Мэр Улан-Удэ об итогах 2022 года
Целый ряд проектов был реализован в 2022-м впервые, которые решают важные проблемы горожан. Началось масштабное обновление городского общественного транспорта - приобрели 124 новых автобуса большой и средней вместимости. В таком количестве и в столь ограниченные сроки автопарк столицы Бурятии не обновлялся еще никогда.
Впервые в Улан-Удэ благодаря проекту «1000 дворов Дальнего Востока» построены мини-парки в 13 дворах. Здесь не только уложен асфальт и поставлены лавочки, созданы полноценные зоны отдыха для всех возрастов – от малышей до пожилых людей. Открыта самая большая школа на Дальнем Востоке – на Левом Берегу по ул. Автотранспортной. Об этих и других событиях 2022 года рассказал мэр Улан-Удэ Игорь Шутенков.
- Игорь Юрьевич, начнем, пожалуй, с главного события года. В феврале началась спецоперация, которая многое изменила для всех нас. Город и горожане выступили в поддержку наших военнослужащих. Что было сделано?
- Безусловно, вся Бурятия, весь Улан-Удэ с самого начала спецоперации откликнулись. Люди сами объединились в группы, начали собирать помощь в любом виде. Более четырех тонн посылок собрано и отправлено горожанами. Помощь не прекращается. Наши сотрудники вступают в ряды армии добровольцами, едут в период своих отпусков работать волонтерами в Джанкой.
Я от всей души благодарю всех наших горожан за то, что не остались в стороне, что каждый, как мог, внес свою помощь. Ребята на передовой это знают, чувствуют.
Недавно я сам ездил в Читу. Проверял, как идет подготовка наших земляков. И, знаете, удивительное спокойствие, мужество чувствуется, с такими защитниками не страшен никакой враг.
Сейчас по заявкам семей мобилизованных привозим дрова, уголь. Выполнено более 500 заявок, и работа продолжается. Устраиваем детишек мобилизованных ребят в детские сады и школы, если это необходимо.
- В этом году город решил сократить расходы на новогодние праздники?
- Утренники и елки для детей в школах и садах пройдут. У них праздник должен быть, и, по-моему, все это понимают, поддерживают. Мы приняли решение не проводить больших массовых праздничных мероприятий. А сэкономленные средства направили для приобретения необходимых вещей для наших бойцов. Как пример, новогодняя елка на площади Советов. Сама елка у нас уже есть, катушка тоже. Это все многоразовые конструкции. Вот только скульптуры мы решили не делать сами, а предложить спонсорам. И они нашлись, мы им благодарны.
- Мы все помним, что прошлый, 2021-й год завершился серьезной коммунальной аварией в связи с пожаром на ТЭЦ-1. Какая работа над ошибками проведена? Не повторится ли ситуация?
- Действительно, для нас это было тяжелым испытанием. Город стоял под угрозой разморозки, но благодаря совместным усилиям здесь все работали: и правительство республики, и городская администрация, все управляющие компании, все ЖЭУ, сами энергетики. Нам необходимо было сохранить движение воды - теплоносителя по трубам, не разморозить ни один дом, ни один стояк, ни одну теплотрассу, что мы смогли сделать и запустили заново ТЭЦ в работу. После этого собственниками ТГК-14 сменен менеджмент компании, сменились и сами собственники. Они были и у главы Бурятии, и у меня, рассказали о планах и нововведениях.
По итогам проверки аварии были выработаны восстановительные мероприятия, их - 35, и они все к новому отопительному сезону выполнены, изменен и технический регламент. И, как результат, 15 ноября этого года Гостехнадзор выдал паспорт готовности нашей столицы к зиме. Хотелось бы сказать, что здесь не только одна ТЭЦ-1 или ТЭЦ-2 влияет на прохождение отопительного сезона. Здесь каждая труба, каждый элеваторный узел важны. Поэтому по моей инициативе были созданы межведомственные рабочие группы, которые проверили готовность к зиме всех многоквартирных домов в нашем городе.
- А как обстоят дела с военными городками?
- До прошлого года военные городки у нас были обособленными, куда министерство обороны, собственно говоря, нас и не пускало, поэтому котельные обслуживались либо «Славянкой», либо ЖЭУ-10 - это все военные подведомственные организации. Тем не менее мы понимаем, что в военных городках в любом случае живут наши жители и комфортные условия должны быть созданы для всех.
Мы зашли в военные городки со своей контрольно-ревизионной службой, со своими проверками, собрали жалобы и подготовили письмо на имя министра обороны Сергея Шойгу. Наше письмо Алексей Самбуевич Цыденов подписал, отправили, и, как результат, - были выделены дополнительные финансовые средства для приведения котельных, теплосетей и водосетей военных городков в надлежащее состояние. И мы эту работу будем дальше продолжать. Мало того, мы на на «военные» сети ставим свои датчики, чтобы измерять температуру на входе и выходе. Те самые датчики, которые выводятся у нас на мониторы единой диспетчерской службы города, контролирующей ситуацию круглосуточно.
- По электросетям какая ситуация? В прошлом году жители СНТ и ДНТ писали видеообращения, что их сети принадлежат частным компаниям и найти их порой невозможно. Как решается этот вопрос?
- По электрическим сетям у нас вопрос стоит действительно остро. Мы сами его обострили и сделали главным. Это связано, во-первых, с экологией. Мы приняли решение о том, что необходимо переводить отопление наших домов на электрическое.
Электричество у нас есть везде, но не всегда оно нужного качества. Что такое СНТ и ДНТ? Это те самые первые дачные товарищества, которые организованы еще в Советском Союзе, в 60 - 70-х годах. Там, где люди проводили только свое летнее время. Это уже потом, когда дали возможность эти дачи перевести в жилой фонд, стали проживать там зимой, утеплив их, а сети то остались те же самые. По два киловатта на дом, чтобы включить лампочку и вскипятить воду. А когда там живешь постоянно, тебе необходим и холодильник, и телевизор, и чайник, у некоторых стоят и электрокотлы. Поэтому сети перестали выдерживать нагрузку. А во многих ДНТ и СНТ, вы правильно сказали, не было владельцев этих сетей.
И вот для того, чтобы сети передать «МРСК Сибири» или «Улан-Удээнерго», либо взять на баланс муниципалитета, их надо было привести в нормативное состояние.
В этом году по нашей просьбе Алексей Самбуевич Цыденов принял решение выделить нам 56 млн рублей на приведение сетей СНТ и ДНТ в нормативное состояние. Это сделано для того, чтобы, во-первых, люди получали качественную электроэнергию уже сейчас, а во-вторых, для того, чтобы была возможность модернизировать сети, поскольку у них будет хозяин.
В этом году в Улан-Удэ обновили электросети в десяти ДНТ и СНТ, где проживает более 10 тыс. горожан.
- То есть жители смогут перейти на электроотопление? Такой переход поможет решить проблему грязного воздуха в Улан-Удэ?
- Переход на электроотопление - это одно из важнейших направлений решения проблемы экологии. Но мы сейчас работаем сразу в нескольких: это и бездымное топливо, и установка электростатистических фильтров на угольные котельные и т. д.
Для того, чтобы решать эту проблему, мы создали проектный офис «Чистый воздух», куда вовлекли и наше правительство, федеральные структуры, ученых. Наш город благодаря этой работе распоряжением правительства РФ включен в перечень городов-новых участников федерального проекта «Чистый воздух».
Мы вошли в проектирование реконструкции электросетевого хозяйства с учетом увеличения нагрузок под электроотопление. И работаем над фильтрами-дымоуловителями для малых угольных котельных, в том числе и муниципальных.
С приборостроительным производственным объединением и научными сотрудниками уже создали такой фильтр, он у нас проходит обкатку на муниципальной котельной по ул. Лысогорской. Уже сейчас он изымает 55% вредных веществ из отработанного воздуха. Мы посмотрим, как фильтр работает и в пиковые нагрузки, в самые холода, когда идет большая подача угля. И после опробирования он будет доработан для внедрения. Все 28 наших котельных планируем обеспечить такими фильтрами.
Кроме того, у нас очень много сейчас появилось легкового и грузового транспорта - 110 тыс. единиц практически каждый день выходят на улицы города без учета иногороднего транспорта. И это тоже сказывается на экологии в целом. Поэтому перевод на электроотопление, на бездымное топливо, развязка транспортных заторов, узлов, приобретение нового муниципального транспорта уже с экологически чистыми моторами и т. д. - все это звенья одной цепи, которые помогут решить проблему грязного воздуха.
- Про общественный транспорт. Ждем, когда закупленные в этом году 124 новых автобуса выйдут на маршруты. Они смогут закрыть вопрос нехватки транспорта?
- Должны закрыть. Для нашего города этот год просто исторический в части обновления общественного транспорта. Мы начали эту работу еще в 2019 году, когда приобрели 15 «Львят». В 2020 году благодаря программе «Народный бюджет», когда сами жители проголосовали за обновление автобусного парка, мы купили 20 пазиков и за счет «дальневосточной» субсидии - еще 22 «ПАЗа». К концу 2021 года на сэкономленные деньги по «дальневосточной» субсидии купили два больших первых для нашего города «МАЗа» и один «ПАЗ».
В самом начале этого года сформировали делегацию, я ее возглавил, и мы поехали по нашим российским заводам, которые производили автобусы. Заключили договоры о поставке, когда все было непонятно, начались санкции, но результат налицо. Благодаря решению президента России, благодаря поддержке главы Бурятии мы смогли приобрести 124 автобуса, из них 59 больших «Волгобасов», 65 средних «ПАЗов».
Уже сейчас муниципальные автобусы в будний день перевозят пассажиров больше, по сравнению с прошлым годом, - с 13 до 18 тысяч. Сейчас выходят ежедневно 70 автобусов. В следующем году задача стоит выпускать вдвое больше.
- Теперь не хватает водителей?
- Да, ищем и приглашаем водителей на работу. Мы пошли по пути повышения заработной платы водительскому составу и кондукторам, выплачиваем при трудоустройстве подъемные порядка 20 тыс. рублей, гарантируем социальный пакет, четкий график работы и предоставление отпусков. Первых 50 водителей мы уже взяли, но нам необходимо еще 200 водителей. На последнем совещании с главой Бурятии Алексеем Самбуевичем Цыденовым было принято решение о выделении дополнительного финансирования для МУП «Городские маршруты». Благодаря такой поддержке мы с 1 января следующего года поднимаем минимальную заработную плату водителям до 55 тыс. рублей «на руки». Новые автобусы, достойная заработная плата, хорошие условия и замечательный коллектив – приглашаем!
Как только наберем штат водителей, планируем, что ко второму кварталу 2023 года ежедневно в будние дни будем выпускать на линию более 150 автобусов.
У нас не стоит задача закрыть все маршруты муниципальным транспортом, работают и частные перевозчики. Если еще три года назад, в «доковидный» период, на линии работало порядка 1000 частных автобусов, то сейчас их выходит всего 540. И наша задача сделать так, чтобы сохранить и частного перевозчика, и развить муниципальный транспорт, чтобы мы работали воедино. Большие автобусы будут ходить по магистральным маршрутам, «частники» – по отдаленным микрорайонам, где параметры дорог не соответствуют габаритам автобусов большого класса. Они будут подвозить пассажиров к магистральным маршрутам.
- Игорь Юрьевич, каждое лето уже третий год подряд, это точно, в городе идет ремонт дорог. Продолжится ли он в 2023? Какие проблемы вскрывает ремонтная кампания?
- Ремонт продолжим, торги по дорогам на 2023 год практически завершены, подрядчики известны. Будем делать 25 участков дорог общей протяженностью 30 км. На ремонт выделено 700 млн рублей, как и в прошлые годы.
В 2019 году мы впервые получили такое финансирование и три года подряд по 700 млн рублей из средств нацпроекта «Безопасные качественные дороги» направляем на ремонт. Хотелось бы сказать, что за это время мы 150 км дорог уже капитально отремонтировали: с пешеходными переходами, обустройством остановочных карманов, светофорных объектов, освещением. Сегодня практически основные магистрали города сделали.
О проблемах. У нас встал вопрос контроля качества, он необходим всегда. Поэтому с самого начала мы совместно с депутатами горсовета, с общественными организациями создали такую рабочую группу, которая дотошно проверяет, как подрядчики делают нашу работу. Думаю, сейчас подрядные организации уже поняли, что хитрить и выискивать какую-то выгоду не надо, потому что в любом случае придется переделывать за свой счет и выйдет себе дороже.
Что еще выяснилось в ходе ремонтной кампании? Дороги ремонтируем, дворы благоустраиваем дворы, а межквартальные проезды у нас оставались без внимания. Поэтому принял решение направить денежные средства на ремонт межквартальных проездов, чтобы комфортно было везде. В этом году отремонтировали 111 таких проездов силами нашего Комбината по благоустройству.
- Комбинат начал делать и ямочный ремонт?
- В прошлом году решили, что не будем отдавать подрядным организациям ямочный ремонт, а как муниципальное задание давать нашему Комбинату по благоустройству. В итоге на те же самые деньги, которые мы раньше тратили на ямочный ремонт, делаем в разы больше, чем раньше, когда ремонт выполняли подрядчики.
Закупили машины, взяли дополнительное оборудование, маленький каток, вторую «Бецему». Теперь часть заливаем с помощью горячего асфальтобетона, остальное – с использованием современной машины «Бецема», которая под давлением заполняет ямы смесью из битумной эмульсии и крошки.
Горожане сейчас и не замечают, что делается ямочный ремонт. Раньше как было? Пока мы отторгуем, пока подрядчик закупит оборудование, материалы, расковыряет эти ямки на дорогах. Потом недели две, а то и больше, мы вокруг этих ямок проезжаем, затем купят асфальт и закатают.
Сейчас все по-другому. Сделали ямку - тут же ее закатали, и неважно, днем это или ночью. Эффективность есть, результат есть. Поэтому мы решили, что эффективно было бы делать самим и дорожную разметку, передать эту работу на исполнение нашему Комбинату по благоустройству. Во-первых, будет своевременная качественная разметка, во-вторых, если что-то напортачили - сами и переделали. Такие работы, которые и экономят бюджетные деньги, и дают эффективность, качество, мы активно внедряем.
- Улан-Удэ в этом году в первый раз реализовал такой замечательный проект, как «1000 дворов Дальнего Востока». В 2023-м таких мини-парков станет больше?
- Юрий Петрович Трутнев, заместитель председателя правительства России, объявил, что эта программа будет продолжена и на следующий год. Мы не постеснялись и подали заявку на 186 млн рублей на 18 дворов.
Действительно, в этом году проект был реализован в первый раз, мы сделали 13 дворов дополнительно к программе «Комфортная городская среда». Три из них - это максимальные дворы, которые включают в себя буквально все: семь зон отдыха для любого возраста, от малышей и до пожилых людей. Плюс сделали восемь средних дворов и два компактных. Нам понравилось, правительству понравилось. Поэтому мы планируем эту программу развивать дальше.
- Еще одна впечатляющая цифра: 19 детских садов построено за три года. Впечатляет. Водителей не хватает, а воспитателей?
- В 2017 году порядка 12,5 тыс. ребятишек стояло в актуальной очереди. У нас очередь считается от двух месяцев до семи лет и от трех лет до семи лет. То есть очередь до трех лет раньше вообще даже не рассматривалась.
Сегодня благодаря тому, что мы ввели детские сады в эксплуатацию, у нас в 19 раз сократилась очередь. Созданы новые рабочие места, персонал есть, штат набран. Мы специально, начиная строить детские садики, готовили людей через целевую подготовку и переподготовку специалистов для дошкольных учреждений.
Сегодня мы провели торги и уже определили подрядчика для строительства еще трех детских садов: это мкр. Шишковка, Мясокомбинат и, как мы обещали, в ДНТ «Перспектива» в мкр. Радужный. К новым детским садикам мы сразу подводим дороги. Для того, чтобы детишек можно было и подвезти, и пешком дойти комфортно и безопасно.
В Забайкальске мы садик сдали, но дороги еще нет только потому, что там сейчас строится еще одна школа. Закончим школу, построим дорогу и туда. Она у нас уже запланирована, отыграна и в следующем году будем делать.
Строятся не только садики. За последнее время мы семь зданий возвели для шести школ. У 25-й сейчас отдельно стоящее здание. Большой комплекс школы № 40 на «Октябре». Я помню, как люди не верили, когда сносили старое здание, что там будет новая школа, говорили про торговый центр. Мы обещали, и сейчас она уже построена, принимает детишек. Построен комплекс 63-й школы в 112 квартале, сдана в этом году школа № 8 на Левом Берегу - самая большая в Дальневосточном федеральном округе.
Готовимся вводить в эксплуатацию еще один корпус к 32-й школе. И вот как только мы его запустим, третья смена в городе Улан-Удэ исчезнет.
И это не все. Еще четыре школы у нас строятся сегодня, и в следующем году дети в них пойдут - все в Октябрьском районе, в самом густонаселенном.
- Похоже, город постепенно превращается в масштабную стройку. Поэтому нужен мастер-план Улан-Удэ, о котором мы впервые услышали в этом году?
- Раньше понятия «мастер-план» в России не существовало. Были другие: «генплан города», «стратегия социально-экономического развития» и др. Задача мастер-плана – объединить интересы, чтобы все понимали, куда идет город, как он будет развиваться в комплексе. Обустройство набережных, развитие дорожной инфраструктуры, жилищное строительство, социальные, спортивные объекты – все, что разрабатывается с учетом мнения жителей и чего не хватает Улан-Удэ. И в этом году мы впервые начала разрабатывать такой масштабный документ, который определит будущее нашего Улан-Удэ на ближайшие десятилетия. Важно, что мастер-план затрагивает развитие не только центра, а территории по всему городу.
На заседании президиума правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, прошедшего под руководством полпреда ДФО Юрия Трутнева, Бурятии предоставят 2,2 млрд рублей из федерального бюджета на развитие. Средства пойдут в том числе на мероприятия по реализации мастер-плана Улан-Удэ, на строительство театрально-культурного центра «Байкал» в Улан-Удэ и др.
Выделенные средства уже означают, что наши идеи, наши проекты обретают жизнь. Сейчас с таким вниманием президента России к развитию Дальнего Востока, к развитию городов, с поддержкой главы Бурятии у нас есть исторический шанс сделать рывок вперед, создать основу для будущего. Мечты не только становятся реальностью - они легли в основу конкретного плана действий.
- Спасибо за беседу!
Сергей Данилов, для «Номер один».