03.03.2021
В новом спектакле артистам Русдрама пришлось танцевать, летать и даже выполнять цирковые трюки

В театре им. Н. Бестужева в выходные прошла премьера спектакля «Добывайки» по мотивам сказочной повести Мэри Нортон. Режиссеры Сергей Левицкий и Игорь Григурко вновь представили масштабный и зрелищный спектакль для семейного просмотра. После оглушительного успеха «Сказки странствий» они обратились к сказочной повести британской писательницы Мэри Нортон о крошечных существах.

История о добывайках, написанная в середине 20 века, не раз привлекала внимание кинематографистов и мультипликаторов. В 90-х был знаменитый фильм «Воришки» с участием Хью Лори, Джона Гудмена и юного Тома Фелтона, известного по саге о Гарри Поттере. Он, кстати, был номинирован на звание «Лучшего фильма Великобритании» по версии BAFTA. Мегапопулярный мультипликатор Хаяо Миядзаки написал сценарий для полнометражного аниме-фильма «Ариэтти из страны лилипутов». Но перенести на сцену историю о добывайках – это большой вызов. Однако авторам спектакля удалось это сделать и создать на сцене визуально красивый спектакль, поражающий воображение размахом декораций, трюками и спецэффектами.

Кто такие добывайки?

В самом обычном доме живут не особо приветливая старушка Софи и мальчик Тони, у которого нет ни родителей, ни друзей. Но они даже не догадываются, что под полом их жилища обитают крошечные человечки,  «заимствующие» у них разные вещи: скрепки, булавки, пробки – и используют их по своему назначению. Так, игральные кости служат для них столом и стульями, карты – стенами, а самая маленькая конфета может стать недельным лакомством.

По сюжету, девочка-добывайка Ариэтти мечтает хоть одним глазком увидеть, как живут большие люди. Но мама и папа против - ведь там полно угроз. Даже в собственном доме они не чувствуют себя в безопасности, когда старушка Софи включает пылесос. И во время уборки взлетают вверх, словно по мановению волшебной палочки. Этот трюк – первый в череде интересных сценических решений этого спектакля.

И вот однажды Ариэтти наконец-то разрешили выйти из укрытия. Однако в этот день все идет не по плану. Сначала их с папой замечает старушка Софи, затем она знакомится с мальчиком Тони, а дальше и вовсе узнает, что ее родителей похитил злой директор цирка. Теперь маленькой героине предстоит вступить в неравное противостояние с этим огромным и незнакомым ей миром, спасти маму и папу и дать свободу всем добывайкам на свете. И, конечно, встретить любовь.

Постановочная команда театра создала гигантские бутафорские предметы: «руки» и «ноги» «больших» людей, фрукты, стакан, игральные карты и кости, которыми управляют артисты театра, и даже настоящий корабль. На их фоне и работают актеры-добывайки, которые среди таких декораций действительно выглядят маленькими человечками.

Эти «предметы» на сцене «двигаются», «хватают» добываек. Эффект с опущенным «стаканом» -  когда одновременно на большом экране транслируется, как мальчик Тони ловит Ариэтти, а в это время на сцене огромный «стакан» накрывает актрису - создает полное ощущение, что рядом с маленьким человечком находится мальчик-великан.

– Когда впервые вышли на сцену и увидели все эти гигантские предметы, то было полное ощущение, что ты такой маленький-маленький. Когда увидел вживую эти «ноги», «руки», «яблоки», то был просто заворожен - настоящее волшебство, – рассказывает артист Дмитрий Тарбеев, исполнивший роль друга Ариэтти Спиллера.

Музыкальное сопровождение стоит особо отметить, ведь часть треков в спектакле записана без единого музыкального инструмента. Специально для «Добываек» заместитель заведующего музыкальной частью Вячеслав Буланов создал аранжировку для вокальных голосов, а артисты с хормейстером Людмилой Швецовой исполнили а капелла.

Трюки и акробатические номера

Этот спектакль – особенный в репертуаре Русского драмтеатра, здесь артисты и танцуют, и «плавают», и «летают». Некоторое оборудование было использовано впервые в практике театра. Так, для одной из сцен  приобретена универсальная гимнастическая лонжа (сальтовый пояс), и драматическим артистам Елизавете Михайловой (Ариэтти) и Дмитрию Тарбееву (Спиллер) необходимо было освоить ее в короткие сроки.

– Для меня самым сложным являлось освоить лонжу, потому что стропы мы пробовали еще на «Сказке странствий», – продолжает Дмитрий Тарбеев. – А к лонже «вестибулярка» долго привыкала. Когда висишь, выполняешь трюки, то не чувствуешь особых проблем, а когда опускаешься вниз, то начинает «плохеть». А я еще и высоты боюсь, пришлось перебарывать свой страх.

Видя цирковое представление, когда маленькие добывайки выступают перед зрителями, забываешь, что перед тобой артисты драмы, а вовсе не гимнасты или циркачи. Это вторая работа Сергея Левицкого с режиссером по пластике Игорем Григурко, основателем некогда знаменитого в Бурятии театра «ЧелоВек». Полное ощущение, что ты смотришь  его выдающиеся спектакли  наподобие «Анаморфоз шута»  – та же потрясающая пластика, блестящая музыка, завораживающая игра света.

«Добывайки» – визуально красивый и стильный спектакль, и не первый, в котором Сергей Левицкий и режиссер, и художник, и художник по костюмам. Чувствуется, как от работы к работе за эти годы он растет в художественном плане. О чем свидетельствуют и номинации, в которых худрук театра выдвинут на «Золотую маску»: «Лучший режиссер» и «Лучший художник».

Вместе с ним растут и артисты. Каждым спектаклем он словно решает какую-то задачу, позволяющую раскрыть грани их таланта и возможностей, о которых, может быть, они и сами не подозревали. Помимо творческих задач для труппы, этим спектаклем он меняет формат детских спектаклей и отношение к ним публики.

– Всегда считалось, что в детские спектакли не нужно особо вкладываться, что ребенок – неприхотливый зритель, ему можно рассказать историю на рисованном заднике. Мы предлагаем новый формат детских сказок и создаем яркие, зрелищные, эффектные спектакли для широкой семейной аудитории, и они будут одинаково интересны и взрослым, и детям. Это дорогие и масштабные постановки с различными трюками и спецэффектами, – рассказывает Сергей Левицкий.

– В России спектаклей, подобных «Добывайкам»,  единицы, – говорит Игорь Григурко. – В Улан-Удэ ничего похожего точно нет. Это большая редкость в драматическом театре, чтобы актеры сами работали и на стропах, и с лонжей. Сергей Левицкий ставит перед труппой все более сложные задачи, каждый раз открывая  своих артистов с новой стороны и вновь удивляя зрителей.

«Добывайки» - тот спектакль, который стоит смотреть всей семьей. Это настоящее событие для культурной жизни города.

Варвара Успенская, «Номер один». 
^