Бурятия должна больше зарабатывать

Депутаты Народного Хурала обсудили варианты повышения собственных доходов республики
A- A+
В условиях пандемии, когда и бизнес, и население, и бюджет находятся в непростой финансовой ситуации, при обсуждении бюджета будущего года во главу угла встает вопрос о доходах республиканской казны. По большей части речь идет о налогах,  уплачиваемых в бюджет Бурятии. Вопрос о том, как повысить эти суммы, традиционно обсуждается каждый год. Но сегодня он актуален как никогда.

Надежда на вертолеты

На заседании рабочей группы по бюджету Народного Хурала,  состоявшемся в минувший понедельник, обсуждали как раз собственные доходы бурятской казны. В целом же задача рабочей группы – подготовить окончательный вариант проекта бюджета на 2021 и плановые 2022-2023 годы к второму чтению, то есть к декабрьской сессии Народного Хурала.

Конечно, когда мы говорим о налогах, в первую очередь речь идет о промышленности Бурятии. А когда говорим о промышленности, то подразумеваем, прежде всего, Улан-Удэнский авиазавод.

Это предприятие в будущем году, по словам замминистра промышленности республики Алексея Унгаева, покажет неплохой рост. Причина в том, что  выпустят больше вертолетов. 

- Если в текущем году ожидается реализация 67 вертолетов, то на 2021 год уже законтрактована реализация 87 машин. Это рост на 29%, - рассказывал чиновник.

В рост по налогам уйдет и Приборостроительное объединение. Правда, уплаченные суммы здесь, конечно, в разы, а то и в десятки раз меньше, чем на авиазаводе. Тем не менее предприятие понемногу идет в гору во многом благодаря переориентированию на гражданскую продукцию вместо военной.

- Если два - три года назад предприятие работало исключительно на гособоронзаказ, то сегодня уже порядка 25% это продукция гражданского назначения. В текущем году предприятие показало широкую линейку, в том числе «антиковидной» продукции, и ряд проектов получили одобрение. В частности, получит поддержку инвестпроект по производству рециркуляторов и медицинских наконечников, - рассказывал депутатам Хурала Алексей Унгаев.

По остальным предприятиям в основном отмечен рост налоговых поступлений, но небольшой. Однако большинство налогоплательщиков дают окончательный прогноз по финансам только к концу года, так что сегодняшняя картина всего лишь предварительная.

Бюджет на шести китах

Более подробную ситуацию по промышленности замминистра рассказала отвечая на вопросы депутатов. В частности, Баир Цыренов напомнил о проектах, которые правительство презентовало несколько лет назад. Это запуск производства самолета «Байкал» и вертолета ВРТ-500 на мощностях авиазавода.

- Опытный образец планируется выпустить в конце 2021 года, - рассказывал чиновник о самолете «Байкал». - Серийное производство начнется с 2023 года. Временной лаг связан с сертификацией самолета. - По ВРТ-500 тоже проект реализуется. В стадии проектирования. Сроки здесь конкретные не назывались, примерно 2022 - 2023 гг.

Интересовались депутаты и планируемым запуском производства медицинского кислорода на мощностях «Улан-Удэстальмоста». По словам Алексея Унгаева, сейчас предприятие прошло первый этап сертификации: получило лицензию в Минпроме. Теперь нужно одобрение Росздравнадзора.

- Ожидаем, что до нового года эту лицензию получим, - говорил он.

В целом же депутаты обратили внимание, что в справке от Министерства промышленности фигурируют всего шесть предприятий. Причем количество крупных производств, на которые ориентируется правительство при налоговых прогнозах, неуклонно сокращается.

- По справке, которую вы предоставляете, есть ощущение, что Минпром из-за шести предприятий существует. ЗММК вообще перестал фигурировать в этих документах. Забыли, что у нас этот завод существует, - говорил депутат Баир Цыренов. - Есть ли видение, что мы будем развивать в промышленности, помимо существующих производств?

По словам замминистра промышленности, стратегически министерство во главу угла сегодня ставит текстильную и легкую промышленность. По крайней мере в последние годы.

- Я лично курировал проект по созданию Байкальского текстильного комбината. Этот проект уже можно считать запущенным. Опытное производство уже идет. Это крашеная пряжа из тонкорунной шерсти. В этом году комбинат закупил около 50 тонн чистой шерсти. В том числе в Бурятии, в Забайкальском крае. Сейчас проводится настройка оборудования. В декабре, думаем, производство будет запущено, - пояснил он.

Плата за ресурсы

Много вопросов у депутатов вызвали налоги, поступающие из добывающей промышленности. Ведь она в общем объеме занимает немалую долю. Тем не менее по некоторым предприятиям депутаты увидели нулевые налоговые прогнозы.

- В пояснительной записке к проекту Хандархаев (министр природных ресурсов Бурятии. – Прим. ред.) пишет: наибольшее снижение поступлений ожидается по налогу на прибыль предприятий. Это обусловлено деятельностью разреза Тугнуйский, который, несмотря на рост производственных показателей по добыче угля, планирует получение убытка в сумме 4,5 млрд рублей.  По итогам текущего года уплата данного налога не запланирована, - указал депутат Игорь Бобков на странный парадокс. - Почему мы с этими предприятиями не работаем, не понуждаем их? Отправьте туда комплексную налоговую проверку, выясните, почему они не платят налог на прибыль.

Этот вопрос был адресован присутствующей на заседании Екатерине Кочетовой, занимающей пост министра экономики Бурятии. По ее словам, налоговая в курсе происходящего на предприятии. А налог на прибыль не уплачивается, поскольку разрез применяет странную схему: он выдает валютные кредиты собственной же головной организации, находящейся за пределами Бурятии, таким образом выводя из республики деньги. Конечно, такой ответ депутатов не удовлетворил.

- Они расширяются, добыча растет, производственные показатели растут. Природные ресурсы нашей республики грабятся, что ли? А мы что должны взамен получать? – вопрошал Игорь Бобков.

Тем не менее Екатерина Кочетова объясняла, что польза от предприятия все же есть.

- Там больше полутора тысяч занятых. Средняя заработная плата по третьему кварталу 2020 года была 79 тыс. рублей. Поэтому у них неплохой НДФЛ и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. – Прим. ред.).

Что касается других предприятий, то депутаты интересовались налоговыми льготами для золотодобытчиков. Точнее, их необходимостью. Особенно в нынешних условиях. Ведь из-за льгот бюджет Бурятии лишится поступлений, тогда как эти предприятия чувствуют себя довольно комфортно на фоне роста мировых цен на золото.

- Мне кажется, это совершенно неконструктивный подход. Эта отрасль сама по себе является достаточно высокомаржинальной, а мы им еще и различные налоговые льготы выдаем. Как понять эту позицию правительства? – интересовался депутат Дмитрий Дружинин.

Оказалось, все дело в республиканском законодательстве, которое дает право участникам региональных инвестпроектов на льготы, при этом не ограничивая их по виду деятельности. Депутаты договорились, что проработают вопрос о пересмотре действующих правил.

Бесконтрольный транспорт

Еще одна сфера,  вызывающая множество вопросов, это общественный транспорт, где немалые объемы финансовых средств попросту не учтены из-за отсутствия контрольно-кассовой техники.

- В общественном транспорте у нас до сих пор используется наличность. Когда мы говорим о цифровой экономике, у нас целая отрасль не учтена. Каким образом решается этот вопрос? – спрашивал депутат Алексей Багадаев.

Первой на этот вопрос депутатам отвечала Екатерина Кочетова. По ее словам, срок для установки контрольно-кассовой техники в маршрутках был этим летом. Однако из-за пандемии этот вопрос переносится.

- Конечно, вся транспортная система требует серьезного апгрейда. Сейчас  система, которая действует, на мой взгляд,  пользы никому не приносит: ни жителям, ни экономике, ни транспортникам. Нужно переходить на другую, - согласилась министр экономики.

Другой чиновник – замминистра транспорта и энергетики республики Сергей Белоколодов – рассказал, что этот вопрос изучается, однако точные сроки и конкретные направления работы назвать не смог. Кроме того, внедрение такой системы контроля потребует серьезных вложений из бюджета. Последний довод, к слову, депутаты подвергли серьезной критике.

- Когда надо различные «Глонассы» вводить бесполезные, тахографы, кучу разной дополнительной нагрузки на водителя -  мы делаем это очень быстро. А ведь это повышает содержание для транспортников, притом что никакого эффекта, кроме обогащения производителей этих «Глонассов» и тахографов, нет. А как касается дела поставить кассовый аппарат… Я не думаю, что он дороже стоит, чем тахограф или «Глонасс», - возмущался Баир Цыренов.

Впрочем, как уже было сказано, четкой позиции по этому вопросу у правительства нет.

Присмотреться к энергетикам

Продолжая разговор о крупных предприятиях, кто не платит налоги, депутаты перешли к обсуждению сферы энергетики. Такие монополисты, как  ТГК-14  и «МРСК Сибири», как правило, показывают нулевую либо символическую прибыль, тем самым поступления по налогу на прибыль от них минимальны, если вообще они есть. И это притом что их выручка исчисляется миллиардами рублей.

Впрочем, как пояснил депутатам Сергей Белоколодов, у Министерства транспорта и энергетики нет никаких рычагов воздействия на крупных монополистов, являющихся лишь филиалами крупных федеральных компаний. Однако это не повод, чтобы не пытаться воздействовать на них в части повышения налоговых платежей.

- Возьмем «Россети» (головная компания «МРСК Сибири». – Прим. ред.). Они просто свою налоговую политику переиграли и сегодня показывают, что налог на прибыль будет нулевой, - обращался депутат Михаил Степанов к Сергею Белоколодову. - А все остальные компании… Я не скажу, что та же ТГК-14 на территории Бурятии не зарабатывает денежные средства. Тоже наверняка имеет какую-то определенную прибыль. Здесь играет роль, насколько вы сможете повлиять на налоговую политику внутри предприятия, чтобы оно оставляло какую-то часть денег на территории региона – там, где  находится.

Чиновник согласился с этим и пообещал глубже изучить вопрос.

Таким образом, путей повышения собственных доходов в Бурятии немало. Однако все они требуют времени и серьезных усилий со стороны как правительства республики, так и Народного Хурала. Учитывая дефицитность бюджета республики, такие усилия будут вполне оправданны. Ведь от объема казны республики зависит в конечном счете и благосостояние ее жителей.

Валентин Соколов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.