Сытый голодного не поймет

Рабочие ТГК-14 устроили голодовку из-за низких зарплат
A- A+
Уже несколько месяцев не утихает трудовой конфликт на ТГК-14: сначала были многочисленные обращения в госорганы, потом дело дошло до одиночных пикетов, а в декабре протестующие работники заявили в СМИ о голодовке. Выясняя подробности, редакция столкнулась с противоречивой информацией: одни говорят, что в голодовке приняло участие около 200 человек, по другой информации, голодающих не более 20, а руководство компании и вовсе до последнего опровергало информацию о голодном протесте. Правительство республики отмечает, что рычагов давления на тепловую компанию нет. В итоге ситуация накаляется, а ее решения до сих пор никто так и не придумал.

Скромные протесты

Суть протеста в том, что работники ТГК-14, недовольные условиями работы и уровнем зарплаты, требуют справедливости. Требуют, по всей видимости, уже давно. Но в публичную плоскость конфликт вышел лишь теперь.

По информации из Сети, с 21 декабря протест стал массовым: соответствующее видео  размещено в социальных сетях, где несколько работников цеха демонстрируют пустой холодильник и выключенные кухонные приборы.

В то же время активисты протестов ТГК-14 дежурят у Народного Хурала – на парковке перед зданием можно увидеть машину с плакатом на лобовом стекле: «Работники ТГК-14 вышли на голодовку». 

Впрочем, массовым этот протест не назовешь: у здания правительства замечены только два-три человека с плакатами. Протестующие объясняют, что остальные – по их словам, уже около 200 человек – проводят голодовку в цехах, не покидая рабочих мест, а потом сменяют друг друга. Основное требование работников – увеличение заработной платы, которую  якобы  не повышали много лет подряд. Да и условия работы многих не устраивают.

– Везде пишут, что у нас великолепные средства защиты рабочих плюс дымососы   работают. Чуть ли не цветочки в цехах растут, и ни пыли, ни загазованности нет, – делится протестующий Андрей Красиков.

Мы не поддерживаем

Тот факт, что голодовка не выдумка, подтвердил и председатель профсоюзной организации «Генерация Бурятии» Иван Курикалов, добавив, что проведение такого протеста он не одобряет и сотрудников отговаривал.

– Мы не поддерживаем это мероприятие, потому что  против того, чтобы работники наносили ущерб своему здоровью, а то, что она (голодовка) идет, это факт. А что работодатель  называет происходящее провокацией, это уловки и уход от ответственности, –утверждает Курикалов. – Он (работодатель) дурит население и работников. Вот написал, что на 6% проиндексировал. Наглая ложь. Работники действительно доведены до отчаяния. Их на это никто не толкал, они уже месяц об этом говорили. Но  ситуация вышла из-под контроля, мы ее, как могли, контролировали. Мы месяц смотрели, как пикеты проходят, но ни правительству, никому ничего не надо, – сказал Курикалов.

Информацию о количестве голодающих (в районе 200 человек) он опроверг. Однако, по словам председателя, зарплаты действительно не увеличивались с 2010 года. В течение нескольких лет профсоюз отправлял обращения по этому поводу в органы власти – недовольных работников много. 
Наблюдается дискриминация по оплате труда наших работников в сравнении с работниками филиалов ПАО «ТГК-14» в Забайкальском крае. Разница составляет около 40%, говорится в обращении профкома.

Курикалов обращает внимание на миллионные премиальные выплаты топ-менеджерам, а также хронический недокомплект персонала в филиале. Вакантными остаются 60 - 70 мест, в связи с тем, что люди опасаются работать в тяжелых и вредных для здоровья условиях. Проработав один месяц, люди увольняются, в связи с чем текучесть кадров превышает 15%.

–  Руководство не видит в этом риска снижения надежности теплоснабжения жителей города Улан-Удэ, для них главное – извлечение прибыли за счет своих работников, – возмущается председатель профкома.

Мирись и больше не бастуй

Подтверждает слова Курикалова и официальный ответ от Министерства транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии, датированное августом этого года. В нем говорится, во-первых, что ТГК-14 ежегодно отчитывается о значительной прибыли, что свидетельствует о наличии существенных средств в компании, как для подготовки к осеннее-зимнему периоду, так и для поощрения своих работников. Однако средства, полученные от потребителей Республики Бурятия, направляются на покрытие расходов по Забайкальскому краю, где финансовый результат за 2019 год отрицательный.

В сообщении отмечается, что повышение зарплат работников возможно за счет большой прибыли компании по итогам года и экономии операционных расходов и энергоресурсов в тарифах на тепловую энергию. Повышение зарплат можно осуществить за счет сокращения необоснованно высоких премий управленческому персоналу – они увеличены в 14 раз, а не за счет повышения тарифов для потребителей теплоснабжения.

Минэкономики республики, которое тоже получило обращение по этому поводу, занимает менее категоричную позицию. По словам председателя комитета по труду Минэка Дмитрия Тумурова, нужно решать спор в рамках закона: вначале примирительные процедуры, затем уже трудовой арбитраж. 

– Здесь, видимо, профсоюзная организация должна объяснить своим работникам, что решения коллективного трудового спора еще нет, то есть две стороны не пришли к единому мнению. Желательно, чтобы были задействованы примирительные процедуры, обе стороны нашли общий язык или процедура трудового арбитража выявила, кто прав, кто виноват, – добавляет Дмитрий Тумуров.

После того как история с голодающими рабочими получила резонанс, ТГК-14 посетила уполномоченная по правам человека Юлия Жамбалова. Она поговорила с работниками топливно-транспортного цеха. По ее словам, голодающих насчитала 24 человека. 

«Это другое…»

Что касается реакции ТГК-14, то первоначально пресс-служба компании опровергала информацию о голодовке. 23 декабря – уже на второй день голодовки – в компании сообщили, что ни о каких протестных мероприятиях речи идти не может, хотя и существует трудовой спор между работодателем и коллективом. А «масштабирование данной ситуации в СМИ и социальных сетях накануне Дня энергетика и новогодних праздников направлено не на конструктивное решение вопросов, которые систематически рассматривались всеми сторонами в течение всего года, а на обострение ситуации». 

–  Для объективной оценки будет проведено специальное служебное расследование для выявления лиц, виновных в сложившейся ситуации, – заявили в ТГК-14.

Однако  спустя несколько дней  позиция компании несколько изменилась. Так, генеральный директор ТГК-14 Алексей Лизунов на пресс-конференции 28 декабря не стал отрицать, что протесты все же имеют место. Но добавил, что никакого источника финансов для повышения зарплат сейчас нет.

 –  При разногласиях с профсоюзной организацией одним из основных требований было повышение зарплаты до уровня отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике. Предполагаемый рост  по Республике Бурятия составит 350 млн рублей дополнительных средств, чтобы увеличить фонд оплаты труда. С 2018 года мы эту тему обсуждаем: где найти источники и за счет чего можно составить график для повышения минимальной тарифной ставки. Для этого нужна основа, за счет тарифных источников этого не сделаешь, потому что нагрузка на тарифы будет существенная.

Алексей Лизунов утверждает, что вопрос станет обсуждаться эффективнее после закрытия котельных на Стеклозаводе. На сэкономленные средства появится возможность урегулировать вопрос с заработными платами, а также льготами и компенсациями. 

Он добавил, что на данный момент разрабатывается региональное отраслевое соглашение, к которому впоследствии компания будет присоединена. Ранее ТГК-14 не присоединилась к отраслевому соглашению из-за финансовых обязательств.

–  Вопрос, в котором говорится, что из Бурятии в Читу уводятся какие-то средства, это абсолютно неверно. Ситуация в Бурятии и Забайкалье существенно отличается и при тарифном регулировании, и при ведении бизнеса. В Бурятии нет перекрестного субсидирования между юридическими лицами и населением. В Забайкальском крае это присутствует. Население – по низкому тарифу, юридические лица – по высокому. В Забайкальском крае присутствует частично компенсация из бюджета. В Бурятии этого нет. Когда отдельно рассматриваешь, экономика абсолютно разная и структура тоже, – отрицал региональный перекос гендиректор ТГК-14. – Однозначно утверждать, что здесь работают прибыльно, а там – убыточно, это как минимум некорректно.

В связи с этим, по словам Лизунова, вопрос о том, что Бурятия субсидирует Забайкалье, ошибочен. По поводу премий топ-менеджеров Лизунов высказался отдельно.

– Что касается премий топ-менеджеров, я вам скажу, что эти премии не включаются в тариф и нигде не учитываются. Система премирования топ-менеджеров отличается от всего персонала. В течение года на один оклад работаем, а потом уже совет директоров по итогам года оценивает, насколько выполнен или нет ряд показателей, и производится расчет.

Рычагов нет

26 декабря ТГК-14 посетил зампред правительства Бурятии по развитию инфраструктуры Евгений Луковников. Он отметил, что «голодающих особо не видел». Как рассказал зампред, что когда удалось посетить транспортный цех, с которого началась забастовка, они встретили 6 - 7 рабочих, а поговорить удалось только с тремя рабочими, которые высказали свои требования. 

–  Этот вопрос (повышение заработных плат работников) мы давно уже рассматриваем, но он, естественно, за собой ведет увеличение тарифов для населения, а так как правительство взяло на себя задачу не увеличивать тариф, этот вопрос притормаживался и сдерживался. 

Немаловажно то, что на сегодняшний день правительство республики не сможет напрямую повлиять на ТГК-14. Тот факт, что у правительства нет особых рычагов давления, общеизвестен, и чиновники этого не скрывают. В то же время, по словам Евгения Луковникова, повлиять на ситуацию можно через присоединение к отраслевому соглашению, о котором говорилось выше. Вопрос будут отрабатывать в 2021, а если не успеют, то, возможно, в 2022 году.

К слову, спустя два дня после визита зампреда в цеха компании было объявлено, что ситуацию взял на контроль глава республики Алексей Цыденов.

Интересен тот факт, что на 28 декабря прошли очередные торги по продаже компанией РЖД акций ТГК-14, результат которых до сих пор неизвестен. Попытки продажи происходят уже несколько лет, но покупателя пока так и не нашли. Предыдущие неудачные торги прошли в марте 2020. Сейчас минимальная установленная цена – 731,7 млн рублей. При этом первые пикеты начались 20 ноября, а о продаже компании было заявлено 9 декабря.

Некоторые связывают волнения с попыткой понизить стоимость акций, но так ли это – остается неизвестным. Фактом остается то, что голодающие все-таки были, заработные платы действительно не повышались, а льготы отменили из-за недостатка средств. Что дальше – покажет время.

Эржена Мансорунова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.