«Шведская семья» по Левицкому

В театре Бестужева прошла премьера нового спектакля для зрителей
A- A+
Русский драматический театр имени Н. А. Бестужева на днях показал премьеру,   созданную за время пандемии, – «Шведская семья» профессора Густафа». Новый спектакль Сергея Левицкого задуман в жанре «комедия положений», нехарактерном для режиссера. Здесь он также выступил и как драматург, и как сценограф, и как художник по костюмам. 

Необычный жанр

Сергей Левицкий – режиссер, чьи спектакли всегда существуют на нескольких уровнях. Есть текст, написанный или им, как в «Шведской семье» или «Наводнении», или взятый у классика, как в «Смерти Тарелкина» или «Ричарде III», на который наслаиваются все новые и новые режиссерские смыслы. Его спектакли, как головоломка, которую зритель разгадывает, приходя вновь на показ. Он видит новые метафоры и аллегории и снова уходит думать над тем, что же хотел сказать режиссер.

Новая же постановка, на первый взгляд, это типичная комедия положений, наподобие Рея Куни или Нила Саймона. И первый ее пласт прост – муж и жена не понимают друг друга, супруга сбегает с первым же газопроводчиком, дочь мечтает о пластике груди, теща придумывает себе болезни, а друг, поселившийся на шее у Густафа, мучает всех не только своим присутствием, но и отвратительной игрой на трубе. Сюжет строится на анекдотичных и абсурдных ситуациях.

Но за первым планом все равно возникает второй, третий, четвертый. Не может у Сергея Левицкого конфликт ограничиться банальной интрижкой на стороне и желанием увеличить грудь. И, если присмотреться, вновь проявляются темы насилия, ответственности человека, отсутствия любви.

– «Шведская семья» профессора Густафа» – это мой первый опыт написания и постановки комедийной пьесы. Я тут без претензий на какой-то большой драматургический дар – просто так получилось, что после пандемии нужно выпустить легкий спектакль комедийного формата. Прочел ряд разных пьес, но они показались мне дико тривиальными, а хотелось хоть чуть-чуть поглубже – чтобы за юмором скрывалась какая-то болезненная важная вещь. И, поскольку я ничего не нашел, пришлось написать самому, – рассказал режиссер в одном из своих недавних интервью на «Эхо Москвы».

И артисты здесь играют, что называется, по Станиславскому: все переживания искренние, слезы настоящие. Они не пытаются смешить зрителя - клоунады здесь нет. Это  и удивительно, как классическая комедия положений становится нечто бОльшим, и по смыслам, и по актерской игре.

«Шведская семья» в планетарном масштабе

Герои только на первый взгляд семья. Здесь никто никого не любит, не понимает, не слышит и не хочет слышать. Они всего лишь находятся под одной крышей – так люди живут на одной планете, не связанные между собой порой ничем, кардинально разные, неготовые понять друг друга, развязывая войны и обвиняя друг друга.

На ум приходит фильм Даренна Аранофски «Мама», где дом – это Земля, а главный герой – Бог. И в этом спектакле только Густаф знает, как сделать мир лучше, чище, добрее, милосерднее. «Богочеловек» – называет его психолог Эмели. Случайно ли на фото для афиши герои изображены словно на картине «Тайная Вечеря» Леонардо да Винчи?

И если представить, что эта семья Андерссон – человечество вообще, то какое оно сегодня? Общество, зацикленное только на себе, на своих проблемах, не готовое проявить хоть толику сочувствия к кому бы то ни было. И только такие люди, как Густаф, жертвующие собой на благо социума, думающие, прежде всего, не о себе, способны действительно сделать мир лучше.

И случайны ли отсылки из спектакля к фильму «Матрица»? Главный злодей господин Фрей точь в точь повторяет слова агента Смита в разговоре с Густафом: «зачем вам телефон, если вы сейчас немы?». Может, эта семья живет в матрице? И только Густаф – избранный, ломающий систему современных координат, где деньги подменили любовь, а жажда мщения, справедливости – милосердие, эгоизм – заботу о ближнем?

Тема ответственности за мир у Сергея Левицкого переходит из спектакля в спектакль.   О том же говорил Орландо в «Сказке странствий»: «я сделал одно открытие. Все мы - суть, крохотные существа, живущие в одном едином живом организме, имя которому Земля! Реки – это жилы, по которым течет ее голубая кровь. Европа, Азия, Африка, материки – это ее сердце, ее легкие, облака – это пар от ее дыхания. И вот к какому выводу я пришел: раз уж государства являются частями одного единого живого организма, они должны жить в мире. Ну где это видано, чтобы правое легкое воевало с левым, чтобы печень пыталась захватить часть селезенки! Люди узнают о моем открытии, на Земле прекратятся войны. И наступит золотой век благоденствия».

Об этом же говорит Густаф: «Мое открытие навсегда изменит человечество. Мы заживем в гуманном, полном добра и милосердия мире». Практически та же мысль транслируется в спектакле «Наводнение»: «Если бы каждый человек мог прочувствовать страдание и боль другого человека, взяв в руки оружие, которым убили, на земле бы прекратились войны». Как будто режиссер через разные жанры – сказку, драму, комедию – пытается достучаться и действительно сделать хотя бы своих, таких разных зрителей лучше и милосерднее.

Оживший театр

На всех показах «Шведской семьи» профессора Густафа» полный зал. После долгого перерыва, когда культурная жизнь практически остановилась, театралы с удовольствием идут на премьеры. Это отметила и министр культуры Бурятии Соелма Дагаева,  присутствовавшая на спектакле.

– Порадовал теплый зрительский прием, было видно, как зрители соскучились по театру и артистам. Надеюсь, после длительного перерыва в залах наших прекрасных театров будут все время аншлаги. «Шведская семья» профессора Густафа» – необычная комедия с пикантным названием. Обычно от комедии положений зрители не ждут глубоких смыслов, идут на нее, чтобы отдохнуть, отвлечься, посмеяться. А эта работа Сергея Левицкого и дарит смех, и  заставляет о многом задуматься. Об отношениях между людьми, между родителями и детьми, о счастье, которое для каждого разное, о мечте, которую нельзя предавать - об очень многом.

Зрители, кажется, тоже остались в замешательстве. Кто любит спектакли Сергея Левицкого, наверняка удивились, не ожидая такого сюжета с любовниками, грудью и сумасшедшей тещей. А другие, кому по душе комедии положений, наоборот, обнаружили в этом легком жанре сложные темы.

«Странно, но мне не было смешно. Грустно, когда семья не поддерживает, а любит только когда есть деньги. Актеры и постановка на высоте, сходите. Есть о чем подумать».

«Я увидела в нем отрицание бездуховности, приземленности, нелюбви, непонимания, равнодушия членов семьи друг к другу. Профессор, конечно, другой, но витает в облаках, не смог ни детей воспитать, ни кого-либо сделать счастливым. Этот спектакль – скорее, трагикомедия. Меня он тронул».

Говорят, «театр находится только в голове у зрителя. Сколько зрителей в театре, столько и интерпретаций спектакля». И те, кто ищет смыслы у режиссера, найдут их в «Шведской семье», а те, кто хочет просто посмеяться, – тоже получат удовольствие.

Варвара Успенская, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.