региональный проект «Молодые профессионалы», в рамках которого в учреждениях среднего профессионального образования республики создаются мастерские, оснащенные современной материально-технической базой по компетенциям: промышленные и инженерные технологии, информационные и коммуникационные технологии, строительство, обслуживание транспорта и логистика, искусство и дизайн, сфера услуг.

Бурятский республиканский педагогический колледж и Политехнический техникум стали победителями федерального конкурса субсидий на создание в 2020 году девяти мастерских. На эти цели им выделили средства из федерального бюджета в размере 42,9 млн  рублей.

В этом году  республика выиграла 52,1 млн  рублей на создание центра опережающей профессиональной подготовки. Центр создан на базе Бурятского республиканского индустриального техникума. На современном оборудовании подготовку, переподготовку и повышение квалификации по наиболее востребованным и перспективным профессиям смогут проводить и другие профессиональные образовательные организации. Кроме того, в центре планируется проводить занятия по профессиональной ориентации и обучению первой профессии обучающихся общеобразовательных учреждений.

Конечно, обучать следует и самих педагогов. Ведь именно их уровень квалификации определяет, насколько эффективными будут все остальные вложения в отрасль – от строительства школ  до их оснащения.

По регпроекту «Учитель будущего» в республике осуществляется введение национальной системы профессионального роста педагогических работников (НСПРПР). Эта система предполагает  создать условия для непрерывного  профессионального развития, повышения квалификации на основе выявленных профессиональных дефицитов, а также выстраивания индивидуальных траекторий развития, модернизации системы аттестации руководителей и педагогических работников и др. В Бурятии планируется создать центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. К 2024 году как минимум половина учителей общеобразовательных организаций будут вовлечены в национальную систему профессионального роста.

Таким образом, сегодня образование Бурятии переживает серьезные изменения. Новые направления, новая инфраструктура, серьезные денежные вливания. Ведь задача, поставленная президентом страны, весьма амбициозна - вывести российское образование в десятку лучших в мире по качеству.

Валентин Соколов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.