На лодке от Байкала до Аляски

Путешественники преодолеют на лодке расстояние от Байкала до Охотского моря
A- A+

По Селенге прошла водная экспедиция, которая идет по южному пути первопроходцев от Иркутска по Байкалу, Селенге и Амуру до Шантарских островов в Охотском море. Старт  дан на прошлой неделе в Иркутске. Весь путь по плану займет 32 дня и поделен на четыре этапа по неделе каждый.

Туристический продукт

- Сменными экипажами мы преодолеем по воде более 6000 километров на надувной моторной лодке катамаранного типа, специально модернизированной под экспедицию. Длина - 7,5 метра, мотор - 115 лошадиных сил, и это судно позволит нам двигаться с оптимальной для маршрута скоростью. Дело как раз в том, что мы пойдем по рекам Сибири, и  судно способно проходить мелкую воду и делать это быстро, - рассказывает капитан Анатолий Казакевич.

Напомним, в 1849 году парусный корабль «Байкалъ», совершив кругосветное путешествие от Кронштадта, пришел на Камчатку и далее открыл устье реки Амур. Ранее считалось, что устье непроходное, и поэтому существовал «северный путь» к океану – через Якутск и Охотск. Но дорога была очень сложная и затратная. На основе исследований корабля «Байкалъ» генерал-губернатор Иркутской губернии Николай Муравьев (позже он стал Амурский) в 1854 году впервые прошел с экспедицией по Амуру и тем самым соединил «ниткой» маршрута территорию от Иркутска до Тихого океана.

- Я считаю, это как минимум невежество  не знать географию и историю своей страны и края.

Когда ты проходишь все огромные просторы востока России, понимаешь местный быт, климат, экономику, традиции, историю, примеры взлетов и провалов, тогда у тебя начинает складываться цельная картина о том месте, где мы живем. Возрождая память об истории, мы продвигаем туристические возможности и Иркутской области, и Бурятии. Мы делаем полноценный документальный фильм, снимаем весь трек в 360 (а это 6500 километров!), дневник, будут и профессиональные фото. Со временем  создадим туристический экскурсионный продукт, объединяющий регионы Востока России, - рассказал о глобальной задаче экспедиции Казакевич.

«Душ Шарко для бурлаков» на Селенге

В Улан-Удэ капитан судна прибыл, как полагается купцу, в тулупе и дождевике: «Одеваемся тепло, потому что нас ждет дождь, ветер с порывами и прохлада. А идея тулупов как части экипировки появилась во время прохождения северного пути: тогда на борт привезли тулупы, и удобство такой одежды в жестких условиях оценили все. И хоть теперь маршрут и южный, вода есть вода, и тулупы без дела не останутся».

В Бурятии после Посольского Спасо-Преображенского монастыря участники экспедиции решили аккуратно продвигаться к устью Селенги, потому что на Байкале неожиданно поднялся шторм с волнами от двух с половиной до трех метров. Благо все участники похода  люди опытные и в разных экспедициях закаленные, а у капитана более 19 лет яхтенного стажа.

- Вдоль берега нам предстояло пройти 15 километров, что мы и сделали на скорости не более 10 км/час, хорошо и безопасно, - рассказывает капитан. - Мне было интересно посмотреть, как в штормовую погоду поведет себя лодка, потому что похожие условия будут на Охотском море, где я снова окажусь за штурвалом. То, как наш «Искатель-3» проявил себя, меня полностью устроило, он более маневренный, чем, допустим, яхта, и хорошо проходит волны.

Новые горизонты

У входа в устье Селенги, казалось бы, можно было выдохнуть. Но если на озере воды в виде высоких волн для лодки в шторм было «слишком много», то тут оказалось… «слишком мало» - судно село на мель.

- Вчера я пропустил «качалку», зато сегодня наверстал с лихвой, когда с Романом надели высокие резиновые сапоги и начали физические упражнения по вытягиванию лодки, оказавшейся в  низкой заболоченной воде, - делится участник экспедиции Александр. - Прямо почувствовали себя бурлаками на Селенге. А если добавить к этому обеденный душ Шарко, который я «принимал», расположившись на носу в шторм, то, можно сказать,  оздоровительная программа дня выполнена полностью.

На ночь экипаж остановился на берегу Селенги, ровно в том месте, где проходил старинный тракт, по которому шли обозы из Иркутска на Читу, Кяхту и Нерчинск для торговли с Китаем. В столице экипаж был сполна вознагражден за вчерашние блуждания по мелководью устья Селенги. На подходах к Улан-Удэ «Искатель-3» гостеприимно встретил Алексей, капитан судна «Прецедент», и сопроводил до пирса, рассказав обо всех особенностях местной акватории. Он же помог спланировать дальнейшее продвижение экспедиции, дав дельные советы о том, как удобнее проходить некоторые места по маршруту, а куда лучше не приближаться. Утром экипаж, заправившись и взяв на борт 600 литров топлива, взял курс в верховья Селенги.

Леонид Григорьев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.