«Анна Каренина» как 5D-аттракцион

МХТ имени Чехова произвел фурор в Улан-Удэ
A- A+
Не секрет, для обывателя классика больших российских писателей представляется скучной и далекой от обычной жизни. Однако большие театры доказывают, что в руках мастера «Анна Каренина» становится близкой и понятной, словно коллега по работе или соседка по площадке. При этом действие наполнено не только драмой, но и юмором, сатирой и спецэффектами – от кадров хроники в импровизированных окнах до героев, выходящих из зала.  Звездные актеры МХТ имени Чехова показали в Улан-Удэ спектакль «Сережа», который одинаково любят критики и зрители. После окончания спектакля улан-удэнцы долго не хотели отпускать актеров под крики «браво!». //
Большие деньги на большие гастроли

Приезд такого именитого театра стал возможным благодаря федеральной программе Росконцерта. Министр культуры Соелма Дагаева рассказала о том, сколько стоит привезти столичный театр в регион.

– Когда большой федеральный театр приезжает на гастроли, например, в прошлом году мы просчитывали приезд одного коллектива, то «Росконцерт» вкладывает около 20 млн  рублей, чтобы привезти декорации, обеспечить приезд всех артистов, необходимых сотрудников. «Большие гастроли» – это всегда полноценный показ спектаклей так, как это было бы на сцене родного театра. Это дорогостоящие гастроли. Республиканский бюджет тоже вкладывается. Все это для того, чтобы улан-удэнский зритель имел доступ к тем спектаклям, которые видит столичный зритель, и у нас в России было одно театральное, культурное пространство, – рассказала Соелма Баяртуевна.

Оценить масштаб гастролей можно по количеству труппы: 39 артистов и более 40 человек технического сопровождения. Райдер по свету и звуку Русдрам не вытянул, и пришлось брать оборудование в аренду в Иркутске. 

- Весной приехали коллеги из МХТ, чтобы оценить возможности театра. На три спектакля гости привезли две фуры декораций, - добавила директор Русдрама Наталья Светозарова.   

Гости в первый день вместо знакомства с театром выбрали поездку на Байкал. Большая часть труппы впервые побывала в Бурятии. Анатолий Белый, ведущий актер театра и известный по кино и сериалам, приехал в Улан-Удэ в день спектакля. Он поделился, что сегодня не обязательно уезжать в Москву, чтобы стать большим артистом. 

- Это совсем не так, потому что в последние два года мировые кинофестивали «рвет» якутское кино. Республика Саха делает потрясающие фильмы, - отметил Анатолий Белый. - В кинопроизводстве не обязательно ехать в Москву. Действительно, 99% кинопроизводства сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, но так повелось исторически, что там есть театральные училища и киноинституты. Что касается театра, то можно приехать в Москву, выучиться у больших мастеров и вернуться в свой родной край, и здесь делать свой театр. 

По просьбе журналистов Анатолий Белый прочитал свой монолог из спектакля «Сережа» на французском языке, а также рассказал присутствующим о том, какие слова на бурятском языке он успел выучить. Среди них «урагшаа» и «баяртай». 27 августа Виктор Хориняк и Мария Смольникова успели съездить на Байкал, а также Мария попробовала и оценила местное блюдо  буузы.

Виктор Хориняк, прославившийся по роли бармена в сериале «Кухня» и диснеевскому «Последнему богатырю», отметил, что соскучился по зрителю, особенно доброжелательному, в регионах.  

 - Процесс возвращения к встрече со зрителем был поступательный. Сначала разрешили в залы запускать от 20 до 50% зрителей. И уже в конце предыдущего сезона, когда в зале после спектакля зажгли свет, мы увидели эти 70% зрителя - почти полный зал. Мурашки пошли, оттого что зритель к нам вернулся. Пандемия, конечно, внесла значительные коррективы. Мы очень переживали. Было ощущение, что театр умирает. Но даже на гастроли стали ездить, встречаемся с вами, и это очень приятная тенденция, - ответил Виктор. 

Интересно, что на встречу с актерами МХТ пришли юные поклонницы этого актера. Девушки с визгом и аплодисментами встречали реплики своего кумира, но на сам спектакль уже не пришли.  

«Золотая маска» Карениной

Сам спектакль «Сережа», опирающийся на сюжет «Анны Карениной», захватывает зрителя с первых кадров и уносит на три часа в иной мир. Именно кадры, когда окна поезда, где Анна знакомится с Вронским, оживают благодаря кинопроектору. 

Необычное решение со сценой,  наклоненной к зрителю, создает новую метафизику спектакля. Пространство получает глубину – главные актеры даже в ней остаются в центре внимания. А уклон дает возможность буквально скользить героям – и Виктор Хориненко, и Анатолий Белый отличаются пластичностью и статным телосложением. 

При этом скольжение происходит и в жанровой плоскости – от водевильной комедии с музыкальными экспромтами до драматической развязки с бросанием посуды. Режиссер Дмитрий Крымов осознанно ломает пятую стену между зрителем и сценой – актеры выходят сквозь ряды, просят очки у первого попавшегося, а героиня Анны Карениной общается с залом словно на стендап-концерте. 

Мария Смольникова,  получившая «Золотую маску» за эту роль, является душой спектакля. Как рассказала актриса, она пришла в МХТ именно вместе с «Сережей». Широкому зрителю известна по ролям в лентах «Сталинград» и «Дочь». У нее удивительно чистый взгляд, будто видишь девушку из прошлого столетия, кажется, что сегодня таких невозможно встретить. В любой роли Мария чувствует себя органично и будто не играет, а проживает жизнь своих героинь.

Вот и Анна Каренина в ее устах становится такой близкой и родной. А классический любовный треугольник не выглядит пошлым сюжетом из мыльных опер. При этом в центре действия оказывается и сын Карениной, чья фигура в этой драме оказывается буквально марионеткой. Вместо юного актера на сцену выводят куклу, которой мастерски управляют три актера. В зале на интересную находку московских коллег пришел посмотреть художественный руководитель «Ульгэра» Эрдэни Жалцанов. Стоит отметить и другие сюрпризы спектакля – от дрона, вылетающего из чемодана Карениной, до шуруповерта, с которым носится ее муж.

Почти три часа действия пролетают незаметно – трагический монолог Карениной совпадает с финальными титрами, слезами и овациями зрителей. 

Лев Хандажапов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.