Рождение фильма-сказки
Создатели киноленты по мотивам бурятских народных сказок и легенд обещают построить аутентичный улус со ставкой хана. Масштабы предстоящих съемок серьезные — на осуществление проекта министерство культуры России выделило 70 млн рублей. «Номер один» поговорил со сценаристом фильма «Коралловые бусы» — писателем, выпускницей Литературного института им. А. М. Горького, нашей землячкой Евгенией Фахуртдиновой.
Все началось с мечты
— Евгения, здравствуйте! О чем же будет фильм «Коралловые бусы»?
— Сайн байна! Наш художественный игровой фильм – это симбиоз народной мудрости, гармонично объединяющий несколько сказок в одной. Те, кто знаком с миром бурятской сказки, узнают в картине любимые с детства произведения: «Мудрая дочь», «Меткая стрела», «Злая шаманка» и другие. А те, кто не знает ни одной бурятской легенды, будут приятно удивлены национальным колоритом и характерными элементами, являющимися едиными для всех народов.
— Как возникла идея создания фильма? С чего все началось?
— Все началось с мечты. Я уверена, что серьезные вещи создаются поступательно, шаг за шагом, год за годом. Иногда мы сами не знаем, насколько каждый день приближаем исполнение своего заветного желания. И если спросить меня, как долго шла работа над сценарием, могу смело сказать, что всю мою жизнь. Сама же идея создания полнометражного фильма по мотивам бурятских народных сказок принадлежит прекрасному режиссеру и сценаристу, кинопродюсеру Татьяне Мирошник. Она сняла в 2020 году документальный фильм «Дети Бурятии» и так полюбила нашу республику, что решила вернуться сюда с более масштабным проектом, который раскроет глубины национальной мудрости, надежды и доброты. Кстати, фильм «Дети Бурятии» можно легко найти в Интернете. Советую посмотреть. Благодаря этой ленте мы и познакомились с Татьяной в Центральном Доме кинематографистов на церемонии награждения победителей медиафестиваля «Родина в сердце». Она поднялась на сцену за наградой вместе с Людмилой Доржиевой, консультантом фильма. Сегодня Людмила Будажаповна – креативный продюсер нашей кинокартины «Коралловые бусы».
Персонажи ведут за собой
— Расскажите о работе над сценарием. Трудно ли работать в соавторстве? Как складывался ваш дуэт?
— Я впервые выступаю сценаристом художественного игрового фильма. До этого писала сценарии к документальному кино. За что очень благодарна главному редактору телерадиокомпании «Русский мир» Любови Курьяновой. Она доверила мне творческую работу над картинами «Король неба» и «Русский мир Бисера Кирова». Последний, кстати, стал фильмом-открытием Международного русского кинофестиваля, который прошел в этом году в Москве в Доме кино. Что касается работы в соавторстве… Наверное, это зависит от самих авторов, их общей цели и видения. На мой взгляд, мы на 100% совпали с Татьяной в этой истории. Мы работаем по очереди над одними и теми же сценами, обсуждаем, иногда отправляем друг другу комментарий: «гениально!», и это очень вдохновляет двигаться дальше. Татьяна окончила ВГИК, у нее за плечами колоссальный опыт работы в кино, поэтому я всегда к ней прислушиваюсь. Но бывает и такое – персонажи ведут за собой, обретают плоть и кровь, из фоновых превращаются в настоящих героев со своим голосом и характером. За этим невероятно интересно наблюдать. Кстати, не сказала о самом главном – прежде чем начать писать сценарий, мы отобрали сказки, которые, на наш взгляд, являются самыми кинематографичными. Это было замечательное время – часть книг я заказывала в книжных магазинах, часть находила по запросу в Интернете: потрепанный раритет приходил заказной бандеролью из Улан-Удэ, Иркутска, Кемеровской области, Санкт-Петербурга. Самые удачные книги мне посоветовал мой дедушка – Варлам Жамсаевич Зандеев.
— Чем вдохновлялись в процессе работы? Помимо творческого полета мысли, была ли какая-то исследовательская, кропотливая работа?
— О, эта работа продолжается и сейчас. И будет продолжаться вплоть до весны. Ради этого, кстати, была организована первая экспедиция нашей съемочной группы. Мы посетили не только музеи и театры, но и министерство культуры, министерство образования, а также Национальную библиотеку Республики Бурятия, в которой сотрудники краеведческого отдела очень нам помогли и пообещали, что и в дальнейшем будут содействовать созданию нашего общего фильма. Вся съемочная группа очень ответственно относится к каждой детали, я тоже погружаюсь не только в художественные, но и в документальные источники. Ведь, несмотря на то, что у нас сказочная история, мы хотим, чтобы ее картина мира была выверенной и понятной.
«Мы будем снимать кино»
— Среди множества заявок министерство культуры России выбрало ваш проект, как думаете, как вам это удалось?
— Мне кажется, и Татьяна, и я с самого начала были уверены в счастливом для нас исходе. Мы уже видели перед собой этот фильм от начала до конца, его персонажей, предчувствовали локации, дыхание Байкала. Поэтому расстроились, когда обнаружили наши фамилии в резерве. Ведь мы не сразу получили поддержку министерства культуры РФ. Но через какое-то время нам сообщили, что проекту «Коралловые бусы» оказана государственная поддержка в размере 70 млн рублей. Это было «ура!», конечно. Татьяна написала мне: «Мы будем снимать кино».
— Расскажите, как собирается команда для съемок, что уже сделано, что еще предстоит сделать?
— С основной частью творческой группы фильма я познакомилась во время первой экспедиции в Бурятию, которая прошла в конце ноября. Помимо Татьяны Мирошник и Людмилы Доржиевой, это научный консультант Людмила Дампилова, оператор-постановщик Иван Зимин, линейный продюсер Марина Зимина, второй режиссер Вадим Бурмистров, художник-постановщик Юрий Устинов, ассистент художника-постановщика Ирина Акимова, художник по костюмам Мария Лунина, кастинг-директор Александра Селезнева, оператор аэросъемки Виктор Павлов, фотограф и оператор Светлана Бурдасова – она снимает фильм о фильме. К музыкальному оформлению картины привлечен молодой композитор Лудуб Очиров, студент Гнесинки. Это лишь часть нашей команды, все сейчас находится в живом процессе созидания и формирования. Поэтому мы открыты, приглашаем партнеров и участников, заинтересованных в совместном производстве национального шедевра. Насчет слова «шедевр» — да, нескромно, но я верю, что у нас получится прекрасный фильм, который войдет в сокровищницу отечественного кинематографа.
Новые идеи захлестнули нас
— Многие из ваших коллег этой осенью впервые побывали в Бурятии. Что им запомнилось особенно?
— Конечно же, в первую очередь это природа, ее мощь и красота! Вы бы знали, как участники нашей съемочной группы, впервые увидев Байкал, кричали от восторга. Все поклонились ему, и произошло чудо – новые идеи захлестнули нас, мы шли по берегу и стали обсуждать все сцены, связанные с Байкалом. Теперь я понимаю, почему сценаристу нужно быть внутри съемочного процесса, это дарит очень многое, в том числе осознание, насколько это командная работа. Но больше всего меня поразила реакция коллег на жителей республики с бурятской внешностью. Они без конца повторяли, насколько мы прекрасны. Даже мне оператор-постановщик предложил эпизодическую роль. Я спросила: «Какую?». Он сказал: «Ты ведь сценарист, напиши кого-нибудь для себя».
— Есть ли страхи, волнение перед таким масштабным проектом, в чем черпаете силу?
— Вы правы. Это все так волнительно и ответственно, страшно и радостно… Сила в единстве. Мы получаем много положительной обратной связи, хотим дать почитать сценарий как можно большему количеству профессионалов, чтобы на берегу убрать все недочеты. Мой преподаватель — профессор Николай Данилович Хосомоев тоже откликнулся, что поможет советом, ознакомится со сценарием. Ему 85 лет! И он, кстати, тоже пришел на кастинг.
— Расскажите, пожалуйста, о ближайших планах, когда еще будет проводиться кастинг актеров?
— Сейчас идет длительный процесс подготовки к съемкам, разрабатывается постановочный сценарий, создаются эскизы, раскадровки и макеты, строятся декорации, шьются костюмы и подбирается реквизит. У нас прошел масштабный кастинг в стенах Национальной библиотеки РБ и в других местах города. Было очень много людей, на наш взгляд, благодаря министру культуры РБ Соелме Баяртуевне Дагаевой. Она лично обратилась к жителям республики на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» и пригласила всех на кастинг. Можно прислать нам свои видеовизитки. Ведь мы ищем не только профессиональных актеров. Главный критерий – бурятская внешность. Будут и еще дополнительные кастинги на территории Бурятии, но уже более точечные, касающиеся отдельных персонажей. Пока можно подписаться на нашу группу «ВКонтакте», но с января начнет работу и наш сайт, на котором каждый день мы будем радовать посетителей не только подробностями съемочного процесса, но и увлекательным материалом о культуре и традициях Бурятии. Там будут и сказки. А как же без них?!
Байкал и любовь
— Что бы вы хотели сказать нашему читателю о будущем фильме?
— Фильм выйдет в прокат в 2024 году. И сейчас у всех есть возможность прикоснуться к созданию нашей общей сказки. Мы верим, что эта добрая, жизнеутверждающая история о том, как появилось самое глубокое озеро и самое глубокое чувство в мире – Байкал и любовь, подарит всем зрителям вдохновение и надежду!
Справка:
Евгения Рамильевна Фахуртдинова – шеф-редактор телерадиокомпании «Русский мир», поэт, прозаик, сценарист, автор четырех книг. Родилась 23 декабря 1990 года в городе Улан-Удэ. Член Союза журналистов России, Союза писателей России и Республики Бурятия.
Елена Жамбалова, «Номер один».