Зеленое море тайги

В Бурятию везут псковскую землю, чтобы вырастить лесные саженцы
A- A+
Регулярные пожары в регионе и массовая вырубка леса, в том числе незаконная, делают все более актуальной тему восстановления погибших насаждений. Задача восстановления объема леса до 100% от вырубленных и уничтоженных огнем лесов прописана в федеральном проекте «Сохранение лесов». Корреспондент «Номер один» побывал на двух крупнейших в Улан-Удэ теплицах АУ РБ «Лесресурс», которые в этом году впервые дали столь крупный урожай - свыше 400 тыс. саженцев. Этого количества хватит, чтобы, согласно стандартам, засеять сосной примерно 1400 футбольных полей.

Лес на вырост

Выращивать сосну в теплицах еще не так давно казалось блажью. Ведь одно дело - огурцы или помидоры, а другое - сосна. Казалось бы, шишек много - само вырастет. Но в природных условиях лишь редкие единицы шишек дают всходы и доживают до половозрелого состояния. Причем в Бурятии в целом из-за сухого, холодного и ветреного климата все деревья, кроме тополя и ильма, растут чрезвычайно плохо и долго. На выручку пришли современные технологии ускоренного роста, и в теплицах за два-три месяца выращивают годные к посадке саженцы сосны, кедра и лиственницы.  Процент всхожести при посадке на территориях, пройденных пожарами, - до 90%.

Причем отношение в сосновых теплицах к саженцам у людей несколько иное, чем в овощных. Там все просто: вырастил - съел или продал. Здесь же относятся к саженцам  как к малым детям. Любой промах в «воспитании», кормлении и обработке приводит к последствиям,  сказывающимся на росте и будущем. Причем ни те, кто сегодня выращивает сосны в улан-удэнских теплицах, ни их дети не смогут увидеть, во что превратились мелкие саженцы, которые высадят этой осенью в лесах Бурятии. Ведь сосна живет около 400 лет, лиственница - 500, а кедр - до 1000 лет.

Именно поэтому в процессе выращивания благородных деревьев в теплицах не бывает мелочей.

- Грунт, на котором выращиваем, саженцы  закупаем в Псковской области, он чистый, в нем нет болезней и вредителей, - рассказывает инженер по лесовосстановлению Анна Донская. - Дешевле брать из леса, но он часто зараженный, и саженцы могут заболеть. Также  добавляем простое удобрение  вермикулит и воду.

Саженцы растут как в грядках, но более плотно, чем овощи. Именно поэтому в двух теплицах удалось добиться столь массового выхода урожая - свыше 400 тыс. саженцев.

Солнце не друг

В отличие от обычных теплиц, здесь солнце не друг - верх теплиц завешивают зеленым сетчатым материалом, чтобы снизить вредное УФ-излучение и приблизить теплицу к естественным условиям затененного леса. Без затенения саженец не выживет, поскольку не сможет заложить почку, и в последующем он засохнет.

Большое значение придается и влажности, ведь в естественных условиях под кромкой высоких деревьев создается благоприятный микроклимат   влажного леса. Поэтому она контролируется приборами и поддерживается периодическим душем сверху.

Если  летом в теплицах влажность падает до 40%, то ее поднимают до 80%, создавая идеальные условия для роста.

В другой теплице выращивают сосну закрытым способом, когда каждый саженец находится в пластиковой кассете, осенью их спускают на землю, где они закаляются и переживают зиму. Весной можно уже высаживать, для чего кассеты освобождают от саженца и используют вторично. Приживаемость таких саженцев с закрытой корневой системой - 90%.

Особенно хорошо в этом году росли саженцы лиственницы,  обогнавшие сосновые по причине очень влажного лета. В идеале можно выращивать только лиственницы, но в естественных условиях этот сорт хвойных деревьев обильно растет лишь в Еравнинском и Джидинском районах республики, где имеются необходимые для роста почвы. Если же проявить самодеятельность и высадить лиственницу в Тарбагатайском районе, то посевной материал там погибнет. Районирование соблюдается и по сосне. Нельзя саженцы, выращенные в Бурятии из местного посевного материала, продавать, например, в сгоревшую Якутию. Территория страны поделена по зонам, и смешивание хвойных учеными очень не приветствуется.

Набили шишек

Именно поэтому бурятским лесоводам пришлось приобретать шишкосушилку и закупать у населения зеленые шишки по 42 - 45 рублей за килограмм. Люди собирают шишки с деревьев в январе-феврале (сосна), а с лиственницы - в сентябре-октябре. Именно в это время семена становятся годными к посадке.

Сеют семена в теплицах в конце марта-начале апреля, причем, в отличие от обычных теплиц, двери не закрывают. Сквозняк является неотъемлемым условием хорошего роста, а также естественного закаливания саженцев. Без этого дерево в лесу не приживется. Лесоводы говорят, что химические ускорители роста и удобрения они не используют. Иначе после высадки саженцы также не выживут. Это очень похоже на ситуацию человека из фитнес-клуба, когда ускоренный рост мышц у спортсменов на основе химических добавок  приводит впоследствии к болезням спортсменов.  Все должно быть гармоничным.

Тем не менее даже на легком сквозняке саженцы за лето вырастают до стандарта, по которому лесхозы имеют право закупать саженцы хвойных. У сосны это - 12 сантиметров, у лиственницы – 15 - 20.

- В качестве эксперимента мы посадили также и кедр: в естественных условиях он вырастает до десяти сантиметров в течение трех лет, а у нас он достиг этого размера за два месяца, - с гордостью говорят лесоводы.

Кедрач без душа
 
Причем оказалось, что условия взращивания, идеальные для сосны и лиственницы, совершенно не подходят для более благородного кедра.

-   Оказалось, что душ он не выносит, саженцы начали загибаться, и кедр пришлось выносить из теплицы и высаживать в своего рода «вигвамах», а от солнца закрывать специальным сетчатым материалом - так он растет хорошо, - удивляются лесоводы.

После сбора урожая сеянцы везут в лесхозы в районах и арендаторам. Которые высаживают их у себя на участках.

После того как сосна прижилась и пустила корни на новой земле, она будет до 20 лет считаться подростком. С 21 года, когда саженец вырастет в высоту человеческого роста, он   уже будет считаться взрослым. Все как у человека.

Дмитрий Ставников, заместитель руководителя АУ РБ «Лесоресурс», полагает, что,  помимо их организации, лесовосстановлением в республике занимаются и лесхозы на местах, а также некоторые частные организации. Все они сеют шишки в теплицах или на открытых грунтах и высаживают в местах, где по какой-то причине леса не стало. Это чаще всего пожары, вырубки леса, выбывание лесов в связи со строительством дорог, инфраструктуры, расширением населенных пунктов за счет лесного фонда.

- Эффективный механизм роста объемов лесовосстановительных работ в Бурятии невозможен без объединения усилий государства и частных организаций, ведь объемы лесовосстановления в республике большие, - отмечает он.

Действительно, лесовосстановление нуждается в инфраструктуре и больших вложениях, ведь не секрет, что теплицы в 2021 году подорожали почти вдвое, здесь и металлические дуги, и поликарбонат, и пиломатериал для грядок. Но других путей, кроме как ускоренно засаживать саженцами «лысеющие» территории, увы, не существует, иначе остается одна голая степь с горькой полынью и ветрами, выдувающими плодородный слой.

Спутниковые снимки показывают, как катастрофически сокращаются леса в Бурятии от самых разных причин. Особенно остра ситуация в пригородах Улан-Удэ и близлежащих районах, где лес вырубается на дрова и под ДНТ. Тем более что здесь посевной материал из хвойных часто не выживает, поскольку мало посадить, нужно еще и дать деревьям набраться сил в первые годы путем полива.

В Улан-Удэ же вообще бесполезно высаживать сосну — она накапливает токсины и плохо растет в грязных городах. Здесь приходится выращивать и высаживать устойчивые к плохому воздуху лиственные породы.
 
Также у общества возникает вопрос - а есть ли смысл массово высаживать сосну и кедр, если потом придут китайцы и вырубят лес на корню? Не кажется ли, что все усилия и деньги могут не дать эффекта, если и пожары, и массовые рубки продолжатся? Тем не менее есть мнение, что эти усилия не напрасны.

- Этот вопрос не должен занимать тех, кто сегодня выращивает деревья, поскольку они все уже сделали благой поступок - вырастили эти саженцы, - полагает экс-Хамбо лама (кенсур) Чой-Доржи Будаев. - Что, согласно буддийскому учению, создает для таких людей очень благоприятные условия для совершенствования в этой жизни и, конечно же, зачтется в будущей.
 
По словам кенсура, «особенно важно заниматься посадкой деревьев тем, кто рубил лес или использует его для обогрева жилищ. И, если есть такая возможность, помогайте природе и лесу восстановиться, прежде всего в окрестностях наших городов и сел».

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.