04.03.2020
«Байкальская миля» превратилась из гонок в фестиваль

Настоящим большим праздником не только для автолюбителей, но и всех, кому нравится необычная техника, стала «Байкальская миля-2020». Международный фестиваль собрал гонщиков из пяти стран, а зрители увидели целую галерею авточудес – от «Бентли» на гусеницах до мотоцикла на лыжах 

Парад техники и очумелых ручек

В воздухе - звуки рок-н-ролла, в небе - солнце и воздушный шар, вокруг  - самая разнообразная колесная техника, которая не должна была вообще оказаться бок о бок,   тем более на льду Байкала. Шины ощетинились болтами, пилоты раздобыли такую экипировку, в которой ненадолго можно и в открытый космос.

Тут реально как в музее под открытым небом, только еще все экспонаты действующие и их можно пощупать. Чего только не придумает воспаленный мозг инженера любителя.

От суперкара «Победа» до уницикла на реактивной тяге и от мохнатого мотоцикла BMW до метанольного байка на двух моторах. А еще очень впечатлила буханка на базе Toyota Prado, на которой группа иностранцев уже преодолела больше 1000 километров по льду Байкала и планируют поставить рекорд для Книги Гиннесса.

На льду озера чудо-агрегаты соревновались не только со временем. Организаторы придумали несколько оригинальных парных заездов - моторизованный велосипед вышел против конькобежца, а снегоход почти обогнал вертолет. Кстати, это был среднемагистральный двухтурбинный вертолет Ми-171А2. Винтокрылая машина установила российский рекорд скорости на одной миле - 268,7 км/час на минимальной высоте в 20 метров. 

Даже если все участники и рекорды проходят по категории «из ряда вон», кое-что выбивается даже из этого фона. Например,  из поднятого облака снега на горизонте появляется знакомый силуэт. Это знаменитый «Бентли» на гусеницах от блогера Академика. Его приезд наделал шума – более 4 млн подписчиков в ютьюбе следят за его приключениями, есть среди них и жители Бурятии. 26 февраля в Улан-Удэ автоблогер встретился с подписчиками. На авторынке он купил «Жигули» за 50 тыс. рублей и отправился вместе с командой на Байкал. «Бентли» на гусеницах,  получивший название «ультратанк», стал центром внимания на фестивале. 

- Мы забрались в самый центр «Байкальской мили». Сейчас люди будут драться в очереди, чтобы нас поснимать. Понастроили всякую дичь, а тут «Бентли» на гусеницах, - рассказывает в соцсетях автоблогер.

В итоге ультратанк разогнался на льду с максимальной скоростью 125 км/час и попал  в Книгу рекордов России. 

- Мы честно думали, что 1,6 километра   будет мало, но этого хватило. На следующий год надо возвращаться с мощностью сил в 600 и идти на 150 км/час, - поделился автоблогер.  

Чудо-женщина на байке

Представлять «Байкальскую милю» собранием суровых мужиков в погоне за странными рекордами будет не совсем верно. Дамы здесь давали прикурить иным пилотам-мужчинам. Новая звезда Дакара, чемпионка мира по ралли-рейдам Анастасия Нифонтонова выступила на электрическом мотоцикле MIG V, спроектированном студенческой командой из Московского политеха. Вторым аппаратом после «электрички» стал метаноловый кастомный двухмоторник Jawa 500.

- Первый раз выезжать на нем было очень страшно. Весь трясется, шумит, гремит, под левой ногой с бешеной скоростью крутится корзина сцепления без намека на защиту, а справа в ногу изрыгаются выхлопные газы с характерным спидвейным запахом. Шипы на колесе тоже с отсылкой к истокам и только на левую сторону (это пугало больше всего, но обошлось). Однако  каково было мое удивление, когда это чудо с набором скорости становилось все стабильней и стабильней. Со второго заезда мы начали понимать друг друга и к заключительным попыткам этого дня уже уверенно мчались по прямой, - рассказала именитая гонщица.  

Из-за капризов техники рекорды скорости побить не удалось. Кроме Нифонтовой из профи,  прилетевших на Байкал, можно отметить Алексея Васильева. Он прибыл на озеро со своей прокачанной «Волгой» с ралли в Монте-Карло, где вошел в пятерку лучших. 

- Прежде всего, это очень красивый автомобиль из очень красивой эпохи. И меня давно уже будоражила идея сделать его быстрым. Прелесть «Волги» еще и в том, что Горьковский автозавод и его смежники за десятилетия выпуска «волговско-уазовской» группы деталей довели, наконец, агрегаты и узлы до такого уровня надежности, что их можно брать в спорт буквально из магазина и строить нормальный автомобиль. Подвеска – неубиваемая, запас прочности шасси – неисчерпаемый, коробка передач, сцепление, главная передача – все уже пересчитано на большую мощность современных двигателей «ГАЗелей».

По словам гонщика, в условиях Сибири «Волга» не просто конкурентоспособна – на снегу она выигрывает даже у спорткаров  «за счет клиренса и ходов подвески». «Спорткары, такие как Alpine и Stratos, чем они серьезней, тем это заметней выражено, подходят к снегу с асфальтовыми настройками. То ли команды не могут их перенастроить, то ли по-другому они не могут ездить. Жесткая низкоклиренсовая машина превращается в горах в сноуборд, в совершенно беспомощную доску. И вот там мы на них накатывали и делали с ними все, что хотели. «Волга» легко идет и в колее, и из колеи, и по целине. Причем на снег и лед у нас были обыкновенные, «нивовские» шиповки «Кама» – дешево и сердито».

Гонки без грязи

Фестиваль проводится во второй раз. Однако самым частым вопросом осталась экология. Столько агрегатов на льду озера вызвали вопросы у местных жителей. Организаторы заверили, что  после фестиваля «Байкальская миля» на месте его проведения остались только ледяные буквы с названием праздника. Других признаков того, что несколько дней назад здесь прошло большое международное шоу, не выявлено. 

По всему периметру площадки администрация Баргузинского района разместила мусорные баки, турбаза «Кумуткан» установила урны для мелкого мусора. А дирекция «ОЭЗ «Байкальская гавань» предоставила биотуалеты, установленные в месте проведения фестиваля, канализационные отходы выкачивались вакуумкой.

Напомним, все транспортные средства участников «Байкальской мили» были оснащены маслоприемниками, мотоциклы и болиды заправлялись экологически чистым топливом - спиртом либо 109-м бензином. Таким образом, фестиваль не принес вреда экологии, зато может стать хорошим способом продвижения Бурятии на российском и мировом уровне как привлекательный для туристов регион. Доказательством этому стало включение фестиваля в топ-5 лучших тематических путешествий на выходные дни середины марта. 

Андрей Шевченко, «Номер один».
^