Каждый пенек получит свой QR-код
Цифровизация затормозила рынок пиломатериалов в Бурятии
Новые правила оборота древесины в России через тотальную цифровизацию, вступившие в силу с 1 января 2022, полностью парализовали отгрузку пиломатериалов как на экспорт, так и на внутренний рынок Бурятии. В результате на рынках региона возник дефицит пиломатериалов, что может в ближайшее время привести к новому росту цен на древесину. Хотя в конце года, в связи с тем, что население отказалось покупать пиломатериалы по совершенно диким ценам, сформировавшимся в 2021 году, они снизились примерно в полтора раза.
Откуда дровишки?
Напомним, что правительство премьер-министра Михаила Мишустина взяло курс на цифровизацию делового оборота древесины, поставив целью сделать прозрачным налогообложение каждого кубометра древесины.
Для этого с нового года запустили цифровую информационную систему отслеживания оборота сырья объемом более 10 кубических метров сырья. Она призвана отследить заготовку на конкретной лесной деляне и далее по схеме: дорога - лесопилка - экспорт. Подразумевается, что буквально каждый пенек на месте заготовки получит свой QR-код, так же как и древесина на точках продажи, а вся информация будет поступать в федеральную информационную систему лесного комплекса. Где будут храниться сведения о лесах и производиться учет древесины и сделок с ней объемом более 10 кубических метров.
Между тем гладко было на бумаге, вернее, на «кьюар-коде». Заготовители леса в регионе с 1 января просто перестали отгружать лес по новым правилам.
- Ранее все сопроводительные документы на лес мы оформляли на бумаге, теперь их заменили на электронные, - рассказывает заготовитель Андрей Кудрявцев.- Никто ничего не знает, цифровизация в нашей тайге зашла в тупик, без QR-кодов на древесину нельзя выехать на дорогу, поскольку сотрудники ГИБДД могут остановить и отправить машину без документов на штрафплощадку.
Для заготовки древесины необходимо предварительно зарегистрироваться на Госуслугах и работать через ЛесЕГАИС. Для этого пользователям необходимо загрузить данные на месте рубки в программу мобильного приложения ЛесЕГАИС-mobile. Оно стало доступно для скачивания с середины декабря на платформах GooglePlay и AppStore.
Однако тестирование только что выпущенной программы привело к тому, что новую версию программы Рослесхоз выложил только... 31 декабря 2021 года. И когда основная часть населения открывала шампанское, лесозаготовители лихорадочно тестировали новую версию на своих смартфонах. Проблемы добавило то обстоятельство, что, как сообщил Рослесхоз, «авторизация в мобильном приложении и в модернизированной части ЛесЕГАИС будет осуществляться только посредством учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)». То есть необходимо соединение учетных записей в разных базах, что усложняет формирование электронных документов. Как сообщили в Рослесхозе, «для разработки приложения привлечен один из лучших разработчиков мобильных приложений для госсектора».
В общем-то, понятно, освоили деньги на программу, а дальше пусть народ разбирается. Ведь историю «сделано у нас» мы уже проходили, со всеми вытекающими из этого проблемами. Пользователи отмечают, что «софт просто не готов к нормальному использованию, часто виснет». Бизнесмены недоумевают, «как можно вообще выпустить такую «сырую» программу для принудительного по закону коммерческого использования и сказать, что все готово?».
В тайге без Интернета
- Проблема в том, что формировать в онлайн-режиме электронный сопроводительный документ (ЭСД) мы должны прямо на деляне, поскольку учет идет по геолокации, - продолжает Кудрявцев. - Для этого мы выдали бригадирам смартфоны. Народ в основном у нас суровый и непритязательный и пользуется кнопочными телефонами - на морозе они дольше держат заряд. Но проблема в том, что в лесу нет Интернета. А если выехать на трассу, где есть сеть для создания ЭСД, то там нас будут ждать гаишники и все положенные по закону драконовские штрафы за нелегальный оборот древесины. Причем в программе есть функция формирования документа в режиме оффлайн, но часто при этом выдается ошибка.
Как отмечают в отрасли, система нередко виснет при формировании QR-кодов на груз при заготовке и оформлении договоров купли-продажи на всем пути от леса до пилорамы и далее на продажу.
В УГИБДД по РБ, в свою очередь, сообщают, что пока транспорт водителей, передвигающихся без QR-кодов, на штрафплощадки не отправляют.
Алгоритма проверки таких водителей и электронной базы по данному направлению пока нет, и сотрудники в настоящий момент не могут осуществлять какие-либо действия по изъятию древесины и постановке автотранспорта на штрафстоянку в связи с отсутствием электронных сопроводительных документов, пояснили в пресс-службе ведомства.
Между тем водители боятся выезжать на большую дорогу. И их беспокоят не только аресты, но и штрафы за перевозку груза без QR-кода. Которые никто не отменял.
- Пока работаем на склад, ждем, когда появится ясность, ничего не отгружаем, - говорят лесопользователи.
В итоге практически все пиломатериалы, завезенные на рынки и базы в Улан-Удэ по старым правилам, сегодня постепенно вымываются из оборота, поскольку мало новых поставок. А когда возникнет дефицит, то там и рост цен не за горами.
- У нас все, что не делается в стране, происходит в режиме спецоперации с вполне ожидаемым неэффективным результатом, все ускоряемся, толком не подготовив участников рынка к новым правилам лесопользования, - говорит экономист Анатолий Думнов. - В итоге даже довольно здравая идея о необходимости ухода от теневого рынка и наведения порядка в лесной отрасли наталкивается на чрезвычайщину, традиционно это происходит с 1 января, что не способствует развитию малого и среднего бизнеса. Который не знает, как ему работать в постоянно меняющихся условиях.
Добавим, что с начала года в России введен запрет на вывоз необработанного круглого леса и экспорт в Китай полностью остановился. По словам Анатолия Думнова, фактический запрет на вывоз кругляка в Китай и еще одна попытка ускорить переработку леса в стране «в целом хорошая идея, но, главное, чтобы ход реализации не свел к нулю все положительные моменты лесной реформы».
Дмитрий Родионов, «Номер один».
Откуда дровишки?
Напомним, что правительство премьер-министра Михаила Мишустина взяло курс на цифровизацию делового оборота древесины, поставив целью сделать прозрачным налогообложение каждого кубометра древесины.
Для этого с нового года запустили цифровую информационную систему отслеживания оборота сырья объемом более 10 кубических метров сырья. Она призвана отследить заготовку на конкретной лесной деляне и далее по схеме: дорога - лесопилка - экспорт. Подразумевается, что буквально каждый пенек на месте заготовки получит свой QR-код, так же как и древесина на точках продажи, а вся информация будет поступать в федеральную информационную систему лесного комплекса. Где будут храниться сведения о лесах и производиться учет древесины и сделок с ней объемом более 10 кубических метров.
Между тем гладко было на бумаге, вернее, на «кьюар-коде». Заготовители леса в регионе с 1 января просто перестали отгружать лес по новым правилам.
- Ранее все сопроводительные документы на лес мы оформляли на бумаге, теперь их заменили на электронные, - рассказывает заготовитель Андрей Кудрявцев.- Никто ничего не знает, цифровизация в нашей тайге зашла в тупик, без QR-кодов на древесину нельзя выехать на дорогу, поскольку сотрудники ГИБДД могут остановить и отправить машину без документов на штрафплощадку.
Для заготовки древесины необходимо предварительно зарегистрироваться на Госуслугах и работать через ЛесЕГАИС. Для этого пользователям необходимо загрузить данные на месте рубки в программу мобильного приложения ЛесЕГАИС-mobile. Оно стало доступно для скачивания с середины декабря на платформах GooglePlay и AppStore.
Однако тестирование только что выпущенной программы привело к тому, что новую версию программы Рослесхоз выложил только... 31 декабря 2021 года. И когда основная часть населения открывала шампанское, лесозаготовители лихорадочно тестировали новую версию на своих смартфонах. Проблемы добавило то обстоятельство, что, как сообщил Рослесхоз, «авторизация в мобильном приложении и в модернизированной части ЛесЕГАИС будет осуществляться только посредством учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА)». То есть необходимо соединение учетных записей в разных базах, что усложняет формирование электронных документов. Как сообщили в Рослесхозе, «для разработки приложения привлечен один из лучших разработчиков мобильных приложений для госсектора».
В общем-то, понятно, освоили деньги на программу, а дальше пусть народ разбирается. Ведь историю «сделано у нас» мы уже проходили, со всеми вытекающими из этого проблемами. Пользователи отмечают, что «софт просто не готов к нормальному использованию, часто виснет». Бизнесмены недоумевают, «как можно вообще выпустить такую «сырую» программу для принудительного по закону коммерческого использования и сказать, что все готово?».
В тайге без Интернета
- Проблема в том, что формировать в онлайн-режиме электронный сопроводительный документ (ЭСД) мы должны прямо на деляне, поскольку учет идет по геолокации, - продолжает Кудрявцев. - Для этого мы выдали бригадирам смартфоны. Народ в основном у нас суровый и непритязательный и пользуется кнопочными телефонами - на морозе они дольше держат заряд. Но проблема в том, что в лесу нет Интернета. А если выехать на трассу, где есть сеть для создания ЭСД, то там нас будут ждать гаишники и все положенные по закону драконовские штрафы за нелегальный оборот древесины. Причем в программе есть функция формирования документа в режиме оффлайн, но часто при этом выдается ошибка.
Как отмечают в отрасли, система нередко виснет при формировании QR-кодов на груз при заготовке и оформлении договоров купли-продажи на всем пути от леса до пилорамы и далее на продажу.
В УГИБДД по РБ, в свою очередь, сообщают, что пока транспорт водителей, передвигающихся без QR-кодов, на штрафплощадки не отправляют.
Алгоритма проверки таких водителей и электронной базы по данному направлению пока нет, и сотрудники в настоящий момент не могут осуществлять какие-либо действия по изъятию древесины и постановке автотранспорта на штрафстоянку в связи с отсутствием электронных сопроводительных документов, пояснили в пресс-службе ведомства.
Между тем водители боятся выезжать на большую дорогу. И их беспокоят не только аресты, но и штрафы за перевозку груза без QR-кода. Которые никто не отменял.
- Пока работаем на склад, ждем, когда появится ясность, ничего не отгружаем, - говорят лесопользователи.
В итоге практически все пиломатериалы, завезенные на рынки и базы в Улан-Удэ по старым правилам, сегодня постепенно вымываются из оборота, поскольку мало новых поставок. А когда возникнет дефицит, то там и рост цен не за горами.
- У нас все, что не делается в стране, происходит в режиме спецоперации с вполне ожидаемым неэффективным результатом, все ускоряемся, толком не подготовив участников рынка к новым правилам лесопользования, - говорит экономист Анатолий Думнов. - В итоге даже довольно здравая идея о необходимости ухода от теневого рынка и наведения порядка в лесной отрасли наталкивается на чрезвычайщину, традиционно это происходит с 1 января, что не способствует развитию малого и среднего бизнеса. Который не знает, как ему работать в постоянно меняющихся условиях.
Добавим, что с начала года в России введен запрет на вывоз необработанного круглого леса и экспорт в Китай полностью остановился. По словам Анатолия Думнова, фактический запрет на вывоз кругляка в Китай и еще одна попытка ускорить переработку леса в стране «в целом хорошая идея, но, главное, чтобы ход реализации не свел к нулю все положительные моменты лесной реформы».
Дмитрий Родионов, «Номер один».