Романтика и антиромантика морской службы

Как парень из Улан-Удэ ходил на военном корабле
A- A+

Обычно, если говорить о хождении по морям на корабле, вспоминаются красивые фильмы о  путешествиях в дальние страны. Ты представляешь, как качаешься на волнах, легкий бриз обдувает лицо, на горизонте ныряют дельфины. Но о том, каково это на самом деле круглый год жить на палубе, знают немногие. Наш земляк Максим Калинин ходил на учебном военном корабле в море и рассказал  обо всех перипетиях морских путешествий. 

В поисках необычного

Максим Калинин родился и вырос в Бурятии. Окончил самую обычную школу в поселке Восточном. После окончания поступил во ВСГУТУ на кафедру «Промышленная экология и защита в чрезвычайных ситуациях». Но перспектива стать пожарным не сильно его привлекала. Хотелось чего-нибудь более необычного. На втором курсе родители предложили перепоступить и подать документы в Санкт-Петербург, где учился брат. Максим, недолго думая, принял решение бросить все и уехать на запад. К тому же отец тоже был военным, но другой специальности. Судьба привела к дверям Военного учебно-научного центра Военно-морского флота. Его приняли на специальность  «применение и эксплуатация средств радиоэлектронной борьбы сил флота». 
 
– После сдачи экзаменов меня приняли в Военно-морскую академию, я был очень этому  рад. Это удивительная возможность служить на флоте, носить форму с достоинством. Никогда бы не подумал, что окажусь там. Сейчас я на должности курсанта, но это пока, – говорит Максим Калинин. 
Особенно парню понравилась униформа. С первого по четвертый курс внутри института форма представляет из себя так называемое «рабочее платье» синего цвета. Этот флотский костюм состоит из рубахи и брюк особого пошива, форменного накладного воротника (гюйс), рабочей обуви и пилотки. На гюйсе расположены три белых полоски. Принято считать, что они обозначают три морских победы Русского флота: при Гангуте (1714 год), Чесмене (1770 год) и Синопе (1853 год). А на кокарде красуется якорь. Для пятого курса есть «офисная форма». Она черного цвета и имеет шеврон с изображением двуглавого орла, держащего в лапах якорь. 
 
Впервые на палубе 
 
Сразу попасть на корабль, конечно, не позволят. Для начала необходимо всему обучиться и пройти практику. Для второкурсников она называется «стояночная». Экипаж некоторое время живет на корабле, причаленном в порту. Сами корабли делятся на определенные ранги.  

– В настоящее море я вышел на четвертом курсе. Отчалили мы из Кронштадта, пошли через Финский залив. Конечной точкой был Северный флот в Североморске. Это Мурманская область. Мы прошли по морю Эстонию, Таллин, вошли в Балтийское море, миновали Литву, Швецию, Польшу. Рядом с Польшей  проходили через узкость (узкое место в маршруте, опасное для корабля из-за  близости берегов, рифов отмелей и кос. – Прим. авт.) Еще немного и попали бы в шторм. Наш корабль вовремя встал на якорь, больше дня ждали, когда непогода утихнет и достигнет хотя бы шести баллов. Дальше нас ждала Дания, Каттегат, Норвегия, – перечисляет Максим. 
 
Когда судно проходит узкость, объявляется боевая тревога. Все задраивается, экипаж наготове. Это очень опасное место, потому что корабль в любой момент рискует сесть на мель. Для избежания этого приходится тщательно идти по определенному пути.  

– Большую часть стран я видел издалека. Мы прошли несколько узкостей и вошли в Мурманскую область через Кольский залив. А затем уже благополучно добрались до Североморска. Конечную точку  достигли приблизительно за 20 дней с учетом всех вынужденных стоянок, – рассказывает Максим Калинин. 
 
Стоянка не может быть организована просто так. При необходимости заход в порт разрешен исключительно в дружеские страны. Обратно в Питер экипаж вернулся на поезде, так как корабль передали штурманам, которые отправились через верхнюю часть карты уже своим маршрутом.  
 
Торпедный аппарат 
 
Оказывается, в практике студентов Военно-морского флота предусмотрены занятия на симуляторе подводной лодки. На таких суднах находится торпедный аппарат (ТА). В случае когда лодка ложится на грунт и происходит аварийная эвакуация, существует несколько путей. Один из них - через ТА. Аппарат вмещает в себя до трех человек.

– Мы надевали специальный костюм. Спереди на нем расположены два баллона с воздухом. В торпеде может быть максимум три человека. Первый заползает и добирается до передней крышки торпедного аппарата. У него в правой руке есть карабин. С помощью него первый подает сигналы. Он стучит один раз, это значит «я на месте все, хорошо». Второй заползает, дотрагивается до ног первого на расстоянии вытянутой руки, стучит один раз – «я на месте, все хорошо». Третий также доползает до ног второго и один раз стучит. Задняя крышка торпедного аппарата закрывается. Снаружи по ней стучат несколько раз, передавая сигнал, что ТА закрыт, приготовьтесь к поступлению воды, – разъясняет Максим. 
 
Торпедный аппарат закрывается с двух сторон. Он похож на длинную трубу. В момент поступления воды аппарат заполняется жидкостью приблизительно на 75%. Внутри костюма расширяется оставшийся воздух и поднимает всех к потолку. В определенный момент подается сигнал, означающий, что пора открывать переднюю крышку ТА. 

– Есть такая интересная особенность. При всплытии каждый кричит себе в маску: «Урааа!». Это необходимо для выравнивания давления, иначе у тебя могут просто лопнуть перепонки. И так обязательно кричат все всплывающие, – поделился Максим. 
 
Романтика или антиромантика 

Надводный корабль состоит из трех основных частей. Бак - передняя часть корабля. Шкафут - центр судна. Ют - задняя часть. На юте располагается приваренная к леерам (тросам) бочка. Ее поджигают прямо на корабле для уничтожения непищевых отходов.  

– При шторме у нас натягиваются веревки, и, перед тем как пойти выкидывать мусор, цепляешься карабинами за ремень, чтобы тебя не выкинуло за борт. Таким образом ты должен дойти до бочки, сжечь мусор и вернуться обратно. Прям в сильный шторм нас, конечно, никто бы не отправил, но где-то в балла четыре я выходил. Ощущения непередаваемые, – признается Максим Калинин. 

Максим поделился и другими яркими впечатлениями от похода в море. На его взгляд, самое романтичное - это удивительные пейзажи. Ночью на палубу запрещено выходить, однако молодежь, естественно, пару раз «высовывала нос». Бесконечная лунная дорожка играет в объятия с солнцем на горизонте. Свежий ветер дует в лицо. Многие о таком могут только мечтать. Однако существуют и минусы службы.  

– Мне было вполне нормально лежать на кровати во время шторма, но некоторые у нас сидели с ведрами. Очень укачивало. И еще наряды и вахты, вот это, пожалуй, самое неромантичное в море, – улыбнулся Максим Калинин.  
  
Вахта - это непрерывное несение дежурства, когда ты четыре часа стоишь в назначенном месте и непрерывно занимаешься своим делом. 
 
Обязанности службы 
 
По окончании обучения будет распределение, курсанты узнают свои места. Кто-то останется служить на суше, а кто-то в море. Применение и эксплуатация средств радиоэлектронной борьбы сил флота подразумевают большой список обязанностей. От разработки функциональных схем радиоэлектронных систем и комплексов с использованием средств компьютерного проектирования до устранения ракет при необходимости.

– На корабле есть панель приборов с радарами. Это радиотехническая часть, я отвечаю за ее состояние, починку, контроль и т. д. Наши антенны определяют надводную обстановку. Допустим, на корабль летит ракета, на радаре появляется точка. Мы ее обнаруживаем и объявляем боевую тревогу. В нашем помещении я, конечно, не один стою за приборами. В такой ситуации мы докладываем на главный командный пункт. Там находится командир корабля. От них нам поступает команда, какие средства применять. Также они могут приказать штурману изменить курс по необходимости. Это четкая, слаженная работа, – рассказал Максим. 
 
Ракету сбивают одним из способов радиоэлектронной борьбы. Могут, например, задействовать комплекс дипольных отражателей. Тогда ракета, нацеленная на корабль,  ударит по тому, кто ее направил. 

Романтика морских путешествий не всегда такая, какой ее показывают в фильмах. Зачастую это тяжелая служба с рядом сложных обязанностей и при непредсказуемых погодных условиях.

– Это очень тяжелая и ответственная профессия, на которую не каждый готов пойти. Лично мне очень нравится. Для меня большая честь и удовольствие служить на флоте. Всем, кто хотел бы посвятить свою жизнь такому делу, я могу пожелать только одного - терпения, выдержки и удачи, - улыбается Максим. 

Натали Грюнвальд «Номер один». 


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.