Глобальная перестройка
В столице Бурятии поделились деталями масштабного проекта – транспортной реформы, нацеленной на то, чтобы организовать сферу пассажирских перевозок и оптимизировать маршрутную сеть. В совещании приняли участие разработчик реформы - исполнительный директор ООО «Агентство дорожной информации «Радар» Юрий Попов из Перми и научный руководитель проекта - директор Института транспортного планирования, доктор технических наук Михаил Якимов из Москвы.
«Нулевой этап»
Так, Юрий Попов первым делом представил компанию, которая взялась за реформу в нашем городе. «Радар» работает в этой сфере уже 21 год. На счету компании десятки удачно выполненных проектов не только в Перми, но и в крупных городах, таких как Самара, Воронеж, Ижевск. Помимо этого, компания работала в Симферополе, Томске, Кемерово, Кургане и т. д. С осени 2021 года специалисты «Радара» взялись за Улан-Удэ и успели провести масштабную работу в четыре этапа: от подробного анализа существующей системы до оценки количества средств, необходимых для введения новой.
«Учитывая опыт реализации подобных реформ в других городах, сделан вывод: когда единовременно меняется полностью вся система перевозок – все организационно-финансовые и маршрутные сети, то обычно это все сложно реализуемо и вызывает большой шок у населения. Поэтому нами была предложена поэтапная реформация системы. Мы предложили два этапа изменения маршрутной сети и предварительный этап, так называемый «нулевой», - объясняет Юрий Попов.
К слову, «нулевой этап» почти выполнен в нашем городе – он включает в себя приобретение нового пассажирского транспорта и внедрение укороченных маршрутов.
«Как вы знаете, в 2022 году при поддержке главы республики и правительства для МУП «Городские маршруты» приобретено 124 автобуса большого и среднего классов на общую сумму свыше 1 млрд рублей. Поставка транспортных средств завершена в марте 2023 года. В текущем году комитетом продолжится работа по приобретению еще 14 автобусов большой вместимости», - добавил Юрий Ткачев.
Общая сумма финансирования составила 1,25 млрд рублей.
Без «дубляжа»
Отметим, все новые автобусы распределили по проблемным участкам в левобережном, загорском, юго-западном направлениях. Кроме того, часть транспорта направили в микрорайоны Дивизионный, Мясокомбинат, Забайкальский и другие. Сейчас город плавно перешел на первый этап, предусматривающий более кардинальные изменения, такие как отмена неэффективных маршрутов и изменение направлений существующих.
«Мы видим, что у нас увеличился выпуск подвижного состава маршрутов большого и среднего классов, увеличился на них пассажиропоток, как и количество пассажиров на трамвайных маршрутах. В том числе, когда проводилась наша работа, шел эксперимент по открытию новых маршрутов трамваев – открыты два новых маршрута. В принципе, по прошествии года можно сказать, эксперимент удался, пассажиропоток вырос, прогнозы в целом оправдались», - добавляет Юрий Попов.
Второй этап предполагает более сильные изменения – существенное снижение дублирования маршрутов и увеличение количества пересадок. Закрывается ряд ненужных маршрутов и меняются направления востребованных. Все это сопровождается введением пересадочных тарифов. Уже отменено несколько маршрутов, признанных неэффективными: № 4, № 21, № 23, № 25, № 31К, № 33, № 46, № 44, № 82.
«Практика показывает, что с введением подобных реформ снижается аварийность с участием общественного транспорта и, конечно, что актуально для Улан-Удэ, сокращается количество выбросов вредных веществ в окружающую среду, так как покупается новый подвижной состав классов «Евро 5» и «Евро 6», - сообщает директор «Агентства дорожной информации Радар».
Пробок будет меньше
Среди других плюсов – снижение среднего времени поездки, сохранение уровня занятости квалифицированных водителей. Так, с 1 сентября 2022 по 1 марта 2023 штатная численность МУП «Городские маршруты» увеличилась на 136 работников, из них 112 водителей.
По поводу изменений в движении – у маршрута № 10 уберут заезд на автовокзал, в обоих направлениях он будет осуществлять движение через площадь Советов. У № 33 изменится трассировка маршрута – от Кирзавода до трамвайной остановки «Мегатитан» (ул. Ботаническая). Движение автобусов № 57 продлят до микрорайона Энергетик. Направление автобусов № 135 будет проходить через проспект Строителей – ул. Калашникова – Жердева – Шумяцкого – с выходом на ул. Пищевая. Новый маршрут сформируют для общественного транспорта № 16, 16К. У № 55 планируют сокращение пути следования - от мкр. Орешкова с заездом в ЖК «Пентагон» до Элеватора и т.д.
На втором этапе проекта, с учетом введения пересадочного тарифа, исчезнут маршруты № 40, № 70, № 71, № 27 и № 59. Однако перед этим городу еще предстоит большая работа, в основном связанная с введением пересадочного тарифа.
«Сейчас в программе пересадочного тарифа участвуют маршруты № 1, № 10, № 46а и № 92, а также все трамвайные маршруты. Трамвай является скоростным видом транспорта с большой проводной способностью. Путем комбинирования поездок трамваев в центральной части города и автобусов из отдаленных микрорайонов можно значительно снизить время поездки пассажиров и увеличить ее дальность, исключить многократное дублирование маршрутов и снизить загруженность магистральных улиц», - отметил председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Юрий Ткачев.
Итоги за два года
Вдобавок, как неоднократно отметили на заседании, в дальнейшем детально рассмотрят вопрос строительства новых трамвайных линий в городе. Речь идет о трамваях в сторону 100-ых кварталов, до торгового центра «Мед», а также в сторону микрорайона Энергетик. Главная проблема возведения трамвайных линий в юго-западном направлении – железнодорожный переезд в микрорайоне Горький. С учетом, что железнодорожные и трамвайные пути не могут пересекаться, линии придется проводить либо над переездом, либо под ним.
Юрий Ткачев отметил, что в целом работа проведена большая. С 2021 года в нашем городе продолжают выстраивать интеллектуальную транспортную систему. Уже приобрели и подключили 54 светофора, 72 обзорные видеокамеры, 103 датчика транспортных потоков. Все это объединили в одну сеть, которую в режиме онлайн могут просматривать операторы. Внедрение системы пересадочного тарифа, льготные проездные, введенные впервые за 12 лет, обновление подвижного состава, укороченные маршруты – все это часть проводимой транспортной реформы. Отметим, с марта текущего года льготные проездные билеты могут покупать студенты, инвалиды I, II, III категорий и ветераны боевых действий, в том числе участники спецоперации.
Первоначальная задача транспортной реформы уже выполнена – горожане обеспечены новыми и комфортабельными автобусами. Теперь впереди ряд важных задач: изменение транспортной модели, организация работы муниципальных автобусов в вечерние часы и многое другое. Все это необходимо сделать, чтобы общественный транспорт стал максимально доступным для горожан.
Евгения Гармаева, «Номер один».