За вирус ответит бизнес

К чему приведут повторные «антиковидные» блокировки в Бурятии
A- A+
Бурятия стала первым в России регионом, кто повторно остановил  малый бизнес в связи с COVID-19. С понедельника в республике закрыты все торговые центры, кафе, рестораны, бани, сауны, фитнес-клубы, бассейны, учреждения дополнительного образования. Занятия в школах будут продлены в дистанционном режиме. Малый бизнес республики получил настолько сильный удар, что многие вряд ли оправятся от него. 

Карантин не продлят

Глава Бурятии Алексей Цыденов, объясняя непопулярные меры, заверил жителей Бурятии, что уже введенные блокировки не будут растягивать на месяц и более.

- Хочу сразу подчеркнуть, что ограничения только на две недели, продления не будет, - отметил он. 

Мол, надо посидеть дома только две недели. Правда, за свой счет, денег от государства ни бизнес, ни работники, которых отправят в вынужденные отпуска, не получат (за исключением послабления в налогах). Но для и без того истощенных предпринимателей срок даже в две недели – ощутимый удар. 

Сложнее всего придется кафе и ресторанам. Как говорят их  хозяева: «ресторан  нельзя просто так взять и закрыть на полмесяца, а потом так же  запросто, с полпинка, открыть. Кстати, рестораны в Бурятии закрыли... одним днем. Вообще не предупредив никого из рестораторов. Ресторан — это сложные технологические процессы, закупленные продукты, множество заготовок, которые придется выбросить. А потом,  уже на следующей после закрытия неделе  купить заново. После чего   вызвать всех поваров на смены, чтобы успеть сделать заготовки к предполагаемому открытию, снова потратив средства. Остановить ресторан на две недели — все равно  что отключить ядерный реактор, просто обесточив его. Если уж тормозить ресторан, то сразу на пару месяцев, дав возможность его руководству  скорректировать дальнейшие планы. И предупреждать о таком шаге самих рестораторов стоит минимум за неделю. Ну  или не «тормозить» рестораны вовсе».

Также среди наиболее пострадавших - арендаторы крупных ТРЦ. Многие закредитованы, испытывают проблемы с продажами (у некоторых   выручка  с начала года и без того упала в пять раз). Нынешний локдаун может их окончательно похоронить.

- Естественно, что большинство арендодателей пойдут на скидки по арендной плате, - сообщил владелец крупного торгового центра Улан-Удэ. - Однако аренда  плюс льготы по налогам   это мизер по сравнению с исчезновением выручки. Ведь банки-кредиторы отнюдь не собираются отменять проценты за период простоя.

- Мы занимаемся оформлением свадеб и семейных торжеств, но какие сегодня банкеты, если все встало, - сетует директор улан-удэнской компании «Карнавал» Олег Пронин. 

Еще хуже ситуация у тех, кто с марта не работает из-за продолжающихся блокировок.  

- Мой бизнес завязан на организации концертов, и на эту осень мы еще весной запланировали приезд в республику Лепса, группы «Чайф», «Тодеса», уже перечислили артистам предоплату, - сетует известный в республике предприниматель Роман Абрамский. - Взяли кредиты, вложились в проекты, но всю нашу деятельность заблокировал республиканский оперативный штаб, и никаких компенсаций мы так и не получили. Итог - не работаем с марта  и задолжали крупные суммы банкам.

Закрыли не всех

Между тем  режим ЧС официально не объявлен, соответственно, карантинные меры коснутся не каждого. Так, например, крупные торговые федеральные сети, расположенные в улан-удэнских ТРЦ, продолжат свою работу. Как выяснилось, региональные власти не могут их прикрыть, поскольку предприятия, как, например, сеть магазинов «Эльдорадо», ДНС и другие, входят в федеральный список значимых организаций, значит, решение о закрытии принимается лишь на уровне правительства РФ. В результате большинство местных предпринимателей в ТРЦ с понедельника закрылись, а их соседи по торговле продолжают работать. Это вызвало серьезное возмущение малого бизнеса.

- Действительно, условия работы в ТРЦ должны быть едиными, поскольку это ограничивает конкуренцию, - считает бизнес-омбудсмен Бурятии Чингис Матхеев. - Эта дискриминация вызывает серьезное социальное напряжение, когда одним предпринимателям можно работать, а другим нельзя.

По словам уполномоченного по правам предпринимателей, нынешний локдаун заметно отличается от весеннего, когда особых возмущений не было. Возможно, весенние ограничения были связаны с пониманием  важности карантина. Сегодня у бизнеса нет веры в их эффективность. Поскольку горожане уверены, что основные источники заражения это общественный транспорт и  продуктовые супермаркеты, которые никто не закрывает. Кроме того, на этот раз значимых компенсаций уже не будет. 

Чингис Матхеев полагает, что регион «был вынужден закрыть малый бизнес на изоляцию, вопрос только в сроках - принято решение это делать в ноябре, а не в декабре - самом важном месяце для торговли и услуг».

Улан-удэнский политический эксперт Григорий Тупик считает,  что решение  остановить малый бизнес руководство региона принимало для того, чтобы сократить нагрузку на медиков.  Ведь необходимо что-то  делать с неспособностью больниц обрабатывать поток ковидных больных.

Добавим, что 16 ноября депутаты Народного Хурала обратились к главе Бурятии с письмом, в котором попросили сократить карантин с 14   до 7 дней. Однако в нынешних условиях на смягчение позиции никто не пойдет.

- 14 дней были выбраны не случайно,  это средний инкубационный период, и 30 ноября, по идее, мы должны увидеть заметное снижение заболеваемости в Бурятии, - считает Григорий Тупик.

Будут работать нелегально

При этом он признал, что «никакого значимого снижения по ковиду мы точно не увидим, поскольку население республики не будет сидеть дома. Ведь чтобы получить результаты, надо полностью запереть людей и ввести ЧС».

Игроки рынка отмечают, что часть регионального общепита в связи с блокировками перейдет на нелегальный режим. Например, кафе будут осуществлять прием заявок на проведение торжеств и проводить мероприятия в закрытом режиме. Проверяющих, способных проводить операции по выявлению нарушителей, будет явно недостаточно (полиция, например, этим не будет заниматься, у них и так работы выше крыши). 

И первые тому подтверждения уже есть. В первый же день официального запрета на работу  в Улан-Удэ продолжали функционировать многие торговые центры и магазины. Из-за чего в городе   принято решение усилить работу мобильных контролирующих групп. В понедельник на улицы города вышли сразу 15 групп, состоящих из республиканских и муниципальных чиновников, а также полицейских.

Мобильные бригады проверяют, закрыты ли объекты розничной торговли, торговые центры и предприятия общепита. Несмотря на рекомендации, многие работодатели продолжают свою деятельность, подвергая жизнь горожан опасности, сообщили в администрации Советского района города. Эту информацию в соцсетях подтверждают и сами горожане.

Между тем  многие предприниматели попали в настолько безвыходное положение, что готовы работать на свой страх и риск, лишь бы только не разориться. 

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.