История главной стройки Бурятии

Долгожданный для каждого улан-удэнца третий мост создавался 20 лет
A- A+

В этом году строящийся в Улан-Удэ мост «Талаан» отмечает сразу два юбилея: 20 лет - от появления самой идеи и пять лет - с отмашки Путина на строительство. На бурятском языке «Талаан» означает «удача». Именно она отворачивалась от строительства моста долгие годы. 

Вылеты из проектов 

Впервые всерьез заговорили о необходимости третьей переправы еще в 2005 году. Чтобы избавиться от пробок в центральной части Улан-Удэ, требовался еще один мост, который соединит Октябрьский и Железнодорожный районы. 

В 2009 году проект по строительству будущего моста попал в список четырех объектов, которые Российская Федерация должна была помочь построить в Улан-Удэ в честь 350-летнего юбилея. Но из-за нагрянувшего экономического кризиса Хурал утвердил изменения, из-за чего мост был исключен из планов республики «до лучших времен». Наступили они в 2012-м, когда российское правительство включило постройку третьего моста в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Однако через год мост через Уду, в связи с переориентацией российского правительства на крупные федеральные объекты вроде БАМа, был вновь исключен из программы. 

В 2016  году мэр Улан-Удэ подписал соглашение с международной хулунбуирской строительной корпорацией «Тянь Чен» о строительстве третьего моста через Уду. Тогда инвесторы поставили условие, что проезд по мосту будет платный. Город был согласен на все, лишь  бы мост появился и разгрузил дороги. Но снова случился провал - компания обанкротилась. 

Какими только ни были проекты и идеи. Он мог быть шестиполосным, мог стать платным для автомобилистов с таксой 20 рублей в одну сторону, пересекать железнодорожные пути, стоимость его строительства начиналась с 2,7 млрд, но каждый раз все планы срывались. Одним словом, «Талаан» снова и снова оказывался за бортом.

Однако переломный момент все-таки произошел. И на этот раз не путем переговоров на высшем уровне, а благодаря… журналистам. 

Помада для президента

2017 год. На встречу с президентом приехало более 1,5 тыс. представителей СМИ. Среди них оказались два журналиста из Бурятии - Илья Кошлюнов и Юлия Пермякова. 

Выбор вопросов стал коллективным решением. В тот год на слуху было несколько наболевших тем. Очередные проблемы с дорогами и нехватка моста, запрет на вылов омуля и сокращение водоохранной зоны Байкала.

- Наш плюс был в том, что мы сели в один ряд  с федеральными СМИ. Нас хотели выгнать, но мы сели как вкопанные. Я сам сделал табличку еще в Улан-Удэ. На ней было три слова: «Байкал», «омуль», «люди». Это даже не табличка, а два листа формата А4. Когда проходил непосредственно в зал, на входе стояла служба безопасности. Там не дают проходить с большими плакатами. Пришлось на хитрость пойти. Я показал, что у меня маленькая табличка. Но на самом деле она была у меня раскладной и получилась в два раза больше, - рассказал журналист Илья Кошлюнов.

Конференция длилась более трех часов. Журналисты из Бурятии стали последними, кто задал вопросы. 

- Я докричался. Изначально все началось со скандала. Потому что нас выгоняли с тех мест. Юлия сидела в первом ряду, я во втором.  Пришлось очень громко кричать и немного некрасиво себя вести, чтобы меня заметили и дали слово, - вспоминает Илья.

Когда президент услышал крики из зала «Байкал!», он, конечно, не мог не обратить внимания на этот возглас. В итоге  микрофон пришлось дать  обоим журналистам из Бурятии. 

- Кстати, мой плакат был написан помадой. В первом ряду сидел президентский пул. Там лежали таблички, где были написаны Ф.И.О. тех, кто должен сидеть. А я же села не на свое место. На чужой табличке на обратной стороне я и написала помадой: «Нужен мост», - сказала Юлия Пермякова.

В итоге по поручению Путина в январе 2018-го Минтранс России одобрил строительство в Улан-Удэ третьего моста. Началась подготовка проекта. Ориентировочная стоимость моста составляла 5,5 млрд рублей. Проектировать третий мост через Уду взялась московская фирма  «ПромГражданПроект». В 2019-м документация была готова, впереди оставалось прохождение экспертиз. Одним из последних этапов стала оценка влияния стройки на экологию. В октябре был окончательно дан юридический старт, строительство третьего моста началось - полностью за счет федерального бюджета. 

Бабушка Эра 

В 2021 году стартовал конкурс на лучшее название строящегося моста. Жители республики предложили более 300 вариантов. Одна из улан-удэнок хотела дать сооружению имя своей бабушки  Эры. Так как пенсионерка каждый день из окна своего дома воочию наблюдала за эпохальным строительством. 

Сейчас у Эры Яковлевны шесть правнуков, но она мечтает о восьми-десяти. Внуков - 11, некоторых, как она говорит: «Бог дал». Отец Эры был кадровым офицером и служил в Амурской области. Погиб в 1942-м под Витебском. После войны ее мать решила вернуться на родину в Кяхту и родила еще троих детей. 

- Строительство моста вошло в историю нашей семьи. Наша бабушка - ветеран труда, передовик производства, каждый день из окна своей квартиры наблюдает, как строится мост, и очень переживает, чтобы обязательно достроили, уж очень хочет дожить до этого события, - рассказала ее внучка.

Но по итогу, набрав наибольшее количество в виде 37,88%, победу одержало название не «Эра», а «Талаан» («Удача»). Пожалуй, такое наименование отлично подходит данному объекту, учитывая нелегкий путь его строительства. Но есть подозрение, что в народе его будут называть «третьим», как до сих пор по-народному называют «новым» уже давным-давно построенный мост через Уду.

В декабре 2022 года строителям удалось соединить два берега мостовыми пролетами. Несмотря на плотный график и строгие правила, строители подрядной организации «Хотьковский автомост» нашли время, чтобы исполнить желание бабушки Эры. Она стала первым жителем Улан-Удэ, которая уже прошла по мосту до его открытия, опередив даже главу Бурятии. В 2022 году бабушку Эру с днем рождения поздравил Алексей Цыденов. И пригласил пройтись по новому мосту вместе. Вероятно, такая прогулка свершится уже после окончания строительства.

- Как только запустится, мы с вами вместе по нему пройдем. В эти дни там уже произошло смыкание - два берега соединились. Но работы, конечно, еще много. Так что следите зорким взглядом за качеством, чтобы никто там не расслаблялся, - обратился глава Бурятии к бабушке Эре во время прямого эфира.

Лифты и болты 

Но были во время строительства разные моменты. Возведение «Талаана» изначально шло круглосуточно. На объекте трудились в три смены. Однако на сроках сказалась пандемия COVID-19. Несмотря на то, что контакты между персоналом пытались свести до минимума, многие рабочие заболели. 

Нелегко было и с расселением местных жителей. Денежных средств на этапе проектирования заложено было достаточно, на долю из них удалось людей расселить. Жалобы также учитывались, все-таки стройка идет круглосуточно - много шума. Когда шли сварочные работы - выставлялись щиты, чтобы блики не разлетались. Самые шумные этапы строительства закончили в кратчайшие сроки. 

Несмотря на сложность высокотехнологичной стройки, все решают человеческие руки. Рабочие рассказали, что некоторые детали моста нужно проверять и смазывать вручную. Например, высокопрочные болты. В них резьба должна строго соответствовать. На них не должно быть ни грамма ржавчины. Для этого их обработали специальным составом керосина, чтобы убрать все засорители в виде жирной смазки. После чего болты закручиваются специальным динамометрическим ключом. Он дает возможность проконтролировать, с каким усилием затягивается гайка. Главное, чтобы у нее не было возможности раскрутиться. 

Во время строительства была и дискуссия по пешеходной части моста. Выбирали между пандусами и лифтовыми подъемниками для людей с ограниченными возможностями. Но зампред настоял на лифтах. 

- Дискуссия с городом была, но со мной дискутировать долго не приходится никому. Я хорошо понимаю, что такое центр города и как это все будет работать. Из личного опыта. Поэтому я достаточно назидательно свое предложение высказывал, с аргументацией, - вспоминает Евгений Луковников. 

Если в прошлые два года проблем добавила пандемия, то этой зимой переживали за сорокаградусные морозы. Но даже строителей «подобрали» морозоустойчивых. На объекте круглосуточно трудятся 70% вахтовиков. У компании «Хотьковский автомост» основные заказы по Якутии. Так что руководители, специалисты, монтажники, которые работают на третьем мосту, люди привыкшие и к пятидесятиградусным морозам.

Что имеем сегодня

Сегодня начался новый этап. Вскоре будет закрыт проезжий участок протяженностью 200 метров, после перекрестка улиц Ключевская, Сахьяновой, Трубачеева до авторынка и заправки.

«Талаан» соединит Октябрьский и Железнодорожный районы, минуя центр города, что решит проблему заторов в районе Центрального рынка и улицы Бабушкина. Общая стоимость объекта на этот момент - 7,5 млрд рублей. Длина моста - 202 метра, ширина - 26 метров. Будет четыре полосы. 

Транспортная структура города Улан-Удэ получит новую магистраль, разгружающую существующие мосты по улице Бабушкина и по проспекту Автомобилистов, а также современные развязки, улучшающие безопасность и благоустройство сопредельных районов. Специалисты утверждают, что мост кардинально решит проблемы пробок в центре нашего города. Открытие долгожданного моста запланировано на июль 2024 года. 


© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.