Поддержать фермеров делом

В Бурятии намерены активно развивать малоформатную торговлю
A- A+

Депутаты Народного Хурала Бурятии предлагают ряд мер по развитию малоформатной торговли в республике. Это и открытие новых торговых площадок, и продление договоров аренды без проведения торгов, и создание единого оператора организации ярмарок. Все эти идеи обсуждались на заседании круглого стола, организованного комитетом по земельным вопросам, аграрной политике и потребительскому рынку с участием заинтересованных ведомств.

Оборот торговли растет 

В Бурятии на сегодня насчитывается 1 014 нестационарных торговых объектов и количество торговых площадок увеличивается. Так, только в Улан-Удэ работает 15 площадок для реализации сельскохозяйственной продукции, а также порядка 30 сезонных площадок.

- Президент России Владимир Путин подчеркнул, что в условиях санкционного давления, глобальных продовольственных вызовов задачи по укреплению продовольственной безопасности страны становятся еще более актуальными и на всех уровнях власти должно уделяться внимание вопросам продовольственной безопасности и поддержки представителей малого, среднего предпринимательства, ЛПХ в целях обеспечения им доступа на торговые площадки для реализации собственной продукции. На сегодня по линии минпрома, минсельхоза, Народного Хурала поддержке уделяется большое внимание, - сказал председатель аграрного комитета Дмитрий Швецов.

Актуальную информацию о состоянии малоформатной торговли в Бурятии сообщил врио министра торговли и инвестиций Республики Бурятия Алексей Оловянников.

- Малоформатная торговля – один из драйверов роста торговой деятельности и перспективный канал сбыта для местной продукции, а также самый кратчайший путь от производителя до потребителя.  По данным Бурятстата, оборот розничной торговли в республике в 2021 году составил 219 млрд рублей, или 102,9% к предыдущему году, а за десять месяцев текущего года - уже 202,6 млрд рублей, - сообщил врио министра.

Наибольшее количество объектов нестационарной торговли зарегистрировано в Улан-Удэ, Северобайкальском, Заиграевском, Кабанском, Прибайкальском, Мухоршибирском районах и в Кяхте. Меньше всего малоформатная торговля развита в северных районах республики из-за сурового климата.

Значительную долю своей продукции фермеры и перерабатывающие предприятия реализуют на ярмарках. В республике в этом году прошло 70 ярмарок, производители выручили более 100 млн рублей. На мясной ярмарке, которая состоялась в начале декабря,  продано более 95 тонн мяса. В 2023 году откроются новые площадки для проведения фестиваля «Свое» - в Иволгинском и Селенгинском районах.
Участники круглого стола из районов республики рассказали о том, как организована малоформатная торговля на примере своих муниципалитетов. Был поднят ряд проблемных вопросов. К примеру, в Бичурском районе всего две убойных площадки и фермерам просто негде забить КРС. Дело дошло до того, что социальные учреждения уже жалуются на нехватку мяса –приобрести мясо напрямую у фермеров учреждения не могут из-за отсутствия у последних необходимых документов и сертификатов.

Также участники заседания рассказали и о других проблемах:  росте закупочных цен, снижении покупательской способности и деградации потребительской корзины населения, нехватке торгово-ярмарочных мест для местных товаропроизводителей, высоких транспортных расходах по доставке социально значимых товаров в отдаленные населенные пункты Бурятии и др.

Еще больше торговых площадок 

Депутаты, заслушав информацию о проблемных моментах в малоформатной торговле, высказали ряд предложений. 

- Необходимо создать условия для реализации продукции и обеспечить ее доступность для населения. Для этого необходимо без проведения торгов продлевать договоры аренды, усовершенствовать схему размещения торговых объектов, на регулярной основе проводить ярмарки выходного дня, увеличить количество нестационарных торговых объектов, особенно в селах у Байкала, - высказался Дмитрий Швецов.

По мнению парламентариев, крупный и средний ритейл также может помочь развитию малой торговли. Например, внедрять и реализовывать программы франчайзинга, предоставлять небольшим предпринимателям максимальный доступ к трафику торговых сетей, сдавать по адекватным тарифам площади в закассовой зоне, развивать формат shop-in-shop, в том числе  используя территорию, прилегающую к крупным торговым центрам для размещения торговых точек и ярмарок.

Особое внимание нужно обратить на развитие ярмарочной деятельности. Необходимо расширение круга организаторов и участников выставок-ярмарок или создание единого оператора по проведению ярмарок. Основной деятельностью организаторов выставок-ярмарок должна стать организация разнообразных и востребованных ярмарочных мероприятий с привлечением для участия в них максимального количества мелких субъектов торговли, а также производителей продуктов питания и сельскохозяйственных производителей. Также необходимо разработать единый брендбук для простоты восприятия потребителей и для развития устойчивого восприятия данных мероприятий как безопасного и качественного продукта.

Парламентарии же, со своей стороны, готовы совершенствовать республиканское законодательство, которое регламентирует вопросы развития малоформатной торговли.

Лариса Ситник, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.