Малый бизнес жгут и давят

Предприниматели страдают от давления государства, но не чувствуют защиты
A- A+
Ярким и запоминающимся на Петербургском международном экономическом форуме стало выступление общественного омбудсмена Анастасии Татуловой о том, что на самом деле душит сегодня малый бизнес и почему он не может развиваться. Повышение пошлин, налогов, постоянное изменение правил и безумное количество проверяющих инстанций – проблемы, с которыми сталкиваются и бизнесмены Улан-Удэ.

Трагичная ситуация

«Вы на нас плюете и по-отечески, как с убогими, немножечко разговариваете: «Мы знаем, что тебе надо», а мы вас ненавидим, и это плохо для всех… Ничему меня не может научить человек, который не занимался бизнесом», - сказала, в частности, предприниматель.

Напомним, год назад президент Владимир Путин встречался в Санкт-Петербурге с российскими предпринимателями и обещал им поддержку во время пандемии коронавируса. В частности, речь шла об отсрочке по уплате части налогов и моратории на банкротство предприятий. Анастасия Татулова тогда обратилась к президенту, сказав, что этих мер недостаточно, а ситуация с малым бизнесом «трагичная».

Но за прошедший год она лишь еще более обострилась, не исключение здесь и Улан-Удэ. Алексей Гыргенов не первый год в бизнесе. Известный общественник является совладельцем сети детских садов и недавно открыл кафе. Алексей согласен с предложением Татуловой уменьшить количество проверяющих инстанций в регионе.

- Согласен с каждым словом. С прошлого года у нас была прокуратура, комитет по образованию, Минобраз, Счетная палата, Роспотребнадзор, МЧС, Росгвардия, - говорит предприниматель. 

По словам Анастасии Татуловой, любое телодвижение государства заканчивается одинаково – добросовестным участникам рынка работать становится сложнее, тогда как «теневой сектор» получает конкурентные преимущества. Что касается штрафов, то их размер устанавливают люди с годовым доходом 190 млн рублей, для которых 300 тысяч – «это на корм собакам». 

В качестве примера Татулова привела пошлину за регистрацию дополнительного соглашения – Росреестр повысил ее в 22 раза.

- Высокая инфляция, удорожание по всем ресурсоснабжающим предприятиям:  «Водоканал», ТГК, «Бурятэнерго», «ЭкоАльянс»... Остановитесь, – призывает и Алексей. 

Для малого бизнеса все эти суммы существенны, и вместе с административным давлением его вынуждают «уходить в тень».

Чрезмерный контроль

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Бурятии Чингис Матхеев рассказал, что каждый день встречается с представителями местного микро- и малого бизнеса. 

-  Провожу по десять встреч в день, честно скажу - жизнь лучше у бизнеса не становится, - говорит омбудсмен. Основная работа с жалобами – это всевозможные проверки: от правоохранительных и налоговых до природоохранных. У нас же только федеральных надзорных органов 35. А еще республиканские и муниципальные плюс мобильные группы по ковиду.

В выступлении коллеги Татуловой Чингис Матхеев выделил главную мысль, которая может стать откровением и для обычных жителей, и чиновников. 

- В 2020 году введен мораторий на проверки, и их количество в разы уменьшилось. При этом страна не потонула в пожарах, отравлениях и других ЧП. То есть прямой связи между административным гнетом и катастрофами нет. И я согласен с Татуловой, чтобы лучше поменять KPI надзорных органов с проверок на обучение предпринимателей. Ведь главная их задача, чтобы соблюдались права граждан – потребителей, работников. 

«Дикие 90-е» возвращаются

Кроме постоянных проверок с кучей налогов и пени, местные предприниматели сталкиваются с жесткой (даже жестокой) конкуренцией. В выходные на улице Терешковой два преступника подожгли парикмахерскую Beckbro. Отметим, это уже не первый случай за последние месяцы.

- Во второй раз подожгли парикмахерскую. Первый раз - 8 марта. Тогда у нас не было камеры наблюдения, и мы не смогли доказать, что   был поджог. В этот раз двое молодых людей попали в камеру. В руках жидкость, один заливает и поджигает. Как будто в 90-е годы. Что это – конкуренция? Или они хотят напугать? – возмущается владелец заведения Шамшодбек.

Молодой парень долго работал мастером в крупных барбершопах Улан-Удэ, где набрался опыта. В прошлом году Шамшодбек решил открыть свой маленький салон. Ставку   сделал на свое мастерство и доступные цены. Причем снижение произошло почти в два раза – 400 рублей за мужскую стрижку можно сравнить с ценником в обычных парикмахерских. Возможно, отсюда и нелюбовь конкурентов, потому как вряд ли недовольные клиенты пришли бы мстить ночью. По словам Бека, сейчас кадры с видеокамер исследуются полицией: «Я в марте и сейчас тоже подал заявление в полицию. Они ищут виновных. Кто это может быть, не знаю. На камерах видно тех, кто поджигал, но они были в масках, капюшонах». 

В МВД по РБ подтвердили, что накануне ночью в отдел полиции поступило заявление о возгорании входной двери парикмахерской по улице Терешковой: «Сотрудники полиции проводят оперативно-розыскные мероприятия по установлению личности злоумышленников и обстоятельств произошедшего».

Найдут ли полицейские виновных – вопрос открытый. Но даже на примере этого случая можно сделать вывод, что государство умеет нападать на бизнес, но не умеет защищать. Ни от себя, ни от конкурентов.

Леонид Григорьев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.