На лодке от Байкала до Аляски
Путешественники преодолеют на лодке расстояние от Байкала до Охотского моря
По Селенге прошла водная экспедиция, которая идет по южному пути первопроходцев от Иркутска по Байкалу, Селенге и Амуру до Шантарских островов в Охотском море. Старт дан на прошлой неделе в Иркутске. Весь путь по плану займет 32 дня и поделен на четыре этапа по неделе каждый.
Туристический продукт
- Сменными экипажами мы преодолеем по воде более 6000 километров на надувной моторной лодке катамаранного типа, специально модернизированной под экспедицию. Длина - 7,5 метра, мотор - 115 лошадиных сил, и это судно позволит нам двигаться с оптимальной для маршрута скоростью. Дело как раз в том, что мы пойдем по рекам Сибири, и судно способно проходить мелкую воду и делать это быстро, - рассказывает капитан Анатолий Казакевич.
Напомним, в 1849 году парусный корабль «Байкалъ», совершив кругосветное путешествие от Кронштадта, пришел на Камчатку и далее открыл устье реки Амур. Ранее считалось, что устье непроходное, и поэтому существовал «северный путь» к океану – через Якутск и Охотск. Но дорога была очень сложная и затратная. На основе исследований корабля «Байкалъ» генерал-губернатор Иркутской губернии Николай Муравьев (позже он стал Амурский) в 1854 году впервые прошел с экспедицией по Амуру и тем самым соединил «ниткой» маршрута территорию от Иркутска до Тихого океана.
- Я считаю, это как минимум невежество не знать географию и историю своей страны и края.
Когда ты проходишь все огромные просторы востока России, понимаешь местный быт, климат, экономику, традиции, историю, примеры взлетов и провалов, тогда у тебя начинает складываться цельная картина о том месте, где мы живем. Возрождая память об истории, мы продвигаем туристические возможности и Иркутской области, и Бурятии. Мы делаем полноценный документальный фильм, снимаем весь трек в 360 (а это 6500 километров!), дневник, будут и профессиональные фото. Со временем создадим туристический экскурсионный продукт, объединяющий регионы Востока России, - рассказал о глобальной задаче экспедиции Казакевич.
«Душ Шарко для бурлаков» на Селенге
В Улан-Удэ капитан судна прибыл, как полагается купцу, в тулупе и дождевике: «Одеваемся тепло, потому что нас ждет дождь, ветер с порывами и прохлада. А идея тулупов как части экипировки появилась во время прохождения северного пути: тогда на борт привезли тулупы, и удобство такой одежды в жестких условиях оценили все. И хоть теперь маршрут и южный, вода есть вода, и тулупы без дела не останутся».
В Бурятии после Посольского Спасо-Преображенского монастыря участники экспедиции решили аккуратно продвигаться к устью Селенги, потому что на Байкале неожиданно поднялся шторм с волнами от двух с половиной до трех метров. Благо все участники похода люди опытные и в разных экспедициях закаленные, а у капитана более 19 лет яхтенного стажа.
- Вдоль берега нам предстояло пройти 15 километров, что мы и сделали на скорости не более 10 км/час, хорошо и безопасно, - рассказывает капитан. - Мне было интересно посмотреть, как в штормовую погоду поведет себя лодка, потому что похожие условия будут на Охотском море, где я снова окажусь за штурвалом. То, как наш «Искатель-3» проявил себя, меня полностью устроило, он более маневренный, чем, допустим, яхта, и хорошо проходит волны.
Новые горизонты
У входа в устье Селенги, казалось бы, можно было выдохнуть. Но если на озере воды в виде высоких волн для лодки в шторм было «слишком много», то тут оказалось… «слишком мало» - судно село на мель.
- Вчера я пропустил «качалку», зато сегодня наверстал с лихвой, когда с Романом надели высокие резиновые сапоги и начали физические упражнения по вытягиванию лодки, оказавшейся в низкой заболоченной воде, - делится участник экспедиции Александр. - Прямо почувствовали себя бурлаками на Селенге. А если добавить к этому обеденный душ Шарко, который я «принимал», расположившись на носу в шторм, то, можно сказать, оздоровительная программа дня выполнена полностью.
На ночь экипаж остановился на берегу Селенги, ровно в том месте, где проходил старинный тракт, по которому шли обозы из Иркутска на Читу, Кяхту и Нерчинск для торговли с Китаем. В столице экипаж был сполна вознагражден за вчерашние блуждания по мелководью устья Селенги. На подходах к Улан-Удэ «Искатель-3» гостеприимно встретил Алексей, капитан судна «Прецедент», и сопроводил до пирса, рассказав обо всех особенностях местной акватории. Он же помог спланировать дальнейшее продвижение экспедиции, дав дельные советы о том, как удобнее проходить некоторые места по маршруту, а куда лучше не приближаться. Утром экипаж, заправившись и взяв на борт 600 литров топлива, взял курс в верховья Селенги.
Леонид Григорьев, «Номер один».