Гастарбайтеров возвращают на стройки

Жители Бурятии не смогли заменить иностранных рабочих
A- A+
Как рассказывал недавно на сессии Народного Хурала глава Бурятии Алексей Цыденов, в республике предпринимают усилия по решению вопроса по привлечению иностранной рабочей силы.

Чартеры для мигрантов 

Бурятии остро не хватает рабочих рук. Власти осознали, что без иностранных строителей под угрозой окажется выполнение планов по строительству школ, детсадов и прочих объектов.  Проблема настолько велика, что пришлось даже организовать чартерные рейсы для завоза мигрантов. Насколько известно, в советское время Бурятия не имела какого-то значимого авиасообщения с союзными республиками из Средней Азии. Но времена изменились. 

В конце весны-2021 республиканское правительство распространило новость, что с 1 июня аэропорт «Байкал» начнет принимать авиарейсы из Узбекистана. Говорилось и про планы принимать «борты» из Таджикистана. 

В условиях пандемии коронавируса международные пассажирские авиаперевозки между РФ и иностранными государствами ограничены. Однако оперативный штаб по предупреждению завоза и распространения новой инфекции на территории России согласовал среднеазиатские рейсы. 

Жители Средней Азии прилетают прямыми чартерными рейсами. Первый рейс  выполнен 1 июня. 

 Из Узбекистана за все время был один заказной чартер. Из Таджикистана летали с частотой два раза в неделю. В настоящее время остался только один рейс по субботам из города Худжанта ( Таджикистан),  рассказали в министерстве по развитию транспорта.

Когда запускали чартерную программу, предполагалось, что она будет действовать в течение июня и июля.  Всего с начала полетов прибыли 1619 пассажиров. Планируется обслужить 14 рейсов,  сообщили нашему изданию в улан-удэнском международном аэропорту «Байкал». Чартеры  организованы авиакомпанией S7 на самолете «А320» от Airbus на 170 мест.

В аэропорту не смогли пояснить, с какими целями пассажиры из Узбекистана и Таджикистана прибывали в Улан-Удэ, как и то, когда те намерены возвращаться назад. В министерстве транспорта  Бурятии сообщили, что информации о продлении полетной программы пока нет.

Напомним, традиционно основными международными авианаправлениями в Бурятии являются Корея, Китай и Монголия. Граждане же Средней Азии прибывают в безвизовом порядке, так как их страны входят в СНГ.  Они могут по закону находиться на территории России без вида на жительство 90 дней в году. Как наши туристы - имея долгосрочную шенгенскую визу, они получают право жить в Европе 90 дней.

То есть де-юре они не мигранты, а люди, получающие временные разрешения на пребывание на территории Российской Федерации. Туристы. Думаем,  все понимают, что если среди прилетающих из Средней Азии и есть настоящие туристы или бизнесмены, то их доля мизерна. Костяк же – это люди, которые будут гастарбайтерами в теплый сезон года.
Для того чтобы работать официально, они должны получить патент на работу. Встает вопрос, кто и как будет следить за процессом получения патентов, ведь это довольно трудно контролировать. На практике большая часть этих «туристов» в основном работает в «сером» секторе. 

Визовые гастарбайтеры

Но не надо забывать, что у РФ безвизовый режим существует не со всеми государствами. Поэтому в сфере иностранной рабочей силы для Бурятии есть специальная квота, в рамках которых гастарбайтеры прибывают по визам. Это еще один источник притока рабочей силы, чаще всего китайцев.

В декабре прошлого года минтруда и соцзащиты России выпустило приказ о распределении квот на 2021 год по иностранцам, прибывающим на основании визы в целях осуществления трудовой деятельности. Документ весьма обширный и подробный, с несколькими приложениями. 

Например, одно из них установило для республики даже разбивку по профессионально квалификационным группам. В целом речь идет о возможности привлечь 691 гастарбайтера из «визовых» стран. 

Среди них можно взять на работу одного специалиста в области естественных и инженерных наук, а также трех работников в категории «руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений».

Разрешено привлечь 11 заграничных «визовых» рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Но абсолютное большинство (607 мест из квоты в 691) приходится на категорию «рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах».

Однако бурятская квота, не дотянувшая даже до тысячи, не идет ни в какое сравнение с аналогичной квотой Забайкальского края – 3466.

У наших соседей самая большая группа – это тоже рабочие для горных, горно-капитальных и строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ (1608 мест). Хотя солидные цифры установлены также по операторам, аппаратчикам и машинистам промышленных установок (318), водителям и машинистам подвижного оборудования (283).

Откуда такая огромная разница, непонятно. Ясно, что Забкрай ближе к КНР. Но не настолько же. Либо же там просто больше строек даже в условиях коронавируса? 

Идея «фикс» не прошла

При прежнем главе Бурятии Вячеславе  Наговицыне правительство республики неожиданно провозгласило, что  берет курс на замещение иностранной «квотной» рабочей силы на местных жителей. Дескать, у нас есть свои безработные, надо привлекать на стройки их. Бурятия была, пожалуй, единственным регионом в стране,   пытавшимся  ограничить импорт рабочей силы.

Высокопоставленные бурятские чиновники обещали, что сведут к нулю привлечение «квотированных» гастарбайтеров. И однажды республиканская комиссия по миграционной политике приняла решение отказаться от квот на очередной год. Это вызвало неоднозначную реакцию.
 
«Александр Чепик (зампред правительства, курировавший тогда экономический блок. – Прим. ред.) «зарубил» всех китайцев. Все краны будут стоять. Строиться ничего не будет. Сейчас мы на последнем издыхании, на пределе своих возможностей», - говорил тогда недовольный руководитель одной из местных строительных компаний.

Примерно тогда же стали выявлять случаи, когда на стройке в республике трудятся иностранцы,  приехав в страну по квоте для другого субъекта Федерации, где власти не проводили целенаправленную политику по отказу от квот. В результате разных закулисных договоренностей этих рабочих пытались перевозить в Бурятию. Когда контролирующие органы выявляли такое, в ход шли штрафы.

На сегодняшний день «война» республиканских властей против квот на «визовых» гастарбайтеров, судя по всему, завершилась.

Петр Санжиев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.