Движение к чистому небу

В борьбе со смогом поможет природная рента
A- A+
В Бурятии завершается формирование межведомственной комиссии с целью объединения усилий для борьбы с высоким загрязнением окружающего воздуха в столице региона. О том, какие основные пути решения экологических проблем выберут участники межведомственной рабочей группы, мы побеседовали с одним из инициаторов ее создания, зампредседателя комитета по экономической политике Народного Хурала Егором Олзоевым.

- Егор Константинович, проблема смога в Улан-Удэ, что называется, назрела.  С чего будете начинать?

- Народный Хурал внес предложение правительству Бурятии о создании комиссии, которая обладала бы реальными полномочиями в улучшении ситуации с атмосферой города. В нее должны войти представители Минприроды, Минтранса, Минстроя, федеральных контролирующих органов, муниципальных, научные круги, общественники, депутаты всех уровней.

В первую очередь необходимо ускорить принятие сводного плана предельно-допустимых выбросов (ПДВ), предыдущий был принят несколько лет назад и уже устарел. Мы, конечно, примерно представляем, кто максимально загрязняет город, но необходимо уточнить конкретные точки загрязнения и объемы, чтобы по ним со всеми обоснованиями начать работать.

Основные загрязнители - ТЭЦ и котельные ТГК-14, промпредприятия, автотранспорт и частный сектор,   бесконтрольно разросшийся в последнее время. Поэтому нам необходимо разработать комплекс мер, организационных, технологических, для решения экологических проблем с качеством воздуха. Например, те же «хрущевки» и другие старые дома,   не отвечающие требованиям энергоэффективности, в перспективе должны пойти по программе реновации, о чем недавно было заявлено на уровне российского правительства.

- Имеются ли перспективы перевода энергокомплекса на трубопроводный газ?

- Думаю, мы должны быть реалистами - если газифицировать ТЭЦ и ряд котельных города еще возможно, то   чтобы протянуть коммуникации до частного сектора, необходимы колоссальные средства, которых нет и вряд ли будут. А вот что касается дотирования стоимости электроэнергии, то здесь есть перспективы снижения стоимости киловатт/часа для владельцев электрокотлов.

Конечно, в Бурятии это потребует некоторых изменений в учете электропотребления, но   коснется только   домов,   не подключенных к центральному отоплению и газу. Понятно,   часть населения будет получать фактически дотации, но основная масса жителей должны с пониманием к этому отнестись, поскольку воздух станет чище для всех. И это касается жителей многоквартирных домов - ведь мы все дышим одним и тем же. Воздух-то не разделишь. Необходимо также на государственном уровне стимулировать новые источники выработки тепла - солнечные коллекторы для горячей воды, тепловые насосы и др.

- А что вы думаете по поводу перехода на топливные брикеты?

- Пеллеты кардинально не решат проблему смога, поскольку  затратные, под них необходимо закупать дорогие котлы, и  вдобавок   при сгорании они также дают выбросы.   Применять их, наверное, нужно на квартальных котельных. Где есть системы очистки газа и   возможность контроля.

Больше перспектив я вижу в области повышения энергоэффективности домов, ведь сегодня мы тратим на обогрев одного квадратного метра площади в два-три раза больше, чем в северных европейских странах. Так, деревянные дома в Улан-Удэ в основном построены из бруса 18х18 сантиметров, тогда как в нашем климате необходимо строить из материала 28х32 сантиметра. Нужно утепляться.

Например, в Калининграде при помощи фонда содействия ЖКХ собственники утеплили здания и установили теплосчетчики, что снизило потребление на 25%. И это в городе, где зимы практически нет. У нас в Улан-Удэ мы можем достигнуть еще большей энергоэффективности и серьезно уменьшить объем сжигания угля и выбросов на мощностях ТГК-14.

Например, в Улан-Удэ управляющая компания утеплила только одну стену многоквартирного дома Гагарина, 22, и добилась уменьшения оплаты счетов за теплоэнергию почти на 10%. Было меньше израсходовано угля и, соответственно, меньше выбросов. По частному сектору утепление фасадов, крыш и полов также даст колоссальный эффект в экономии топлива, времени и резко снизит загрязнение атмосферы, а при переходе на электроотопление значительно снизит ее потребление.  Эти капитальные затраты для домовладений окупаются за считанные годы.

- Но где взять деньги?

- Люди должны иметь достойные доходы, чтобы внедрять новые технологии, и мы тут выходим на тему развития региона. Ведь пока видим отток населения из республики -  отрицательное сальдо в 2018 году составило более 4,5 тыс. человек, т.е. 45,7 тыс. уехали, 41,2 тыс. приехали. Приезжают в основном мигранты из ближнего зарубежья, так что о качественном развитии говорить, увы, не приходится. И это касается всего ДФО.

И, чтобы приостановить отток, необходимо вводить природную ренту на федеральном уровне. Большинство энергоресурсов России производится в Сибири и на Дальнем Востоке, но при этом та же Бурятия не газифицирована и воспользоваться благами не может, «Сила Сибири» проходит мимо нас в Китай. Миллиардеры становятся богаче, жители Бурятии - беднее. Одновременно задыхаются от смога. Так быть не должно.

Поэтому часть доходов от продажи энергоресурсов в виде природной ренты должна идти нам, в том числе через дотацию стоимости электроэнергии для обогрева жилищ. И тогда жители не только снова получат чистое небо, но и возможность работать, развивать свое дело, что в конечном счете отразится на экономике республики и страны в целом.

Беседовал Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.