Рубль - лучшая валюта для личных сбережений

Инфляция в Бурятии сейчас составляет 14%, но она замедляется седьмой месяц подряд
A- A+

Мало кто возьмется спорить с тем, что уходящий год стал одним из самых сложных для России в ее новейшей истории. Это касается и финансовой сферы. Обвала в ней не произошло, однако проблемы  существуют. Для большинства населения они связаны с инфляцией и сокращением доходов. Пусть размеры этих трендов не приобрели размеров катастрофы, но тем не менее. 

Что делает Банк России для снижения роста цен и защиты доходов и сбережений населения? С этим вопросом мы обратились к заместителю управляющего республиканским отделением Сибирского главного управления Центробанка Виталию Пономареву, попросив его погрузить нас в макроэкономику в той степени, в которой она влияет на наши личные карманы. 

- Банк России устанавливает ключевую ставку таким образом, чтобы снизить инфляцию и защитить доходы и сбережения людей. Стабильно низкая инфляция (около 4% в год) защитит деньги от обесценения, а кредиты, особенно ипотека, будут недорогими. По прогнозу Банка России, инфляция снизится к 4% в 2024 году. 

К слову, инфляция в Бурятии сейчас составляет 14%, и она замедляется седьмой месяц подряд. 

- Вы сказали, что ключевая ставка – это инструмент защиты доходов. Но у нас еще свежо в памяти весеннее резкое повышение ставки до 20% — это был шок. В чем же тут была «забота и защита»? 

- Резкое повышение ключевой ставки и ставок по вкладам в марте этого года предотвратило неконтролируемый рост цен, спасло сбережения граждан от обесценения. Из-за санкций в марте рубль упал, а люди кинулись скупать товары, опасаясь их дефицита — все мы это помним. В результате цены резко выросли. Чтобы остановить этот рост, Банк России сбил покупательский ажиотаж, подняв ставку до 20%. Это сделало очень привлекательными вклады в банках и уменьшило стремление граждан тратить сбережения. 

- Разве это повлияло на инфляцию? Ведь она по-прежнему остается высокой?

- Теперь цены растут уже гораздо медленнее, чем весной. На некоторые товары   снижаются. Производители постепенно находят новых поставщиков сырья и комплектующих, импортеры налаживают новые пути перевозки товаров.  Покупатели понимают, что товары по-прежнему можно найти на полках магазинов. Чем быстрее станут налаживаться торговые связи и перестраиваться производство, тем медленнее будет рост цен.

- Может быть, проще заморозить цены, установить максимально возможные, но такие, чтобы они были комфортны людям? Как было в Советском Союзе.

- Заморозка цен не поможет в борьбе с инфляцией. Как раз из советского прошлого мы помним, что искусственно заниженные фиксированные цены делают невыгодным производство товаров. В результате производства закрываются или стараются перенаправить продукцию за рубеж. Итог – дефицит товаров в стране и еще более резкий рост цен. Наоборот, рыночные цены показывают бизнесу, на что есть спрос и что надо производить. 

Сейчас условия производства изменились — я имею в виду стоимость сырья, комплектующих, доставки. Ценам нужно время, чтобы подстроиться к этим изменениям (вероятно, и 2022, и 2023 годы). После этого инфляция придет в норму и будет находиться вблизи 4%. 

- А почему нельзя снизить ставки по кредитам до 2 - 3% годовых, как в развитых странах?

- Сейчас центральные банки других стран быстро повышают ставки в ответ на резкое ускорение инфляции. Главная причина скачка инфляции до максимальных за 40 лет уровней – именно неоправданно низкие ставки в этих странах в последние годы. Этот взлет инфляции «съедает» выгоды прошлых лет.

Банк России снизил ключевую ставку с 20 до 7,5% годовых, но экстремально глубокое снижение ключевой ставки не сможет автоматически дать дешевых кредитов. В 2010 - 2013 гг., например, ключевая ставка была ниже, чем сейчас. При этом ставки по кредитам – гораздо выше. Причина – высокая инфляция в те годы.
 
Кредиты дешевле и доступнее, когда инфляция стабильно низкая. Банки устанавливают кредитные ставки, ориентируясь не только на ставку Банка России, но и на ожидаемую инфляцию, свои риски, общую ситуацию в экономике. Сегодня банки закладывают в ставки по кредитам все еще относительно высокую ожидаемую инфляцию, огромную неопределенность событий в экономике и мире, ненадежность заемщиков. Снижение влияния этих факторов, в частности инфляционных ожиданий,  будет увеличивать доступность кредитов.

- Еще один вопрос, который всех волнует, – курс рубля. Может быть, проще зафиксировать этот курс на «правильном» уровне, если можно его так называть?

- «Правильного» курса рубля, заданного раз и навсегда, не существует. У участников экономики зачастую противоположные интересы: одним (например, импортерам) нужен более крепкий рубль, другим (например, экспортерам) – более слабый. Курс не должен обеспечивать интересы одних за счет других. При этом экономические условия постоянно меняются. Рынок помогает найти баланс этих интересов и определить, какой курс нужен экономике в данный момент времени. Сегодня курс рубля в России в основном определяется тем, сколько валютной выручки приносят на валютный рынок экспортеры, и тем, сколько валюты требуется для оплаты поставок импортерам. Банк России никак не вмешивается в этот процесс.

- В таком случае посоветуйте, в какой валюте хранить сбережения, если курс все время скачет?

- Рубль сегодня - лучшая валюта для сбережений в России. На протяжении многих лет валютные сбережения в России были страховкой от высокой рублевой инфляции, которую не компенсировали низкие депозитные ставки. Сейчас ситуация кардинально изменилась: инфляция в зонах доллара и евро близка к двузначной, а доходности депозитов в этих валютах намного ниже, чем в рублях. В результате покупательная способность сбережений в долларах и евро снижается. И не надо забывать, что сбережения в этих валютах в российских банках подвержены рискам санкций, блокировок и т. п.

Беседу вел Арсений Калитин, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.