«Мы дойдем до Европейского суда»

Суды Бурятии в разы снизили размер компенсаций Илье Хунхинову
A- A+
Девять лет Илья Хунхинов вынужден был прятаться от полиции, все это время находился в розыске за убийство, которое не совершал. Когда, наконец, с помощью детектива удалось доказать его невиновность и найти настоящего преступника, Илья обратился в суд. Он потребовал, чтобы государственные органы,  годами допускавшие его незаконное уголовное преследование, ответили рублем за каждый день и год потерянного им времени. Но, как говорится, сытый голодного не разумеет – суды в десятки раз снизили Хунхинову размер компенсаций.

Человек без имени

Мы продолжаем следить за делом Ильи Хунхинова,  в 2012 году попавшего под каток бездушной системы. Правоохранительные органы заподозрили его в убийстве 26-летнего сотрудника МЧС у магазина «Спутник» в Улан-Удэ. Несмотря на то, что у Ильи имелось  алиби, а очевидцы утверждали, что это не он стрелял, парня задержали. Нужные показания оперативникам добыть не удалось. Но у парня оказались отбиты почки, медики диагностировали  закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. Кстати, он до сих пор лечится от последствий той «беседы» в отделе. Илья обращался тогда, в 2012 году, во все инстанции, написал заявление на пытавших его полицейских, но ему никто не поверил.  

Когда все законные способы защититься оказались безуспешны, а натиск по стороны правоохранительной системы усилился, невиновный молодой человек вынужден был спасаться бегством.  

Почти девять лет Илья провел в бегах – в другом регионе, вдали от родного дома, родителей и невесты. Все эти девять лет, пока значился в розыске, Илья Хунхинов был человеком без имени, не мог обратиться за медицинской помощью, сесть за руль, жениться и завести детей. У него не было возможности иметь свой дом, официально трудиться и нарабатывать стаж, он не успел окончить университет, а его бизнес за годы скитаний прогорел. Илья не смог приехать на похороны отца, бабушки и дедушек…. Многого он был лишен, но лишился бы большего, останься -в 2012 году в Улан-Удэ. Тогда парня наверняка бы посадили в колонию на эти же девять лет. 

В конце прошлого года мама Ильи обратилась за помощью к частному детективу. Изучив дело, сыщик сумел вычислить настоящего убийцу и передал информацию в правоохранительные органы. Того парня, что стрелял, задержали. Он дал признательные показания и показал, куда выбросил пистолет. За девять лет с момента преступления тот  успел жениться, родить детей, получить образование и открыть свое дело. 

2 марта 2021 года розыск Ильи Хунхинова и его уголовное преследование  прекратили по реабилитирующему основанию в связи с непричастностью к совершению преступления спустя 8 лет 8 месяцев и 20 дней после возбуждения уголовного дела.

В апреле Илья  смог без боязни приехать в Улан-Удэ и обнять мать. Молодой человек уехал из дома, когда ему было 28 лет, а вернулся  в 37 лет. Передать словами то, что испытала мама, обивавшая пороги силовых ведомств в поисках справедливости все эти годы, невозможно. Наконец ее сердце за сына успокоилось.  

- Когда я увидела Илью, меня переполнили чувства и эмоции, слезы радости лились рекой, - делится мама молодого человека. - Я не могла поверить, что сын рядом. Сколько мы бились за него,  добивались справедливости! Бывало,  теряла надежду, опускала руки, теперь все это позади. Когда этот кошмар закончился, он смог по своим документам  прилететь домой, и для меня это самая большая радость. Я смогла обнять его после стольких лет. С момента нашего расставания Илья сильно похудел, но не изменился внутренне. Если честно, мы до сих пор не можем с ним наговориться – так долго не общались. Мы встретились с родными, съездили на кладбище к отцу, бабушке, дедушкам, которые так и не дождались возвращения Ильи. Сын теперь   счастлив, он почувствовал себя человеком, вновь обрел свое потерянное имя.

«Следствие велось неэффективно

Близкие люди посоветовали Илье не оставлять безнаказанными действия со стороны правоохранительных органов. Адвокат семьи обратилась с заявлениями к председателю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, прокурору РФ Игорю Краснову с просьбой провести процессуальную проверку и привлечь к дисциплинарной и уголовной ответственности виновных лиц. Прокуратура провела проверку и установила факт неэффективности расследования и несвоевременного принятия решений в отношении подозреваемого Хунхинова. 

Илья обратился в суд с иском о присуждении компенсации за нарушение права на уголовное судопроизводство в разумный срок. Молодой человек оценил сумму компенсации в 721 тысячу 613 рублей. Он указал, что длительность уголовного судопроизводства в отношении него превысила разумные сроки. Причиной этого, по мнению истца, стала недостаточная, неэффективная работа следствия. Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что следствие действительно велось неэффективно. 

Так, постановление о прекращении уголовного преследования в связи с непричастностью Хунхинова к совершению преступления, вынесенное спустя более восьми лет с момента объявления его в розыск, основывалось на показаниях нескольких свидетелей. Один из них, будучи допрошенным 15 июля 2014 года, прямо указывал на непричастность Хунхинова к преступлению. Остальные свидетели, которых допрашивали еще в 2012 году, на Илью как на убийцу никогда не указывали.

«Фактически постановление о прекращении уголовного преследования в отношении Хунхинова основывается на доказательствах, добытых еще в 2012 году. Соответственно, при том же объеме доказательств орган следствия не имел препятствий сделать выводы о виновности последнего в 2012 году либо после возобновления дела в 2014 году и получения результатов допроса свидетеля «Б.Н». Нахождение Хунхинова в розыске не препятствовало проведению исчерпывающих следственных действий по уголовному делу, направленных на установление объективной истины», - пришел к выводу суд.

По мнению суда, о неэффективности следственных действий свидетельствует и постановление о возобновлении предварительного следствия от 8 сентября 2018 года. «Проведение допросов двух свидетелей по делу, направление одного поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий в течение 2 месяцев и 24 дней не отвечало критериям достаточности, эффективности и полноты расследования преступлений. В результате 2 декабря 2018 года предварительное следствие по делу было вновь приостановлено в связи с розыском подозреваемого Хунхинова… Увеличению срока досудебного производства по уголовному делу также способствовала неоднократная передача уголовного дела от одного следователя к другому (семь раз)… Продолжительность уголовного преследования Хунхинова в течение 8 лет 8 месяцев и 10 дней в отсутствие действенных мер по установлению обстоятельств произошедшего не может быть оправдана фактической и правовой сложностью расследования дела, поскольку уголовное дело возбуждено по факту убийства одного лица, по делу имелись свидетели преступления. При этом длительность досудебного производства не может быть оправдана действиями подозреваемого Хунхинова, скрывшегося от следствия, поскольку его отсутствие хотя и затрудняло проведение следственных действий, однако не исключало их полностью», - перечислил недостатки работы следствия судья.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что право Хунхинова на осуществление уголовного судопроизводства в разумный срок нарушено, поэтому имеются фактические основания для присуждения в его пользу компенсации. При этом суд посчитал, что требуемая им сумма в 721 тыс. рублей «является чрезмерной», и определил  размер компенсации в 70 тыс. рублей. Деньги будут взысканы с Министерства финансов России.

3 178 дней страданий

Илья Хунхинов в рамках права на реабилитацию обратился в суд с иском о компенсации морального вреда, причиненного годами незаконного уголовного преследования. Беспомощность от невозможности доказать свою вину, страх, отчаяние, обида из-за несправедливости, потеря только-только организованного бизнеса – это лишь часть моральных страданий, которые испытал Илья. 

Исследовав практику взыскания подобного рода компенсаций в нашей стране и в Европейском суде по правам человека, адвокат Ильи посчитал, что справедливой и достойной компенсационной суммой за испытанные парнем страдания в течение 3178 дней незаконного уголовного преследования является денежная сумма в размере 3 000 рублей в день, а всего 9 534 000 рублей. 

- В 2018 году Верховный суд РФ удовлетворил иск россиянина, который три года провел в СИЗО по подозрению в тяжком преступлении, был оправдан и получил право на реабилитацию. Мужчина обратился в суд с иском о взыскании в его пользу денежной компенсации в размере 2 млн 366 тыс. рублей из расчета 2 тыс. рублей за день содержания под стражей. Верховный суд РФ посчитал эту сумму разумной и определил взыскать ее в пользу истца. Мы оценили день в 3 тыс. рублей, поскольку, в отличие от человека, находящегося под арестом в СИЗО, Илья Хунхинов был лишен возможности получать медицинскую помощь, он должен был искать, где ему переночевать, что покушать, во что одеться, не имел связи с близкими, - разъяснила Эвелина Богданович, адвокат Хунхинова. 

Кроме того, суды игнорируют рекомендации Верховного суда РФ о том, что если судом принято решение о возмещении морального вреда реабилитированному, то сумма компенсации должна быть адекватной и максимально приближенной к решениям Европейского суда по правам человека.

Несмотря на доводы стороны защиты, Железнодорожный суд Улан-Удэ удовлетворил иск частично, снизив сумму требуемой компенсации в 36 раз. День моральных страданий истца суд оценил в 78 рублей 46 копеек, таким образом, общая сумма компенсации морального вреда составила всего 250 тыс. рублей. 

- Мы не согласились с этим  решением и будем обжаловать его, - прокомментировала Эвелина Богданович. – Незаконные действия органов государственной власти и должностных лиц нарушили права Хунхинова, предусмотренные Конституцией РФ и Европейской конвенцией по правам человека. Будем добиваться справедливости и, если потребуется, дойдем до Европейского суда по правам человека. 

Любовь Ульянова, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.