Господдержка бизнеса морально устарела

Депутаты и правительство намерены переписать республиканское законодательство
A- A+
В последние годы льготами для бизнеса, предусмотренными в республиканском Законе «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия», воспользовались единицы предприятий. Дело в том, что закон был принят еще в 2009 году. И многие нормы, прописанные в нем, сегодня неактуальны. Поэтому на прошедшем недавно Совете Народного Хурала депутаты приняли решение полностью пересмотреть действующие нормы по господдержке бизнеса.

Желающих нет

Несмотря на то, что Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия», как выяснили депутаты Хурала, морально устарел, он все же успел принести республике серьезную пользу. А точнее, миллиарды рублей, вложенных в экономику Бурятии частным бизнесом.

На сегодня закон предусматривает семь направлений поддержки предпринимателей по инвестиционным соглашениям.

- Это льготы по налогу на прибыль, по компенсации процентов по кредитам, по государственной гарантии, инвестиционные налоговые вычеты, бюджетные инвестиции, льготная аренда республиканского имущества, передача в залог республиканского имущества, - рассказывала депутатам министр экономики республики Екатерина Кочетова.
Однако многие из этих льгот на сегодня не востребованы. Например, льготой по налогу на прибыль никто не пользовался с 2017 года. Так же  как и бюджетными инвестициями, и льготной арендой. По компенсации процентов по кредитам получателей льготы можно сосчитать на пальцах.

Самая популярная из представленных льгот это обнуление налога на имущество. Ею пользовались «Бурятмяспром», аэропорт «Байкал», разрез «Тугнуйский», «Хужир Интерпрайз», свинокомплекс «Восточно-Сибирский». Тем не менее, как уже было сказано, за десять лет действия закона благодаря этим мерам привлечены серьезные средства.

- Общий объем поддержки за десять лет существования закона – 2,5 млрд рублей. Инвестировано в экономику региона – 23 млрд рублей, произведено продукции на 149 млрд рублей, перечислено налогов 12 млрд рублей. Создано 700 рабочих мест, - пояснила министр экономики.

Впрочем, учитывая, что большинство льгот уже много лет как не востребованы, а республиканский закон сильно отстает от федерального законодательства в этой сфере, которое ушло далеко вперед, напрашивается вывод, что Хуралу и правительству Бурятии необходимо всерьез заняться переработкой этих норм.

- Закон практически исчерпал свое хорошее существование давно. В рамках того, что мы вошли в ДФО и существуют более привлекательные преференции для инвесторов, у нас возникает необходимость этот закон полностью переформатировать, - говорила Екатерина Кочетова. - Необходим пересмотр мер и критериев региональной поддержки с учетом анализа действующих институтов федеральной поддержки, оснований и механизмов ее получения. Также нам нужно актуализировать республиканский закон с учетом норм, принятых на федеральном уровне. В части стимулирования инвестиций, инфраструктурной поддержки. 

Подойти комплексно

Депутаты, в свою очередь, положительно оценили, во-первых, откровенность министра экономики и тот факт, что она прямо указывает на проблемы и минусы действующих норм. Во-вторых, согласились с предложением об изменении действующего закона. Парламентарии пришли к выводу, что нужно пересмотреть Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия» на предмет актуальности. И поменять нынешние подходы к господдержке в Бурятии.

- На сегодня в ДФО примерно 70% инвестпроектов в области недропользования. Инвесторы понимают, что у нас в Бурятии много полезных ископаемых, на это обращают внимание. Хотелось бы, чтобы эта цифра уменьшилась до 30%, а 70% составляли проекты в области сельского хозяйства, туризма, промышленного производства, - говорил председатель экономического комитета Хурала Анатолий Кушнарев. - Мы можем совестно с Минэком создать рабочую группу и внести изменения в закон. К реальности закон приблизить.

Кроме того, депутаты предложили пересмотреть вообще все ключевые законы экономического блока. Ведь, кроме поддержки инвестиционной деятельности, в республиканском законодательстве есть и другие нормы. Например, о государственно-частном партнерстве.

- Это же не один закон. Есть другие законы. Их тоже надо посмотреть. Что-то хорошее взять, что-то плохое – убрать, - говорил вице-спикер Хурала Цырен Доржиев. - Надо срочно это делать. И тогда это помогло бы сегодня развитию экономики.

В итоге было решено, что депутаты Хурала совместно с правительством республики изучат актуальность нынешнего экономического законодательства и сделают выводы о том, какие из норм нуждаются в доработке.

- Предложение на самом деле хорошее. Каждый комитет должен проанализировать законы, которые приняты, ход их реализации, – говорил председатель Народного Хурала Владимир Павлов. - Нужно заострить внимание на наиболее значимых законах, которые влияют на социально-экономическое развитие нашей республики.

Квалификация хромает

Однако инвестиционную активность бизнеса на территории республики тормозят не только устаревшие нормы. Как выяснилось на заседании Совета Народного Хурала, многие проекты не получают господдержки из-за того, что бурятские чиновники недостаточно подготовлены.

Вопрос о том, насколько эффективно работают специалисты Министерства экономики и институтов развития, прозвучал от депутата Игоря Бобкова.

- Кто-то из компетентных независимых экспертов может подтвердить эффективность предоставляемых льгот? – интересовался он.

Министр экономики пояснила, что контроль за тем, кому и как предоставляются льготы из бюджета, ведет в том числе Счетная палата Бурятии.

- Счетная палата – непосредственный участник инвестиционных соглашений, дает официальные заключения. Пусть даже это избыточное требование и дополнительные административные барьеры мы создаем. Федеральным законодательством нигде не предусмотрено, что Счетная палата на этапе рассмотрения инвестиционного соглашения дает заключения. Считаю эту норму избыточной, - заявила она.

Впрочем, присутствовавший на заседании председатель Счетной палаты Евгений Пегасов не согласился с этим заявлением.

- У меня противоположное мнение. Уровень квалификации специалистов, которые инвестиционной деятельностью занимаются в отраслевых министерствах, настолько низкий… либо они халатно относятся к своей работе. По сути, их работа сводится к комплектованию представленных инвестором документов и пересылке их по ведомствам, - говорил он.

По его словам, когда бизнес-проекты, претендующие на льготы, поступают в Счетную палату, аудиторы находят в них множество ошибок, в том числе арифметических.

- Исключив нас из этой системы, уйдет последний этап контроля. При предоставлении государственных гарантий, налоговых льгот так рисковать республике не стоит, доверяя все отраслевым специалистам, - пояснил Евгений Пегасов.

Низкую квалификацию сотрудников Министерства экономики и различных фондов, занимающихся господдержкой, признала и сама Екатерина Кочетова. По ее словам, часто проекты,  составляемые местными специалистами, не проходят экспертную оценку на федеральном уровне. Из-за чего Бурятия теряет федеральные деньги. На вопрос депутатов «что делать?» Екатерина Кочетова пояснила, что для того чтобы исправить ситуацию, во-первых, нужно повышать квалификацию специалистов министерства и Фонда регионального развития, направлять на обучающие семинары. 

Больше местных кадров

Что же касается нынешних получателей льгот, то депутаты Хурала заслушали доклады руководителей таких компаний, как АО «Хиагда»,  добывающего уран на севере республики, и ПАО «Селигдар» - золотодобывающего предприятия, которое в этом году стало участником регионального инвестиционного проекта.

В случае с ПАО «Селигдар» какие-то выводы делать рано, ведь компания только-только включилась в проект и результатов еще нет. Что касается «Хиагды», то выяснилось, что компания перечисляет в бюджет серьезные суммы, вкладывается в развитие производства. При этом, как отметили депутаты, предприятие бережно относится к экологии в местности, где происходит добыча, и обеспечивает работникам достойные условия труда.

Однако вопрос, который задавали руководителям и АО «Хиагда», и ПАО «Селигдар» - это уровень обеспеченности местными кадрами. Выяснилось, что, к примеру, в «Хиагде» трудится примерно 30% сотрудников из Бурятии. И это с учетом подрядчиков.

- Как подготовка кадров идет на местном уровне? Вы с какими-то техникумами или институтами сотрудничаете? Направляете наших ребят на обучение? – интересовался по этому поводу Цырен Доржиев.

По словам гендиректора АО «Хиагда» Андрея Гладышева, целевое обучение у них не предусмотрено. Однако компания отправляет уже работающих жителей Бурятии на обучение, в том числе в вузы.

Впрочем, по мнению депутатов, этого недостаточно, и нужно усиливать работу по привлечению и подготовке именно местных кадров.

- Вы, пожалуйста, учтите это предложение, - обращался Владимир Палов к Андрею Гладышеву. - На самом деле оно имеет место, тем более это северный район, очень сложный.

Такое же предложение прозвучало и в отношении ПАО «Селигдар», хотя там доля работающих жителей Бурятии гораздо выше.

Таким образом, нынешние нормы и правила предоставления льгот и контроля за их получателями нуждаются в серьезной переработке. Пересматривать их депутаты Народного Хурала будут уже в ближайшие месяцы совместно с правительством республики. И хочется верить, что после изменений приток инвестиций в Бурятию усилится. Ведь от этого в конечном счете зависит благосостояние всех жителей.

Станислав Сергеев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.