26.02.2020
Жители и гости Москвы стали очевидцами первой встречи восточного Нового года

25 и 26 февраля в Государственном Кремлевском дворце впервые празднуют восточный Новый год – праздник Сагаалган. В течение двух дней (начало концертов в 19.00) перед гостями мероприятия выступают лучшие солисты и коллективы из Бурятии, мастера искусств из Калмыкии и Тывы.

Праздник в Кремле

В двух грандиозных представлениях отражена вся жанровая палитра искусства буддийских регионов России: музыкальный театр и эстрада, цирк и инструментальное народное исполнительство, этническое вокальное искусство и современная хореография. 

Театрализованное действо начинается с пролога, посвященного защитнице Учения Будды – небесной богине Балдан Лхамо. Увертюру исполняет ансамбль морин-хуристов театра песни и танца «Байкал». На сцене  знаменитые на весь мир «гуттаперчевые девочки» из Бурятской цирковой школы. После перед зрителями разворачивается великолепное зрелище, где каждая новая сцена станет отражением Учения буддизма о пяти стихиях.

В части «Стихия воды» представлен фрагмент из спектакля «Красавица Ангара» - единственного в стране национального балета, удостоенного Государственной премии РСФСР имени М. Глинки. 

Артисты театра песни и танца «Байкал» в «Стихии дерева» погружают зрителей в мир таинственных тотемов: Хун-шубуун — праматери Лебеди, Буха-ноена — Быка прародителя, Буртэ-шоно — Синего волка. 

Пламенность восточного темперамента передает хореографическая композиция «Стихия огня»: горловое пение, танец «Борцы» и акробатическая сюита «Лучники» в исполнении народного артиста Бурятии Балданцэрэна Баттувшина, театра современного танца «Угол Зрения» (Улан-Удэ), музыкального коллектива «Чиргилчин» (Тува) и других артистов.

Калейдоскоп разнохарактерных танцев, плясовых, шуточных песен и старинных обрядов в части «Стихия земли» объединяет представителей многонациональной культуры Бурятии и исполнителей из регионов: государственный академический ансамбль песни и танца Калмыкии «Тюльпан», Бурятию представят театр народной музыки и танца «Забава», народный семейский ансамбль «Судьбинушка» и другие.  

Высокие гости

Символ 2020 года по восточному календарю - белая металлическая Мышь, поэтому финал шоу проходит под знаком стихии металла. Шедевры мировой классики, произведения бурятских композиторов звучат в исполнении солистов Бурятского театра оперы и балета и популярных артистов бурятской эстрады.

В эти же дни зрители могут получить в Кремле консультации специалистов единственного в России Центра восточной медицины, который оказывает услуги, основанные на интеграции знаний современной и традиционной медицины, а также   астрологический прогноз у буддийских лам-зурхайчи. 

На праздник в Кремль приглашены официальные лица: заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, министр транспорта РФ Евгений Дитрих, мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Виталий Сучков, глава Республики Бурятия Алексей Цыденов, глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол, глава Республики Калмыкии Бату Хасиков, губернаторы регионов СФО и ДФО и др.

В пяти стихиях

По словам режиссера постановки Леонида Ситова, для буддистов празднование в Кремле приобретает большую значимость.

– Годом Мыши открывается новый 12-летний цикл, новая эра. Именно поэтому мы решили придать особое значение пяти стихиям,   считающимся в буддизме основой мироздания. На впечатляющей по масштабам сцене Кремлевского дворца зрители увидят метафорическое изображение воды, дерева, огня, земли и металла, а концертная программа будет отражаться в соответствующих им пяти тематических блоках, – отмечает режиссер постановки.

Новогодние торжества проходят в семьях, а в буддийских монастырях, дацанах, совершаются праздничные молебны. Сагаалган – это целый комплекс сакральных ритуалов, несущих очищение и обновление. Готовиться к празднику начинают заранее: убирают дом, избавляются от старых вещей; очищают тело и мысли, возвращают материальные и «моральные» долги.

Первый день  Белого месяца  принято встречать в семейном кругу за богатым столом, главным украшением которого является «белая пища»: сливки, творог, саламат, сладкие молочные пенки. Славится бурятское застолье и мясными блюдами: ароматным бухлером, супом с домашней лапшой и, конечно же, сочными буузами. В течение целого месяца в буддийских дацанах идут молебны и обряды; родственники и друзья ходят в гости, общаются и дарят друг другу подарки.

Место встречи

Жемчужиной мероприятия можно смело назвать выставку бурятских художников, организованную национальным музеем Бурятии в Кремлевском дворце.

Уникальный проект представляет Бурятию как место мистической силы  и демонстрирует наиболее яркие стороны культуры республики в контексте сохранения исторической памяти, религиозных традиций и символов буддизма  и их осмысления в современном искусстве.

Концепция выставки отражает актуальную сегодня идею сохранения многовековой дружбы народов, населяющих солнечную республику.

Всего в выставке принимают участие 19 бурятских художников, среди которых признанные мастера: скульптор Даши Намдаков, живописец Зорикто Доржиев, ювелир Жигжит Баясхаланов и другие.

- Для меня большая честь принять участие в праздновании Сагаалгана-2020. Где бы мы ни жили, где бы ни работали, в эти дни всегда мысленно возвращаемся на родную землю и вместе со своим народом встречаем Новый год, желая всем процветания и благополучия. Я рад, что на выставке в Кремле будут показаны и мои произведения как скромный вклад в общее дело развития бурятской культуры, - отметил в преддверии мероприятия Даши Намдаков.

Творчество Даши Намдакова — новое явление в мировом изобразительном искусстве третьего тысячелетия. Оно вобрало в себя культурные традиции Восточной Азии, прежде всего, Бурятии и Монголии. Феномен художника состоит в том, что, сохраняя национальные традиции, он работает в авангардистском стиле. Намдаков использует приемы формообразования, символы и сюжеты буддизма, которые часто совмещаются в его творчестве с народной мифологией, историческими экскурсами, эпическими обобщениями. В авторском стиле художника также прослеживаются черты скифо-сарматского стиля, традиции металлообработки тюрков-кочевников и монгольской храмовой пластики эпохи ламаизма. Даши Намдаков часто моделирует образы-символы, наделенные магией хранителей, защитников домашнего очага, обитателей неведомых мифических миров, ориентируясь на память предков-шаманистов.

Переплетение культур

Лейтмотив творчества другого всемирно известного художника Зорикто Доржиева — осмысление темы Великой степи и образа ее главного героя - Кочевника. В творческом методе художника переплелись традиции академической школы и культурное наследие кочевых народов Бурятии. Произведениям Доржиева свойственны характерные признаки культур Центральной и Восточной Азии: закрытость и погруженность в себя, пластическая аскетичность, лапидарность форм.

На выставке представлена скульптура Доржиева из серии «Новая степь», созданная им специально для 58-го выставочного проекта Венецианской биеннале, а также живописные работы разных периодов творчества. Основная идея серии — миграция. Художник переосмысливает непрерывный круговорот человеческих масс, мыслей, культур, их взаимовлияние. Двигателем миграции выступает Кочевник, или Всадник как эмиссар мировых культурных процессов. В образе Всадника — калейдоскоп архаики и современности, силуэтные решения и почти абстрактные пятна.

Творчество ювелира Жигжита Баясхаланова демонстрирует глубокую связь с родным краем, которая претворяется в удивительные по форме и композиции изделия, воспевающие воинскую доблесть, духовность и красоту. На выставке будут показаны уникальные изделия бурятского мастера: искусно выполненные в традициях древнего военного искусства ножи и луки, анималистические скульптуры, олицетворяющие жизнь и быт кочевников-скотоводов.

Среди произведений бурятских художников, представленных на выставке, выделяются также работы Виктора Эрдынеева, Надежды Супониной, Чингиза Шенхорова.

Представленные работы современных бурятских художников подтверждают мысль о том, что в основе бурятского изобразительного искусства лежат архетипические образы, испокон веков сопровождавшие человека, и ставшие источниками мифологии и религии. Экспозиция произведений бурятских авторов отражает историю Бурятии, культура и искусство которой тесно переплетены с традициями соседних стран и народов.

Станислав Сергеев, «Номер один».
^