Театральная изнанка

В Русдраме готовят премьеру о закулисной жизни
A- A+
Новый спектакль, которым ГРДТ откроет новый, 93-й сезон, называется «Театр. Изнанка» (18+). Автор, режиссер и художник постановки – Сергей Левицкий. По словам создателя, это будет его «авторский взгляд на обратную сторону жизни репертуарного театра».

По сюжету на сцене театра города N идут репетиции премьерного спектакля «Добрый человек из Сычуани» Бертольда Брехта. Актриса, исполняющая главную роль, попала в аварию, и необходимо срочно ввести новую артистку. Выбор падает на Владу,  до этого момента игравшую  лишь в массовке. Ее не замечали ни режиссеры, ни коллеги. Она уже была готова уйти из профессии, смирившись с тем, что главных героинь ей не сыграть. И посвятить себя семье, любимому человеку и больной матери с деменцией, некогда популярной актрисе. Но судьба подарила девушке шанс доказать свой талант. Вот только увлекшись желанной ролью, она начинает терять связь с реальностью…

Главную роль в спектакле исполнит актриса Русского драмтеатра, лауреат Государственной премии Бурятии Елизавета Михайлова, знакомая по роли Ганьки в «Наводнении», Ариэтти в «Добывайках», Ольги в «Онегине» и др.

– Честно, мне очень страшно. Когда Сергей Александрович отправил пьесу для ознакомления, я прочитала и не могла поверить, что мне придется буквально «разорваться на британский флаг», вывернуть всю себя наизнанку. Способ существования в спектакле, как в «Наводнении» - все жизненно, подробно, досконально, по правде. Эта роль Влады – настоящий актерский вызов. Ведь надо сыграть не только актрису, но и ее две роли в репетируемом спектакле «Добрый человек из Сычуани»: Шен Те и Шой Та. Это как в фильме «Начало», когда внутри одного уровня есть другой,  третий. И всех этих героев необходимо держать в уме весь спектакль, – рассказывает актриса. – Это и страшно, и интересно. Кажется, актриса играет актрису, что  сложного? Но тут приходится себя ломать, копаться в себе, выколачивать из себя свои зажимы, фразы, эмоции, речь, походку, повадки. Ты попробуй сыграть актрису, но не себя на сцене – это самое сложное.

«Театр. Изнанка» – это та сторона театра, о которой зрители не догадываются. Все, что скрыто за кулисами: процесс подготовки спектакля, репетиции, закулисные интриги, бессонные ночи - адский труд ради чьих-то идей или амбиций.

– Люди иногда не понимают, насколько тяжел труд артиста на сцене. Театр кардинально отличается от других видов искусства. У скульптора есть мрамор или глина, с которыми он работает, у художника – кисти, краски. В театре человек придумывает идею, ее реализует,   исполняет для живого человека, все замыкается на живых людях, и это дико усложняет процесс. У артиста есть только его физика и психика. Никого не волнует, если у тебя кто-то умер или произошел ряд драм - ты должен свою личную психику «загасить» и сыграть человека с другой психикой, и доставать из себя все эти эмоции. Психика – это не сталь, не металл, это то, что может сломаться, надорваться, – говорит режиссер и автор Сергей Левицкий.

Александр Ширвиндт когда-то сказал крылатую фразу: «Театр – это террариум единомышленников». И вправду, здесь можно всю жизнь просидеть с одной репликой «Кушать подано» и по-прежнему верить в свою гениальность. Каждый день мечтать бросить театр, освоить другую профессию, но все равно приходить сюда, даже когда нет репетиции. В этом магия театра – он может сломать, изуродовать, свести с ума, но в то же время нет ничего прекраснее его.

– Театр – это творческая среда, это все те пороки, что проявляются в связи с завистью, ревностью, славой, успехом, ложными представлениями о себе, какой-то больной мнительностью,  и все это ежедневно варится в одном котле. Мы не столько хотели окунуть зрителя в жизнь театра, сколько показать, что есть в нем такого, что цепляет тебя словно наркотик. Почему ты готов терпеть лишения, унижения, чужую волю, с лихвой ли это компенсируется и до какой поры, долго ли ты можешь пребывать в славе и успехе, могут ли тебя сломать или ты сломаешься сам… Человеческое самопожертвование ради большого дела, 100%-ная отдача, когда личная жизнь, собственная семья и дети уходят на второй (или даже третий) план, все эти жертвы в какой-то момент, в одну секунду могут быть обесценены другими, а человеку могут мгновенно найти замену. Все это существует не только в театре, но и за его стенами в повседневной жизни. И мне кажется, наша «театральная история» в этом смысле становится шире, нежели только повесть об обратной стороне театра, - говорит Сергей Левицкий. 

Драма «Театр. Изнанка» о том, как срастается артист со своим персонажем, как он может внедряться в его реальную жизнь и нести за собой параноидальные ощущения и разрушительные последствия для психики. О человеческих отношениях, которые в театре приобретают особенно выпуклый характер, о том парадоксе, когда со сцены говорят о гуманности и милосердии, а в процессе подготовки все эти качества словно выхолащиваются из тех, кто должен быть их проводником.

Премьера состоится 9 и 10 октября в 18.00. Возрастной ценз 18+. 

Варвара Успенская, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.