Для всех малых сел одна судьба?

Чем показателен «холодный кризис» в Новокижингинске
A- A+

Новость о замерзающем селе из Бурятии громыхнула в СМИ и добралась до Москвы. Ситуация патовая: сельчанам приходится едва ли не выживать в стенах своих домов. В квартирах надевают валенки и куртки, обогреваются кухонными плитами. Температура в зданиях жилых домов и организаций опустилась до +10 градусов. А дело в следующем: на единственной котельной МУП «Тепловик» истощились запасы угля. Корень проблемы отыскали в закрытии Кижингинского рудника, произошедшего несколько лет назад. 

«Это просто стыд и позор» 

14 декабря жители Новокижингинска опубликовали в социальных сетях обращение к главе Бурятии Алексею Цыденову. В селе беда – люди замерзают внутри своих собственных домов из-за низких температур. Это касается жителей и многоквартирных домов, и частного сектора. По словам сельчан, они уже обращались в разные инстанции, но реакции  никакой. Одним днем они решились дойти до местной котельной и заснять происходящее на видео.

«Сегодня 13 декабря 10 утра. Температура на выходе из котельной составляет 44 градуса при норме 58–60. Посмотрите, сколько угля осталось, какие запасы на утро. В школе в кабинете математики - +10, в кабинете биологии - +11. Топить нечем. Прошу обратить внимание на наше обращение. Бьемся-бьемся, а толку никакого нет. Обвинили руководство школы, детского садика, что в школах холодно. Кто виноват? Будем разбираться по закону», - заявила местная жительница на кадрах, указывая на небольшую кучу оставшегося угля.

Из-за перепадов температуры в Новокижингинске приняли решение остановить занятия в детских садах и школах – слишком холодно. Вдобавок глава поселения «Новокижингинск» Валерий Кузьмин предупредил 13 декабря, что понижение температуры будет расти из-за аварии на теплотрассе. Вопрос стоял только в удерживании температуры в 44 градуса на котельной, а не повышении ее. Краски сгущались.

«Это просто стыд и позор. Пенсионеры, которые строили этот поселок в советское время, работали на добыче бериллия, приумножая могущество страны, вынуждены зимами замерзать. Надевать на себя в квартирах куртки и валенки, обогреваться кухонными конфорками. Те, у кого есть возможность, в многоквартирных домах устанавливают печи, укладывают поленницы дров на балконах, едва передвигаясь в свои 70–80 лет, носят дрова. Люди, от которых что-то зависит, обратите внимание! Проявите уважение - предоставьте людям условия для достойной старости!» - высказались жители в районной группе «Кижинга Онлайн».

К концу дня в замерзающее село выехала районная комиссия в составе замглавы района по инфраструктуре, прокурора района, а также сотрудников Роспотребнадзора и представителей минстроя РБ. В этот же день в Кижингинском районе ввели режим повышенной готовности, а администрация заключила договоры на поставку 1 510 тонн угля на общую сумму в 2,5 млн рублей, вдобавок выделили 528 тыс. рублей на подвоз угля. 15 декабря село посетил замминистра строительства Бурятии Евгений Поляков и поручил главе района представить план мероприятий по выходу из сложившегося кризиса, а также доложить о причинах его возникновения. 

«Ситуация не меняется к лучшему» 

15 декабря на 27-й сессии Народного Хурала депутат Тумэн Дондоков поднял вопрос о Новокижингинске. В самом начале выступления он продемонстрировал то самое видео от местных жителей, а затем зачитал официальное обращение от лица председателя Совета депутатов муниципального образования «Новокижингинск» Владимира Галласа. 

В сообщении отмечают, что МУП «Тепловик» оказалось в критической экономической ситуации. От «Тепловика» отапливаются многоквартирные дома и организации села. Но услуги теплоснабжения стали ахиллесовой пятой организации, поставив под угрозу само ее существование. А после исчезновения предприятия село просто замерзнет.

«Суть проблемы в том, что после ликвидации основного предприятия Кижингинского рудника – филиала Забайкальского горно-обогатительного комбината  – произошел отток населения. Более трети благоустроенных квартир - 151 из 408 –  пустует. Предприятие вынуждено их отапливать. Несет при этом значительные убытки – более 20% дохода. Накапливает долги по налогам, заработной плате, оплате за потребленную электроэнергию. А самое страшное – не имеет возможности приобретения в необходимом количестве угля и ГСМ для его своевременного вывоза. В результате чего запасов угля на котельной нет. Долги предприятия растут. Недовольство потребителей тоже. Возникает реальная угроза остановки котельной и размораживания сетей. Ситуация не меняется к лучшему, а лишь усугубляется с каждым годом», - сказано в обращении. 

Как отметили депутаты Кижингинского района, те небольшие средства, которые район выделяет на приобретения угля в экстренных случаях, как это произошло 13–14  декабря, в корне картины не меняют.

«Оптимальное решение для выхода из замкнутого круга мы видим в аудите финансовой деятельности МУП «Тепловик» с целью определения объема выпадающих доходов и их возмещения из республиканского бюджета. Это просим донести до депутатов Народного Хурала и до главы Республики Бурятия. Ведь это проблема не только Новокижингинска, но и всех населенных пунктов Республики Бурятия, да и, наверное, России в целом, в которых ликвидированы градообразующие предприятия», - обратился от всего муниципального образования «Новокижингинск» Владимир Галлас.

На «волоске» градообразующих предприятий

Затем депутат Тумэн Дондоков отметил, что подобное происходит уже далеко не первый год, и сказал, что решение больше нельзя откладывать. Нужно найти возможность помочь МУП «Тепловик» и компенсировать выпадающие доходы предприятия. А затем покритиковал коллегу из правительства Бурятии. 

«Дети не должны страдать. Из-за того, что предприятие ликвидировано (Забайкальский ГОК. – Прим. ред.) и люди выехали из села, в садике и школе дети замерзают. Просьба правительству принять меры и изучить ситуацию. Но только не так, как буквально вчера это случилось: приехал представитель правительства, по-моему, на уровне замминистра. Он поговорил с начальством ЖКХ и уехал. Не поговорил ни с главой, ни с председателем сельского Совета, ни со старостой, ни с людьми. Не заехал в школу. Просто приехал, посмотрел, что нет угля, и уехал. Ну так же нельзя к ситуации относиться. Просьба разобраться, и давайте примем уже решение, как поддержать поселение», - сказал Тумэн Дондоков. 

К слову, Новокижингинск – далеко не первое село, попавшее под угрозу исчезновения из-за ликвидации градообразующего предприятия. 
Еще в 2011 году «Номер один» сообщал, как в поселке Джида произошло расформирование воинских частей. Работа в них на тот момент была источником заработка для тысяч жителей. В итоге вскоре после этого события из населенного пункта уехали 2 тыс. человек. Оставленное военными имущество разграбили, пустующие дома было не на что отапливать, а  люди потеряли работу.

В 2015 году  та же ситуация ударила по селу Выдрино. Там УФСИН ликвидировал исправительную колонию № 4. После ухода учреждения без работы остались сотни человек. Вакансий в поселке просто не было, а кредиты и ипотеки остались. На тот момент в Выдрино проживало 4 357 человек. Для сравнения: на 1 января 2022 года в Выдрино живут 489 человек.

В поселке Усть-Баргузин в 2019 году, после закрытия предприятий по лесодобыче и лесопереработке, произошли те же трудности. Это случилось после жестких рейдов природоохранной прокуратуры. Многие лишились работы, другие  покинули поселок. Правда, в отличие от других примеров, у Усть-Баргузина хотя бы был потенциал в туристической сфере из-за его расположения рядом с Байкалом.

Но есть и позитивные примеры. Так, в 2016 году Рельсо-сварочный завод в городе Бабушкин тоже находился на грани закрытия. Приказ о его ликвидации ошарашил местных жителей. Однако трагедии удалось избежать – вопрос подняли на уровне правительства. Вячеслав Наговицын, на тот момент занимавший пост главы Бурятии, пообещал вмешаться. Затем приказ о ликвидации аннулировали. На тот момент на заводе работало около 350 человек.

Среди других известных действующих градообразующих предприятий - Гусиноозерская ГРЭС, Тугнуйский уголный разрез, курорты «Аршан», «Горячинск» и т. д. Без этих учреждений населенные пункты, скорее всего,  ждет то же самое.

Прыжок до Москвы 

В Новокижингинске постепенно ситуация нормализовалась, но не без происшествий. 15 декабря в селе растопили третий котел, но зато жители 15 частных домов и одного многоквартирного остались без холодной воды. Причина неполадок – протечка в колодце. Устранить ее удалось только после обеда. Как сообщили в администрации района, ежесуточно автомобильным транспортом запланирована поставка по 100 тонн угля.

С 19 декабря дети снова начали посещать уроки в местной школе. Как сообщил директор Новокижингинской СОШ Григорий Матвеев, температура в кабинетах постепенно выровнялась.

«У нас в школе стоит прибор учета тепловой энергии. В школе температура нормализовалась. Температура теплоносителя на 7 утра сегодня (20 декабря. – Прим. ред.) была 66 градусов – это температура подачи. Температура выхода – 54–57 градусов. В помещениях  – 19–21 градус. С понедельника школьники учатся в штатном режиме. У меня есть подробная выписка из журнала учета подачи тепла, то есть мы снимаем (показатели) с теплосчетчика практически ежедневно в последнее время. Если в сравнении взять динамику с 2017 по 2021 год, то в среднем температура составляла 65–68 градусов в декабре. А в этом году был период, когда температура была на 15–17 градусов ниже», - рассказал директор.

По итогу история с замерзающим Новокижингинском заинтересовала Москву. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил руководителю Следкома Бурятия Вячеславу Сухорукову доложить о ситуации в связи с жалобами жителей на низкую температуру в домах.

19 декабря Вячеслав Сухоруков провел личный прием жителей села Новокижингинск. Он  прошел в здании местной администрации. Как сообщили в пресс-службе бурятского Следкома, возбуждено уголовное дело по факту халатности должностных лиц органов местного самоуправления.

Хочется верить, что эта история завершится: ситуацию исправят, а виновных накажут. Однако, учитывая, что в Бурятии еще достаточно населенных пунктов,   зависящих от одного-единственного предприятия, есть вероятность, что подобные проблемы будут повторяться. Поэтому необходимо очень внимательно относиться к подобным городам и поселкам, дабы не допустить их опустения и замерзания.

Эржена Мансорунова, «Номер один».


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.